Нужен ли саратовским школьникам зачёт по правилам дорожного движения?
В большом количестве образовательных инициатив, которые как снег на голову сыплются на школьников, встречаются и вполне здравые. Среди предложений о ежедневном исполнении гимна, уроках трезвости, курсов патриотического воспитания, изучения финансовой грамотности и основ поведения в интернете выделяется идея Общественной палаты РФ о введении в школах зачёта по правилам дорожного движения.
Возможно, кому-то это покажется очередной популистской идеей, однако, по статистике, количество ДТП, в которых страдают дети, с каждым годом растёт. В Саратовской области в прошлом году произошло почти три сотни аварий с участием несовершеннолетних, пострадали 313 детей, 10 погибли. Тем не менее саратовские педагоги настороженно отнеслись к расширению учебного курса. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности Антон ЦВЕТКОВ выступил с инициативой о введении в российских школах обязательного зачёта по Правилам дорожного движения для пешеходов и направил соответствующее предложение министру образования и науки РФ Дмитрию ЛИВАНОВУ. Как считает член Общественной палаты, на сегодняшний день в средних учебных заведениях «отсутствует слаженный механизм обучения детей правилам дорожного движения, а их знание отдано под контроль родителей ребёнка». Цветков указывает, что на данный момент дисциплина по ПДД отсутствует и до школьников доносят лишь отдельные правила в рамках курса ОБЖ. Инициатор нововведения подчеркнул, что за нарушение правил дорожного движения пешеход несёт ответственность, которая регулярно ужесточается. Однако перед тем как штрафовать школьника, его следует научить правилам дорожного движения, в связи с чем Антон Цветков предложил ввести в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимое количество часов для преподавания ПДД для пешеходов.
Похожая идея была высказана депутатами ещё четыре года назад. Комитет Госдумы РФ по транспорту предложил включить Правила дорожного движения в курс средней школы, сославшись на то, что сегодня Россия является одной из самых неблагополучных стран в мире по числу жертв в ДТП. Курс позволит сдать теоретическую часть экзамена на водительские права, не отходя от школьной скамьи. Тем ученикам, которые пройдут испытание успешно, по достижении 18 лет будет достаточно сдать лишь вождение. Предполагалось, что результаты школьного экзамена будут действовать в течение двух-трёх лет. Если в течение этого срока экзамен по вождению сдан не будет, обучение нужно будет начинать сначала. Однако предложение народных избранников, оформленное в рамки законопроекта, так и осталось на уровне инициативы.
В Саратовской губернии дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети, год от года становится всё больше. Если в 2011-м на территории региона произошло 210 ДТП с участием несовершеннолетних, то в 2014 г. число аварий составило 294. Только на территории Энгельсского района было зарегистрировано 47 ДТП с участием детей и подростков, половина из них — с участием детей-пассажиров.
Но, несмотря на актуальность инициативы, предложенной членом Общественной палаты РФ, педагоги и директора школ Саратовской губернии неоднозначно отнеслись к предложению расширить курс дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».
Сергей ШЕХМАТОВ, директор гимназии имени Героя Советского Союза Ю.А. Гарнаева г. Балашова считает:
— Невозможно что-то добавить в школьную программу, можно лишь заменить. Но что можно убрать из курса ОБЖ? Сократить изучение правил пожарной безопасности? Но ведь на пожарах тоже гибнут дети. На мой взгляд, к этому вопросу нужно подходить очень взвешенно и обдуманно.
Как рассказал Сергей Андреевич, помимо курса ОБЖ в балашовской гимназии проводятся классные часы, в рамках которых учащихся знакомят с правилами дорожного движения, причём часто на этих беседах присутствуют представители ГИБДД. На родительских собраниях также постоянно поднимается важная тема.
— Конечно, каждое общеобразовательное учреждение должно вводить подобные мероприятия, разъясняющие школьникам ПДД, в свою систему, — говорит директор. — Вопрос лишь в том, насколько качественно эта воспитательная работа проводится.
