Главная / Издания / «Подбросы» и «Облепиховое лето»

«Подбросы» и «Облепиховое лето»

«Подбросы» и «Облепиховое лето»
19 января 2019

Валерий Кедров

Saratovnews

В наш век скоростей и падающих спутников информацию хочется получить немедленно. Потому я, например, выбирая отечественный фильм для просмотра, смотрю на обложку-постер – есть ли у него призы кинофестивалей. Правда, и здесь иногда можно промахнуться.

«Подбросы», режиссер Иван Твердовский, в ролях: Денис Власенко, Анна Слю, Данил Стеклов, Павел Чинарёв, Вильма Кутавичюте, Александра Урсуляк, Максим Виторган, Наталья Павленкова.

На Кинотавре Анна Слю получила главный приз за лучшую женскую роль. Лауреатом стал и оператор. На фестивале в Карловых Варах фильм удостоен особого упоминания.

В принципе фестивальное кино из России – почти всегда депрессивное. «Левиафан», «Дурак», «Нелюбовь»… «Подбросы» в этот ряд не становятся. Показалось, что слишком уж всё в лоб. А когда рассказываемая история не дотягивает до притчи, она превращается в анекдот.

Ну просто одно к одному. Мамаша оставляет младенца в бэби-боксе – подбросила. Спустя годы, когда Денис становится юношей с уникальной способностью терпеть боль, выкрадывает сына из интерната, подбрасывая проблем государственному учреждению. Далее вовлекает пацана в нехитрую криминальную схему, когда Денис изображает незадачливого пешехода и тупо прыгает под проезжающую машину. Ну а затем начинается развод водителя на деньги, вступает в действие государственно-чиновничий аппарат. Только тоже какой-то карикатурный. В то, что могут быть повязаны между собой судья, прокурор, мент, адвокатура, веришь легко, но то, что это и в обычной жизни единая тусовка – по-моему, перебор.

Тему подбросов окончательно зарубает предприниматель, которого играет Виторган. Он заявляет, что весь мир делится на тех, кого подбрасывают, и тех, кто подбрасывает. Вот тут, видимо, высоколобый зритель, по мнению создателей фильма, должен поджать губы и закивать головой.

Добрая мама сразу после того, как Денис отказывается принимать участие в очередной афере, прогоняет его. И тинейджер возвращается в свой интернат, где ему по-человечески рады. И это как бы должно символизировать, что совестливый человек современным обществом отторгается. Причем процесс этот вполне естественный. Можно подумать, что современное общество состоит только из коррупционных цепочек…

Как бы то ни было предыдущая работа Твердовского («Зоология») была оригинальнее. Ну помните, у женщины хвост вырос? Но это мое мнение – диванного критика.

«Облепиховое лето», режиссер Виктор Алферов, в ролях: Андрей Мерзликин, Сергей Агафонов, Сергей Каплунов, Анна Перелешина, Кирилл Рубцов, Полина Чернышова, Александр Усердин, Евгений Сытый, Екатерина Унтилова, Яна Есипович.

Восхищались Рами Малеком, сыгравшим Фредди в «Богемской рапсодии», восхититесь и Андреем Мерзликиным. Жизнь драматурга Александра Вампилова, конечно, была не такой публичной, но персонаж получился… не то, что достоверным (не мне сравнивать), а заслуживающим доверия, убедительным.

Фильм о последних годах Вампилова – это путешествие в совок. Начинается фильм кадрами видеохроники. Самое начало 70-х. Но только поднимается волна ностальгии, как тут же гасится суровой действительностью. В обычной компании пресекается любой острый разговор. Вампилов пытается узнать хоть что-нибудь о своем репрессированном отце.

Обязательный гэбист – занимательный персонаж. Нутро червивое, но и сюда заходят талантливые вампиловские строки. Замечательная сцена – объяснение КГБ-шника со своей будущей супругой, когда тот цитирует монолог Зилова из «Утиной охоты». Ну когда он сидит запертым и думает, что продолжает разговаривать с женой, зовет ее с собой на охоту – в этот сокровенный мир.

- Только учти, мы встанем рано!..

Кстати, можно было б и побольше вампиловского текста в фильм вставить. Этого же хотелось и в фильмах о Довлатове. Впрочем, в «Облепиховом лете» авторам удалось передать вампиловское настроение. Немного грустное, шутливое и тревожное одновременно. Причем без переходов.

Ну и по традиции все талантливое с трудом пробивает себе дорогу. «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» - абсолютно гениальные вещи. Помню, в студенчестве я прочел их взахлеб. Но, оказывается, принимались пьесы почти всегда в штыки. Потому что в них нет «привлекательных лиц». Актеры спорили, не хотели играть неудачников и дураков.

- А я люблю дураков и неудачников, они не способны на подлость, которую делают привлекательные лица, - отвечает Вампилов. – Я сам дурак и неудачник. И меня пугает ваш несокрушимый половой оптимизм.

Еще понравился Сергей Каплунов, сыгравший поэта Николая Рубцова. Каждая фраза его – певучая и громкая – как начало нового стихотворения.

Рубцов напророчил себе смерть на Крещенье. Короткое стихотворение «Я умру в Крещенские морозы» (у Градского на эти слова есть замечательная и трагическая композиция) звучит в фильме как предсказание.

На контрасте – Александр Вампилов, мечтающий поселиться на Байкале и с трепетом ждущий облепихового лета. Две артистические натуры, близкие по отношению к творчеству, разные по отношению к жизни. Но конец один. Одного убила сожительница, другой при неясных обстоятельствах утонул на Байкале. Перевернулась лодка, один товарищ за нее ухватился, а Вампилов почему-то поплыл к берегу. И не доплыл.

Ну и факты из разряда «Знаете ли вы, что…» Через год после первой постановки «Утиную охоту» поставили в студенческом театре МГУ, режиссер – Роман Виктюк, а Кузакова сыграл Ефим Шифрин.

В 1979 году поставил свой спектакль и Олег Ефремов. Зилова у него сыграл Андрей Мягков, а официанта Диму – Алексей Петренко. Вот бы глянуть, но в интернете записей найти не удалось…

Валерий Кедров

Метки: облепиховое лето, подбросы, рецензия на кино

Оставить комментарий