Пока вся страна обсуждает новые образовательные стандарты для старшеклассников, почти 5 тысяч первоклашек из пилотных школ Саратовской губернии учатся по новой образовательной системе.
Семилетки проводят в классах по пять-шесть уроков, изучают компьютер, занимаются проектной деятельностью, слушают лекции по военно-патриотическому воспитанию и изо всех сил стараются соответствовать стандарту, под который их пытаются подогнать чиновники. Родители подопытных первоклассников в ужасе, учителя — в растерянности.
В отличие от новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОСов) для средней и старшей школы, ставших главной темой обсуждения на прошлой неделе, стандарты для начальной школы прошли на удивление тихо. Видимо, еще не пришло время кричать «караул» — обязательными для всех без исключения учебных заведений они станут с 1 сентября 2011 года. Пока новая система прокатывается на пилотных школах: таких в России более двухсот, в Саратовской области в проекте участвуют 124 школы (22 — в Саратове) и более 5 тысяч первоклассников.
Что же представляют собой новые ФГОСы для начальной школы, о которых пока говорят только шепотом? На сайте Минобразования РФ — 30 страниц сухого текста, в жизни — полная ломка привычной образовательной системы. Единственное, что осталось прежним, — количество предметов и учебных часов. Все остальное меняется в корне. К примеру, многие учителя (да и родители) были уверены, что начальная школа должна научить ребенка считать, читать и писать. Оказывается, эти требования уже устарели, и теперь в той же области чтения главной задачей будет не скорость слов в минуту, а умение осознанно читать текст, анализировать его, искать в нем нужную информацию. Без ошибок придется писать не только привычные диктанты, но и электронные письма, а также SMS-сообщения.
В новых стандартах особое внимание уделено умению младшеклассников работать с компьютером и современными информационными носителями. К четвертому классу ученик должен овладеть иностранными языками, уметь набирать на компьютере текст не только на русском, но и на английском языке, делать компьютерные презентации, сканировать, заниматься компьютерным моделированием. Помимо всего прочего дети обязаны овладеть клавиатурным письмом — то есть «слепым» десятипальцевым набором текста. И это список «обязанностей», который требуется от детей 6-11 лет. Хороший размах, не правда ли?
Но от учителей теперь требуется еще больше — не только вбить в голову ребенка правила и формулы, но и научить использовать их в повседневной жизни.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна Зузлова, методист по начальным классам МУ «Городской методический центр»:
— Согласно новым стандартам, полученные ребенком знания не должны быть мертвым грузом: правило выучил, но ничего не понял. Школьника нужно научить свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их применять в жизни, искать новую информацию. То есть первоклассник должен не просто научиться считать, а знать, что такое число, сколько это — мало или много, где его можно применить, уметь правильно задавать вопросы. Невозможно от школьника, который несколько лет только зубрил, потребовать рассуждений и анализа, этому нужно учить с первого класса. Да, многим учителям придется перестраиваться, особенно тем, кто работает в школе давно и привык к старым образовательным стандартам.
Еще бы не трудно! Проще стукнуть указкой по парте, заставить детей пять или шесть раз повторить правило на уроке, а потом записать его в тетрадь — и дело сделано. Теперь придется объяснять учебный материал понятным для вчерашнего дошколенка языком, учить детей дискутировать, высказывать свое мнение. И с этой частью стандарта невозможно не согласиться: ведь если бы в начальной школе марьиванны вели преподавание на нужном уровне, не было бы столько абитуриентов, делающих примитивные орфографические ошибки в словах. К слову, на прошлой неделе в СГУ состоялся ученый совет, на котором декан одного из факультетов пожаловался, что первый семестр первокурсников уходит не на учебную программу, а на то, чтобы ликвидировать школьную безграмотность.
Однако пока никаких новых учебников, в которых детей учили бы писать диктанты не только ручкой, но и в электронном виде, нет. Максимум — многочисленные пособия и методички, на которые ориентируются учителя, работающие в пилотных школах. Может быть, что-то поменяется в системе высшего профессионального образования? И молодых педагогов с вузовской скамьи будут ориентировать на новые школьные стандарты?
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Прохоров, доктор физико-математических наук, профессор, директор Саратовского педагогического института СГУ:
— Мы готовим учителей начальных классов по старым программам, и у нас ничего не изменилось в их подготовке. Конечно, новые программы обучения разрабатываются, и возможно, они вступят в силу уже осенью текущего года. Но ведь должно пройти время, прежде чем мы выпустим этих молодых преподавателей. А до тех пор кто будет преподносить детям знания в новом формате? Молодых учителей, которые сообразительны, креативны и восприимчивы к новому, в наших школах крайне мало, большая часть школьных педагогов — пенсионеры. Поэтому я даже не представляю, как новые образовательные стандарты будут реализовываться не на бумаге, а в жизни.
Действительно, сложно представить шестидесятилетнюю педагогиню, с азартом объясняющую малышам способы поиска информации в интернете или обучающую их грамотному написанию SMS-сообщений.
В новых образовательных стандартах есть еще один пробел, о котором разработчики даже не упомянули. Это разный подготовительный уровень первоклашек, часть из которых умеет бегло читать, а другая даже не знает букв. Большинство директоров саратовских школ, участвующих в эксперименте, стараются делать хорошую мину при плохой игре, заявляя, что все первоклассники в их школе сильные и талантливые уже с пеленок. Единицы честно признаются в существующих проблемах.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Светлана Рябцева, завуч МОУ СОШ № 7 города Саратова:
— Новые стандарты у нас тяжело, но приживаются. С учителями свои сложности — приходится ломать мышление педагогов, перестраивать их на новый лад, с детьми — свои. В эксперименте участвуют два первых класса, в одном детишки подготовленные, а в другом из 26 учащихся — 13 из семей, находящихся в социально опасном положении, малообеспеченных, есть малыши, живущие с опекунами. Как выкручиваемся из положения? Занимаемся с ними дополнительно, подтягиваем изо всех сил, беседуем с родителями.