В другом балашовском учебном учреждении также полагают, что теоретических знаний по ПДД в рамках школьного курса подросткам хватает.
Что же касается инициатив по дополнительной дисциплине, изучающей Правила дорожного движения, или расширения программы ОБЖ, то Сергей Изгорев, который преподавал этот предмет с 1992-го по
2014 г., имеет на этот счёт своё мнение.
— Опытный преподаватель всегда найдёт возможность вернуться к теме, — говорит Сергей Анатольевич. — Скажем, меняется время года, наступает зима, на дорогах возникают гололёдные явления. Об этом можно лишний раз предупредить школьников, напомнить о том, что лучше сменить привычный маршрут на, может быть, удлинённый, но гораздо более безопасный. Поэтому заинтересованный преподаватель умело использует выделенные часы, и я не вижу смысла в том, чтобы вводить новую контрольную дисциплину по изучению ПДД.
К слову, для Балашова вопрос безопасности детей на дорогах становится всё более злободневным. В прошлом году в Балашове произошло два крупных ДТП, в которых пострадали школьники. В середине марта двадцатилетний водитель на «lada priora» сбил девятилетнюю девочку, которая переходила дорогу в не установленном для перехода месте без сопровождения взрослых. А осенью небольшой город всколыхнула новая трагедия: на нерегулируемом пешеходном переходе автомобиль «opel corsa» наехал на двух 11-летних школьниц. В результате ДТП один ребёнок скончался, второго с тяжёлыми травмами госпитализировали.
Директора школ указывают: безопасность детей на дорогах зависит вовсе не от зубрёжки Правил дорожного движения на школьных занятиях. Педагоги говорят, что правильнее всего было бы ужесточить наказание для водителей, нарушающих ПДД, отремонтировать дороги, а уж о том, как правильно переходить дорогу по пешеходному переходу и как обходить стоящий на остановке автобус, школьникам и так рассказывают.
По мнению Нины НАГАЙЧУК, директора средней общеобразовательной школы № 6 г. Вольска, лучше всего начинать не с подростков, а с водителей: тщательно контролировать обучение тех, кто хочет получить водительские права.
— С учениками мы изучаем ПДД не только в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности», — рассказывает директор. — Проводим тематические линейки: в начале учебного года, перед каждыми каникулами поднимаем тему безопасности на дорогах. В результате помимо школьной программы ещё 4-5 раз за учебный год мы напоминаем детям о правилах, а также о внимательности и осторожности.
Вера ПИМЕНОВА, директор средней общеобразовательной школы № 45 г. Саратова, делает акцент на том, что главное в вопросе безопасности детей на дорогах не теория, а практика.
— Рассказывать детям о безопасности и соблюдении правил можно бесконечно, но, к сожалению, порой они берут пример поведения на дороге со своих родителей, — говорит Вера Васильевна. — Перенимают привычку перебегать проезжую часть в неположенном месте или переходить на красный сигнал светофора.
В саратовской школе № 105 введены дополнительные часы по изучению ПДД.
Интересно, что авторами различных образовательных инициатив по ПДД чаще всего становятся депутаты и общественники, от ГИБДД никаких предложений о более детальном изучении Правил дорожного движения не поступало. Хотя сотрудники самого дорожного ведомства довольно одобрительно относятся к подобным образовательным новшествам.
Тем не менее, как отмечает Иван Курносов, лишь одна пятая часть ДТП, в которые попадают дети, происходит по неосторожности. Чаще всего несовершеннолетние страдают по вине взрослых, находясь вместе с родителями или родственниками в автомобиле. Детей перевозят без использования ремней безопасности и детских удерживающих устройств, в результате чего происходят трагедии. Так может быть, сначала устроить обязательное обучение родителей курсу ПДД, а потом уже переходить на подрастающее поколение?
Ирина Лихоман