Светлана Микулина: Духоподъёмная музыка

06 февраля 2014 - 13:46
Духоподъёмная музыка

"Князь Игорь" на сцене Саратовской академоперы. Большая опера. Вдохновенный и мастерский оркестр. Партитура, виртуозно проработанная маэстро Кочневым, благодаря чему на свет божий появился второй акт "Половецких плясок", ранее купированный. Балетная феерия "Половецких плясок", с элегантностью поставленная и деликатно, уместно осовремененная петербургским балетмейстером Симоновым. "Пляски" - красивый и эротичный спектакль внутри спектакля. Декорации, в которых сочетание алого и тёмного рождает эффект запёкшейся крови, приближающегося рока. Неоднозначные, а значит, интересные персонажи. Запомнился фактурный князь Владимир (народный артист России Виктор Григорьев) с его тембрально выразительным и сильным голосом, неправильный, неуёмный, святогрешный князь (ведь сознание хранит информацию: он крестил Русь!). Остались в памяти обе Ярославны (женственная жена-возлюбленная в осмыслении заслуженной артистки России Ольги Кочневой и жена - спутница, жена-мать в трактовке народной артистки России Светланы Костиной).

Музыка-то возвышенная, небесная, то откровенно-чувственная. Страсть и боль. Власть и церковь. Спектакль, демонстрирующий разные миры. С одной стороны - люди, измотанные бедами, изнурённые холопством, тяжело, но последовательно выправляющие свою суть. Многочисленные кресты, вознесённые волей режиссёра Андрея Сергеева над сценой - сродни крёстному пути и одновременно подъёму, воскресению. Россия, уверовавшая в князя, способного вывести её из тьмы – одна тема спектакля. Другая его тема (и-соответственно-музыка!) - Восток во всём его многоообразии. Его культура и философская составляющая, стремление доминировать, жестокость и одновременно способность восхититься достойным противником. Музыка Бородина не делит мир на "наших" и "не наших". Она, как и положено явлению гениального искусства рисует людей, обуреваемых страстями, и потому интересных. Кончаковну (убедительная в этой партии Марина Демидова), обуреваемую страстью к сыну князя Игоря жаль не менее, чем Ярославну, тоскующую по своему князю. Половецкий хан в харизматичном и одновременно остро характерном исполнении народного артиста России Владимира Верина не просто противник князя Игоря. Он - иная Вселенная, иное сознание. Опера населена людьми, жаждущими и рождёнными царствовать-на троне и в сердцах. Россия, стремящаяся к воскресению- современный и рвущий сердце сюжет. Режиссёру-постановщику "Князя Игоря" Андрею Сергееву удалось эмоционально воздействовать при минималистких средствах. Когда с пленных русичей половцы срывают кресты, а в финале звонят колокола, собирающие народ, на глаза наворачиваются слёзы.

Величественная национальная опера являет собой и русскую страсть, и российскую способность к самоуничтожению, и другую, способность-к подъёму. Темы России и подлинного патриотизма столь не достаёт на сегодняшних сценах и экранах! И отрадно, что театр это подарил.

А вот чего мне не хватило в некоторых сценах спектакле, так это света. Тьма в цветовой палитре оперы, увы, преобладает, иногда это оправданно, но порой свет-всемогущий, внушающий надежду остро необходим. Имеется у меня и зрительское недоумение по поводу нескольких сцен - например, той, где князь Игорь, фактически возлежит в ногах Кончака. На мой взгляд, подобного быть не должно, потому как это князь. Что предполагает - на генетическом уровне - гордость и отсутствие рабства. Да и хан настолько покорён его прямотой и мужеством, что обходится с ним не как с пленником, а скорее как с гостем. А гостей к себе под ноги обычно не бросают.

Резюмирую: если вы на опере не были, жаль. Она заставляет переживать. Наслаждаться музыкой и не скажу, чтобы всеми, но многими голосами. И как справедливо заметил музыкант и автор этих замечательных фото, насквозь театральный человек Юрий Кабанов "спектакль поистине красивый".

1 комментарий