Елена Микиртичева: Бакланы в областной Думе

25 июля 2019 - 18:01
Бакланы в областной Думе

Заключительное в весенней сессии 30-е заседание Саратовской областной думы могло бы стать совершенно непримечательным и проходным. Громких или острых вопросов в повестке дня не было, на комитетской неделе шумел только коммунист Николай Бондаренко, да и то сложилось впечатление (как выяснилось, обманчивое), что после третьего объяснения он понял, чем отличаются услуги от условий их предоставления. В преддверии Думы коллеги даже предположили поспорить, что заседание будет тихим и непродолжительным – в повестке всего 22 вопроса. Ну и разное. Не поспорили. А зря. Потому что заседание длилось 5 часов 12 минут. И это второй по продолжительности результат весенней сессии – мартовское заседание длилось 5 часов 18 минут. Но тогда меняли спикера Думы. Нынче основные страсти кипели вокруг бакланов и Курильских островов.

 

Ничто не предвещало

По большому счету, повестка дня скандала не предвещала. Впрочем, было там два пункта – об обращении к президенту Путину о невозможности передачи Курильских островов Японии и об обращении к сенатору Людмиле Боковой об отзыве подписи под законопроектом. Оба документа изначально получили отрицательные результаты голосования на заседаниях комитетов, но по настоянию фракции КПРФ в повестку были внесены. Судя по всему, все надеялись, что под конец заседания коммунисты выдохнутся и вопросы быстро прокатят большинством голосов. Но не тут-то было. Впрочем, об этом позже.

Насторожиться думскому большинству стоило бы тогда, когда самый пламенный коммунист Николай Бондаренко внес в повестку дня дополнительный вопрос – об обращении в партию «Единая Россия» о запредельном уровне коррупции в Саратовской области. Почему председатель заксобрания изначально не пресек эту попытку – непонятно. Устав Думы запрещает органам представительной власти вмешиваться в дела партийные. О чем, собственно, напомнил депутатам Леонид Писной. Ну а депутат Алексей Антонов в первый раз (и не в последний) посоветовал коллегам-коммунистам учить матчасть – проекты постановлений в соответствии с регламентом должны проходить через комитет. Как будто коммунистам нужно было постановление… Понятно, вопрос большинством голосов отклонили. Но результата коммунисты достигли, потому как Бондаренко не только прочитал название вопроса, но и перечислил фамилии чиновников и депутатов, которые с тем или иным результатом попадали под следствие.

Но в общем и целом начало думского заседания было если не мирным, то спокойным. Нет, депутаты от КПРФ задали Вадиму Ойкину, которого депутаты согласовывали на должность министра финансов, массу вопросов. Но, поскольку у членов КПРФ, как уже заметил Антонов, с матчастью не очень, то вопросы они задавали не сильно разумные, уверенно путая сбалансированный и бездефицитный бюджет. И, конечно, все вопросы от КПРФ пропитались пафосом и популизмом. Ну и дилетантизмом – например, Владимир Есипов вкрадчиво поинтересовался, были ли у Ойкина конкуренты в борьбе за министерское кресло, и сможет ли он рассчитать экономическую эффективность, если объединят должности зампредов и министров. Удивил член ЛДПР Дмитрий Пьяных, спросивший, не пробовал ли Ойкин на согласовании в федеральном минфине добиться пересмотра распределения налогов между регионами и федеральным центром.

Дальше все шло по нарастающей. После избрания спикером Александра Романова должность председателя комитета по социальной политике оставалась вакантной, и на 30-м заседании депутаты избрали председателя этого комитета. От ЕР был выдвинут Евгений Ковалев, от ЛДПР – Станислав Денисенко, от КПРФ – Николай Бондаренко. Понятно, результат голосования был известен изначально, но процедура есть процедура. По регламенту номинантам предоставляется слово для оглашения своей программы-позиции. Первым по алфавиту шел Бондаренко, который огласил все что мог. Николай Николаевич вспомнил свою победу над макарошками, повышенный пенсионный возраст, стабильные потребительскую корзину и прожиточный минимум пенсионеров. Короче, коммунист Бондаренко выступил с обличительной речью в адрес действующей власти, не разделяя дела федеральные и региональные. Члены фракции ЕР зачем-то начали задавать коммунисту вопросы, и Бондаренко с большим энтузиазмом выбрал все время, отведенное на ответы.

Станислав Денисенко благоразумно отказался от доклада, а Евгений Ковалев ритуал честно отработал, ответив и на подготовленные вопросы коллег из ЕР, и на каверзные подначки от членов КПРФ. Понятно, по итогам тайного голосования победил член партии «Единая Россия».

