Главная / Издания / Детская неожиданность

Детская неожиданность

Детская неожиданность
29 мая 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№23 (824) 29.05-5.06.2013

Саратовские родители не знают, как отстаивать права маленьких пациентов

Практически каждому второму ребенку приходилось хотя бы раз лечиться в стационаре. А уж по поликлиникам, особенно пока малыши пребывают в детсадовском возрасте, молодые мамы набегались вдоволь. Казалось бы, в сфере оказания медицинской помощи детям не должно быть самоуправства врачей, хамства медперсонала, неверных диагнозов и прочих «прелестей» взрослой медицины. Однако права юных пациентов все так же нарушаются.

Родители заболевших малышей часто теряются и не знают, как себя вести: должен ли доктор отчитываться о методах и ходе лечения ребенка? Можно ли сделать ксерокопию карточки или пригласить в стационар своего педиатра? Разрешено ли находиться в реанимации рядом с малышом? В правах маленьких пациентов разбирался «МК» в Саратове».

Короткие свидания

Ребенок в стационаре — источник немалого стресса для родителей. О пребывании в детских больницах раньше ходили «страшилки»: родители передавали друг другу истории, как ночью они спят на стульях возле больного малыша, поскольку кроватей не хватает, а днем моют полы в палате, лишь бы заведующий отделением разрешил еще одну ночь побыть рядом с заболевшим чадом. Сегодня ситуация изменилась: родственникам либо разрешают остаться с малышом в палате, либо запрещают и устанавливают строгие часы посещений.

Но тем не менее, по словам юристов, законом разрешено нахождение мам и пап в детской больнице.

— Право одного из родителей находиться вместе с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи закреплено в части 3 статьи 51 федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», — рассказывает юрист Александр Петровченко. — С малышом в больнице может также находиться не только мать, но и отец ребенка или другой родственник. При этом лицу гарантируется бесплатное совместное нахождение с ним в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. Но вот парадокс: предоставление спального места и питания родителю осуществляется на бесплатной основе, только если речь идет о ребенке до 4-х лет или старше — при наличии медицинских показаний. А так как коек в детских больницах не хватает и оплатить отдельную палату довольно сложно, то возникает несоответствие: вроде бы родители могут находиться рядом с заболевшим малышом, но места для всех желающих в палатах реально не хватит. Не класть же мам и пап в коридорах на раскладушках!

Но законотворцы, оказывается, дали родителям право на посещение больного ребенка в больнице в любое время, вне зависимости от установленных для того часов. Вы не знали об этом? Подозреваю, что об этом не знает и сам персонал детских больниц, поскольку эта норма носит декларативный характер и реализовать ее на практике невозможно. По крайней мере, об этом говорят сами врачи.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Денис Грайфер, главный врач детской городской больницы № 7 города Саратова:

— Детская больница живет по своему графику. Представьте, если мамы и папы будут ходить к детям в любое время, круглосуточно? Как в этом случае функционировать лечебному заведению? В стационаре существует свой распорядок: в одно время маленький пациент находится на процедурах, в другое время у него завтрак или обед, потом дневной сон, следом — снова манипуляции. Поэтому частые свидания с родителями только помешают процессу лечения, и здравомыслящие мамы и папы это понимают. В нашей больнице есть график посещений, но вопрос более частых визитов к малышу вполне можно решить, обратившись в администрацию лечебного заведения. И думаю, такой порядок существует в каждой детской больнице.

Еще одна родительская боль: мам и пап не допускают в детскую реанимацию. Что, впрочем, логично и ничуть не противоречит законодательству. Но, как говорят главные врачи лечебных учреждений, в редких случаях родственники ребенка могут быть допущены в палату интенсивной терапии и реанимацию. Вот только для этого родителям нужно сдать массу лабораторных анализов, дабы не принести с собой инфекции и вирусы.

Тайны за семью печатями

К сожалению, многие детские врачи (да и взрослые тоже) до сих пор работают по старинке, не утруждая себя общением ни с пациентом, ни с его родственниками. И добиться какой-либо информации о состоянии здоровья ребенка родителям бывает очень и очень сложно.

— Пока моя семилетняя дочь лежала в детской больнице с невнятным диагнозом, я обила пороги всех врачей, дабы узнать, как и чем ее лечат и каков прогноз, — рассказывает тридцатилетняя саратовчанка Анна Городько. — Со мной никто не хотел разговаривать, просила расшифровать результаты анализов, мне отвечали: «Зачем вам это нужно? Все равно ведь ничего в этом не понимаете!» Дочери сделали рентгенограмму, и опять я по два часа просиживала у ординаторской, дабы узнать, что показало исследование. Ответы врачей были одинаковы: «Все узнаете перед выпиской!» У меня возникло впечатление, что врачам просто недосуг общаться с родителями, у них нет на это ни желания, ни времени.

Однако непредоставление информации о состоянии здоровья ребенка является грубым нарушением законодательства.

Как разъяснил Дмитрий ГОНЧАРОВ, директор филиала «Саратов-РОСНО-МС» ОАО «РОСНО-МС», согласно 4-му пункту 22 статьи закона № 323, «пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья», а на основании 5-го пункта этой же статьи имеет право получить копии документов. Если по каким-то причинам врачи отказываются предоставлять полную информацию о состоянии здоровья малыша, это повод обратиться в страховую медицинскую компанию, выдавшую полис ОМС, которая разберется в ситуации.