Школьные учителя, попавшие в «экспериментальный переплет», не стесняются в выражении своих чувств. Хотя просят не называть их фамилии во избежание неприятностей.
— Представляете, в этом учебном году из 22 моих первоклассников 9 человек не знают цвета, у 12 абсолютно не развита память, а семеро впервые услышали сказку про репку, — рассказывает Елена Ильина (фамилия изменена), учитель младших классов одной из саратовских школ. — Недавно мы учили стихотворение про зиму, из шести строк — большинство его вольно пересказали. И как с такими детьми работать по новым стандартам? Я понимаю, что часть малышей из неблагополучных семей, с ними никто не занимался, а первые книги они только в школе увидели. Но честно говоря, я не знаю, как сумею научить такого ребенка оценивать количественные и пространственные отношения, как того требует новый стандарт. И такая ситуация у многих моих коллег, особенно тех, кто работает на окраине, просто они не решаются ее озвучивать.
Действительно, разработчики стандартов почему-то не озаботились вопросом, насколько эффективными будут ФГОСы в тех учебных заведениях, где слабых первоклашек из неблагополучных семей большинство.Согласно свежим исследованиям Института развития образования Высшей школы экономики, примерно треть российских школ можно назвать проблемными. Еще 23% являются наиболее неблагополучными, а 6% находятся в крайне опасном положении. Это значит, что количество правонарушений в них в несколько раз выше среднего уровня, как и число учащихся, а средние баллы по ЕГЭ значительно ниже показателей по стране и региону. В неблагополучных школах учатся дети-сироты, ребятишки из неблагополучных семей, дети мигрантов. И по понятным причинам родители не могут обеспечить им даже отдельного места для занятий, не говоря уж о компьютере. Как считает Исаак Фрумин, директор Института развития образования Высшей школы экономики, необходимо срочно разработать программу поддержки слабых школ. Иначе они могут превратиться в «резервации», куда будут вытеснять детей из благополучных учебных заведений. Дабы не портить статистику и не мешать претворению в жизнь новых образовательных стандартов.
Но больше всего вопросов вызывает вторая часть нового образовательного стандарта для начальной школы. Если обучение малышей компьютерной грамоте вызывает удивление, но вполне вписывается в современную жизнь (по данным института социологии РАН 79% российских школьников имеют дома компьютер), то так называемая «внеурочная работа», которой будут заниматься первоклашки под руководством все тех же многострадальных школьных педагогов, вводит в состояние ступора.
На первый взгляд, внеурочная нагрузка представляет собой обычную «продленку», совмещенную с кружками по интересам, и занимает 10 часов в неделю. Но чиновники из Минобразования сделали акцент: внеурочная деятельность является обязательной частью учебного процесса, то есть с 1 сентября 2011 года все первоклассники обязаны посещать эти занятия.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
Михаил Орлов, заместитель министра образования, начальник управления общего образования Саратовской области:
— Внеурочная часть — это не просто кружки, а продолжение учебного процесса. С переходом на новые стандарты образования внеурочная работа станет обязательной, знания и умения школьников будут развиваться как в урочное, так и внеурочное время.
Проще говоря, к 20 учебным часам в неделю добавится еще 10, во время которых малыши-первоклашки будут обязаны «продолжать учебный процесс». Сегодня, согласно статистике, около 38% первоклассников имеют отклонения в здоровье. Что же будет, когда вчерашние дошколята станут проводить в школьных стенах еще больше времени? И куда смотрят российские педиатры, давшие добро на такую странную принудительную систему стандартов?
Министерством образования РФ даны несколько основных направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое, проектная деятельность и другие, но администрация школы имеет право добавить и свои предложения. Дети могут играть в шахматы, петь, танцевать, лепить или ходить на экскурсии. Но все это — после уроков и 45-минутного перерыва. И обязательного обеда, который пока оплачивается из кармана родителей.
Внеурочная часть вызывает массу вопросов как у родителей, так и у педагогов.
— Со следующего учебного года, когда образовательные стандарты вступят в силу, я не смогу водить свою дочь в детскую художественную школу, — рассказывает Ирина Мельникова, мама дочери-первоклассницы. — Потому что после шести уроков сделать это невозможно, ребенок придет домой только к вечеру, а отказаться от обязательных двухчасовых кружков в школе мы не сможем. Да, там тоже есть художественно-эстетический кружок рисования, но его ведет школьный учитель рисования. Видите разницу?
Получается, что деятельность секций, кружков и детских курсов полностью перейдет в ведение школы. Вот только пригласить для того же кружка рисования педагога из художественной школы администрация учебного заведения вряд ли согласится, поскольку в этом случае учителя сильно потеряют в зарплате. Ведь внеурочная работа, напоминаем, будет частью учебного процесса, а значит, станет входить в обязанности педагога.
Но главная издевка чиновников от образования заключается в том, что переход на новые образовательные стандарты никак не поспособствует увеличению зарплаты учителей младших классов. Им не дадут никаких прибавок, не увеличат оклад. Обязанностей и головной боли у педагогов прибавится, а денег — нет.
И можно ли после этого рассчитывать, что учителя с горящими глазами будут составлять конспект урока, готовить портфолио на каждого ученика (еще одно новшество стандартов), заполнять кипу бумаг и разрабатывать план проектной работы для первоклашек? А также любить наших детей, способствовать их познавательному и общекультурному развитию, как того велят новые стандарты?
Ирина Лихоман