 

Бакланы и приватизация

Совершенно непонятная дискуссия развернулась вокруг изменений в законопроект о приватизации госсобственности в Саратовской области – реализовывать государственное имущество теперь смогут коммерческие организации, которым будет дано такое право. Коммунисты взвились – они углядели коррупцию и потери бюджета. Понятно, депутаты от КПРФ не сильно вникают в тонкости документов – в последнее время  правительство области избавляется от абсолютного неликвида, заброшенных гаражей, квадратных метров в административных зданиях. И качество этого имущества таково, что использовать его очень накладно. А продать сложно – последние пару лет в отчетах комитета по управлению имуществом звучат слова о неисполнении плана приватизации по единственной причине: нет покупателей. Безусловно, профессионалы умеют торговать лучше, чем государственные служащие. Но когда такие мелочи интересовали наших трибунов от КПРФ? Впрочем, после продолжительной дискуссии, а к ЕР примкнули ЛДПР и «Справедливая Россия», за вопрос проголосовали большинством голосов.

А вот ситуация с изменениями в закон об охотничьих ресурсах в Саратовской области вызвала недоумение. Речь в документе идет о разрешении охоты на бакланов, популяция которых разрослась до таких размеров, что начала вредить экологии региона. Тут разделились мнения членов партии «Единая Россия», одни их которых встали на защиту пернатых, вторые бились за экологию. Судя по тому, что тема бакланов получила широкий отклик во многих официальных и неформальных СМИ, этот законопроект стал инструментом внутрипартийной борьбы.

 

О Курилах и Гондурасе

Обсуждение двух постановлений, которые изначально не получили поддержки думского большинства, превратилось в триумф думских коммунистов. Которые сначала пламенно докладывали суть вопроса, а потом, в ходе дискуссии обвиняли, изобличали, призывали, агитировали, часто просто чудом не переходя черту, за которой находились уже оскорбления и хамство. И заседание Думы превратилось в банальный скандал. Потому что коммунист Александр Анидалов, призывая коллег проголосовать за обращения, уверял, что во всех центральных СМИ идет обработка населения и подготовка общественного мнения к сдаче островов. Отсыл к Конституции коммуниста не убедил. Зато Александр Юрьевич очень обиделся на Дмитрия Пьяных, зачитавшего цитату лидера своей партии Владимира Жириновского, где тот обвинил в распаде страны именно коммунистов.

Аналогичная ситуация повторилась и при обсуждении обращения к Боковой – тут уже хедлайнером был Николай Бондаренко, который обвинял  Бокову в частности и государство в целом во всех смертных грехах. Нет, возможно, в словах Николая Николаевича и были крупицы правды, но риторика его была такова, что вызвала отторжение на ментальном уровне. А Николай Бондаренко от полной своей вседозволенности получал, судя по всему, невероятное удовольствие.

Последний, 23-й пункт повестки дня, «разное», тоже оказался весьма насыщенным. Станислав Денисенко возмущался бездействием властей: три дня горит свалка в Энгельсе, люди задыхаются. Вице-губернатор Игорь Пивоваров предложил Денисенко не пиариться и назвал срок закрытия проблемы. Денисенко вежливо огрызнулся.

Зампред Думы Ольга Болякина зачитала письмо соседей коммуниста Владимира Есипова из Балакова, где те просят собрать коммунисту 27 рублей – это его задолженность за ЖКУ. Дмитрий Пьяных тут же подставил плечо и предложил Есипову помощь ЛДПР.

И Людмила Бокова предложила депутатам создать рабочую группу и решить проблему по льготам по платежам в фонд капитального ремонта для пожилых людей. Отвечать на претензии, предъявляемые к ней, она не стала.

 

P. S. Как ни странно, но видно было, что думское большинство готовилось к атакам коммунистов. Многие депутаты от ЕР имели заготовки для определенных ситуаций. Отличился, правда, Дмитрий Чернышевский, который очень к месту процитировал Виктора Черномырдина и посоветовал коммунистам «не теребить Гондурас», но коммунисты обиделись и ответили. Тоже про Гондурас.

Еще было видно, что Александр Романов взял на себя роль исключительно ведущего заседания, а не модератора – в данном статусе Александр Сергеевич проявил себя лишь однажды.

А еще понятно, что, если члены «Единой России» хотят как минимум не идти у коммунистов на поводу и вернуть Думу в управляемое русло, им нужно решать проблему системно и для начала нанять хорошего политтехнолога.

Оставить комментарий