Пожалуй, главным политическим событием минувшей недели стало возращение Алексея Прокопенко – сити-менеждера Саратова времен Олега Грищенко, обвиненного во всех смертных грехах и объявленного в международный розыск.
Вечером среды, 13 марта, Алексей Прокопенко явился в следственный отдел по Октябрьскому району Саратова СУ СК по Саратовской областиобласти и обратился лично к заместителю главы следственного отдела Максиму Петряйкину. Алексей Львович виновным себя не считает, а уверен, что дело его носит исключительно политический характер. Пока Алексея Прокопенко поместили в СИЗО, но скоро состоится суд, где ему определят меру пресечения. Решать, виновен или нет Прокопенко – задача суда и следствия, мы же пока вспомним этапы большого пути этого человека.
Родом Алексей Прокопенко из хорошей, интеллигентной семьи. Окончил школу, затем саратовский политех. По образованию Алексей Львович – инженер-строитель. Но он пошел по комсомольской линии - был первым секретарём Волжского райкома ВЛКСМ, позднее — вторым секретарём Саратовского обкома ВЛКСМ. Занимался общественной деятельностью и даже в 1990-1993 годах был депутатом какого то Совета. В 1991 ушел в бизнес. Наиболее известные проекты Прокопенко - магазин «Эгоист» и ресторация «Эгоистъ».
В 2006 году возглавил администрацию Заводского района. В это время Олег Грищенко уже руководил администрацией Саратова, а потом стал председателем Саратовской городской думы и главой города.
Судя по всему, отношения у Грищенко с Прокопенко сложились хорошие, потому как Олег Васильевич очень долго пытался взять Прокопенко в свою городскую команду, но разрешения на это не получал.
В 2010 карты легли удачно.
В том году снегопады были хоть и не такие обильные, как нынешней зимой, но город не убирался от слова совсем. И многие жители Саратова до сих пор помнят афоризмы руководителей города и прочих их сторонников и покровителей: «Все равно весной снег растет». Тогда город стоял в мертвых пробках, пешком в любой конец Саратова, даже в Заводской и Ленинский районы, добраться было быстрее, чем на личном или тем более общественном транспорте. Именно в 2010 году трамваи примерзали к рельсам и заносились сугробами. После того, как тогдашний сити-менеджер Вячеслав Сомов показал уникальную беспомощность перед природными катаклизмами, несмотря на показательные субботники городских чиновников, его кресло занял Прокопенко. И тут же начал приводить город в порядок.
Понятно, приход во власть Прокопенко и полное взаимопонимание его с Олегом Грищенко нравились не всем. Любой шаг городской власти рассматривался под микроскопом, препарировался и подвергался тщательному критическому анализу. Да, тандем Грищенко-Прокопенко ошибался. Но даже самые оголтелые критики городской власти не могли не признавать – в городе стало лучше и как минимум чище. Исчезли убогие ларьки на каждой остановке общественного транспорта, появились новые приличного качества дороги, столбы освещения украсили кашпо с петуньями. Саратов понемногу начал приобретать вид города, пригодного не для существования, а для жизни.
Как сегодня вспоминает Прокопенко: «Мне нравился сам процесс, к тому же многое получалось, у нас был очень хороший коллектив. С Олегом Грищенко мы друг друга очень удачно дополняли. Он занимался политическими вопросами, а я — вывозом говна. У нас все было хорошо распределено, мы эффективно работали».
Сейчас, по истечении изрядного отрезка времени, становится ясно, что тандем держал город в ежовых рукавицах.
Начав борьбу с точечной застройкой в городе, возвращали через суды выделенные под неё участки. Как рассказал Алексей Прокопенко в своем недавнем, 13 марта, интервью: «Большой массе людей мы перешли дорогу. Откровенно говоря, в Саратове не было ни одного сквера, по которому кто-нибудь когда-нибудь не пришел с просьбой что-нибудь там построить. Стоянку, если маленький участок, или домик, если участок побольше. Мы часто отказывали».
На Олега Грищенко, а именно он был публичной фигурой в этом тандеме, в открытую нападать не решались. Но желая повлиять, всех собак вешали на Прокопенко.
Сначала в 2012 году было объявлено о возбуждении нескольких дел о махинациях с квартирами вместо исполнения решений судов. В августе 2013-го Алексей Прокопенко был приговорен к штрафу в 200 тысяч рублей, в октябре 2014-го – к 200 часам обязательных работ.
В конце 2014 года началось дело о так называемой "группе Прокопенко", которой вменялось в вину хищение более полумиллиарда рублей у Волжской ТГК. Потом, правда, первоначальные 507 миллионов превратились в 82, не подтвержденных аудиторскими проверками. Но несколько человек по этому делу осудили. А Алексей Прокопенко предпочел скрыться. «Мне только было понятно, что ни правды, ни справедливости я на тот момент не добьюсь. Что меня ведут как телка на забой. И меня так вели с 2012 года», - говорит Прокопенко.
Спустя пять лет он, поседевший, но не утративший природного обаяния и шарма, пришел в Следственный комитет. Но не с повинной, а с просьбой разобраться в его деле. «У меня сейчас есть серьезная надежда на справедливое и беспристрастное рассмотрение вопроса. Меня никто не ловил. Я мог бы так жить еще до самой смерти, вообще без проблем», - успел сказать журналистам Алексей Прокопенко.
А надежда на справедливость у Алексея Львовича появилась после того, как сменилось руководство почти всех правоохранительных структур в Саратовской области.
Эксперты и наблюдатели выдвигают свои причины возвращения Прокопенко. Например, директор саратовского юридического бюро "Аргументъ" Андрей Ларин на своей страничке в Facebook так прокомментировал возвращение экс-главы администрации Саратова:
«Думаю, что Алексея Прокопенко скоро освободят из-под стражи. Не потому, что бывший сити-менеджер, и не потому, что лицо доброе. А потому что вся эта история смотрится как расчетливая партия. Ну хоть бы подождал месяцок после того, как руководство следственного управления на пенсию уйдет. Хотя, за месяц ведь могут и назначить кого. Из Москвы, например. Так зачем время терять. Куй железо. Ну вы поняли».
Елена Микиртичева