Правозащитники же напоминают: начать можно с заявления на имя главного врача: «Прошу на основании 22-й статьи закона № 323 обеспечить меня копиями медицинских документов и предоставить информацию о состоянии здоровья ребенка, поскольку в соответствии со статьей 140 УК РФ отказ в предоставлении мне информации может быть квалифицирован как уголовно наказуемое деяние». Юристы говорят, что после таких заявлений все необходимые документы и разъяснения появляются незамедлительно. После окончания лечения родителям пациента должна быть вручена на руки выписка из истории болезни, по требованию мам и пап могут быть выданы рентгеновские снимки, результаты сложных анализов или их ксерокопии. Юристы советуют сделать копии всех документов, полученных в больнице, оригиналы хранить у себя, а копии предоставить участковому врачу.

А вот пригласить своего лечащего педиатра или врача из другой клиники в мед­учреждение, где лечится ребенок, к сожалению, невозможно. Даже если возникают сомнения в диагнозе, даже если слишком впечатлительным мамам и папам кажется, что малыша лечат неправильно. Поскольку у государственного учреждения нет договора с другими врачами.  Максимум, что могут сделать родители: взять копии медицинских документов и с ними проконсультироваться у независимых специалистов, или же обратиться в свою страховую компанию, которая при необходимости направит в больницу врачей-экспертов.

«На прививку первый класс!»

Еще одна больная тема: школьные мед­осмотры, на которые детей загоняют целыми классами. В 80-90-х годах родителям бы и в голову не пришла мысль жаловаться на то, что ребенка осмотрела врачебная комиссия, но сейчас другие времена. У мам и пап все чаще возникает вопрос: насколько законно принуждать школьников посещать того или иного врача (пусть даже школьного стоматолога) без сопровождения или согласия родителей?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Дмитрий Гончаров, директор филиала ««Саратов-РОСНО-МС» ОАО «РОСНО-МС»:

— Любое медицинское вмешательство, где бы оно ни проходило: в стенах медицинского кабинета школы или в лечебном учреждении, проводится на основании письменного согласия родителей школьника или его опекунов. Родители могут ссылаться на приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 № 390н «Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи». Мамы и папы нередко обращаются в нашу страховую компанию с подобными вопросами, мы разъясняем им права и обязанности.

Впрочем, опираясь на букву закона, родители могут отказаться не только от медицинского осмотра собственного чада, но и от медицинских манипуляций, прививок и проч. Единственный момент: в стране, где разворачивается ювенальная юстиция, использование своих законных прав может быть весьма чревато. В нескольких регионах России уже были прецеденты, когда мамы, отказавшись от той или иной прививки, навлекали на себя грозные обвинения не только поликлиник и заведующих дошкольными учреждениями, но и органов опеки, которые указали, что своими действиями они нарушают «право ребенка на медицинское обслуживание». Таким образом, конечно, право освободить ребенка от массового медосмотра или вакцинации есть у каждого. Главное, чтобы впоследствии семью не обвинили в нарушении прав ребенка, а значит в «уклонении от выполнения обязанностей родителей» (статья 69 Семейного кодекса РФ — «лишение родительских прав»).

Болевой порог

Саратовские детские поликлиники совсем не похожи на те, что изредка показывают в фильмах и сериалах. Огромные очереди перед кабинетами, нехватка стульев, обозленные врачи, плачущие дети и отчаявшиеся мамочки. Любая молодая мамочка расскажет немало  медицинских «историй» из жизни собственного малолетнего чада.

Вопиющие случаи тоже случаются: к примеру, врач может просто не прийти по вызову к больному ребенку, поскольку регистратура забыла передать вызов и каким-то фантастическим образом вообще его «утеряла».

— Благодаря подобному инциденту этой зимой я чуть не лишилась работы, —  рассказывает Екатерина Пичугина, мама двоих детей. — У младшего сына поднялась температура до 39, утром я не пошла на работу и вызвала врача из нашей детской поликлиники. Доктора ждали до восьми вечера, но так и не дождались. За это время пятилетнему ребенку дважды вызвали «скорую», врачи сбивали температуру. На следующий день я пошла в поликлинику, но врач заявила, что никакого вызова ей не передали. Она, конечно, придет посмотреть сына, вот только оформить мне больничный лист вчерашним днем, то есть задним числом, не имеет права. На моем предприятии за прогулы карают очень строго, за «потерянный вызов» и день отсутствия на работе я расплатилась выговором.

К сожалению, случаи, когда родители не доверяют участковому педиатру или конфликтуют с ним, нередки. Это бывает, когда врач оказался не слишком компетентным, не долечил или поставил неверный диагноз, отказался выписать направление на госпитализацию или обследование. В этом случае возникает вопрос о смене участкового педиатра.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Владислав Сердюков, заместитель главного врача детской поликлиники № 3 города Саратова:

— Родители имеют полное право сменить участкового педиатра. Правда, существует единственное «но»: выбрать врача можно только с учетом его согласия. Доктор должен согласиться наблюдать и лечить ребенка в обход принципа территориальности медицинского обслуживания. То есть участок, на котором проживает ребенок, может находиться далеко от обслуживаемого участка врача, и в этом случае не каждый педиатр согласится взять на себя дополнительную нагрузку. Но тем не менее эта проблема все же решаема. В нашей поликлинике родители перемещаются с участка на участок, бывает так, что уходят от очень хорошего, опытного врача к более слабому или, наоборот, порой просто не сходятся с врачом характерами и просят перевести ребенка к другому участковому педиатру.

Российское медицинское законодательство защищает права пациента. Беда только в том, что сами пациенты об этом не знают, как и родители малышей, оказавшихся в стенах лечебного учреждения. Эксперты уверены: дабы не допустить нарушения этих прав, родители должны всегда иметь под рукой «Основы законодательства об охране здоровья граждан», а также телефоны фонда ОМС и представителей страховой компании, выдавшей медицинский полис.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий