Светлана Микулина: Живопись Григора Залиняна - признание миру в любви

08 апреля 2015 - 16:39
Живопись Григора Залиняна - признание миру в любви

Открывшаяся в областной Думе выставка работ замечательного живописца Григора Залиняна приурочена к скорбной дате - столетию геноцида армянского народа в Османской империи. Дата горькая и чрезвычайно актуальная сегодня, когда современный мир раздираем идеями национализма, ненависти, противостояния. Дата трагическая, а картины -удивительно светлые…даже в скорби. И этим внутренним светом творения мастера напомнили лично мне музыку дудука-национального армянского инструмента, поющего грустно и тревожно. Поющего, кажется, сквозь льющиеся слёзы, но где-то внутри, в самом сердце грусти всё равно таящего радость жизни и неиссякаемый восторг перед ней. Таков, видимо, удел истинного искусства: в самые нелёгкие времена оно -осмысляя трагичное-не отнимает оптимизма, а-напротив – дарит чувства надежды. И излюбленный золотой, теплый, торжествующий цвет большинства полотен Залиняна - сродни солнечному свету...
Григор Залинян-живописец с драматичной и счастливой судьбой. Оставшись в малом возрасте без правой руки, не спасовал перед жизнью- окончил один из самых интересных творческих вузов в родной Армении-Ереванский художественно-театральный институт. Не являясь левшой от природы, стал создавать свои полотна рукой левой - той, что от сердца. Его нежнейшие пейзажи и философские композиции, сложные красочные сюжеты, родившиеся под впечатлением библейских сюжетов, картины-мечты вот уже на протяжении нескольких десятилетий радуют посетителей самых представительных выставок- городских, республиканских, а в своё время и всесоюзных. Многие произведения живописца разлетелись, разъехались по всему миру. поселившись в частных коллекциях и галереях.
Григор Залинян - член союза художников с 1979 года. То есть он вступил в творческий Союз, когда ещё был Советский Союз. Страны такой больше нет, а живопись вот она, наслаждайтесь! И разве это, не ещё одно доказательство того, что Искусство выше политики, выше любых строев, партий, идеологий. Потому что идеология искусства предельно проста: любовь и красота-вот ее глашатаи, ее апостолы. И вся любовь, всё устремление много пережившего сердца жить чисто и правильно-в его творениях. Даже кресты на полотнах свидетельствуют не столько о голгофе, сколько о том, что было после смерти и скорби - Воскресении.
Пережив трагическое землетрясение в Армении, Григор Залинян остался без крова, но нашёл в себе силы жить, творить и обеспечивать свою семью и в дальнейшем. Отвечать за семью- это у него в крови. Все, кто знают Залиняна достаточно близко, дружно отмечают: он не только творческая личность, но и замечательный семьянин, и надежный друг. Приехав свыше четырнадцати лет назад в Саратов, обрёл здесь свой новый дом. Друзей. Вдохновение от волжских берегов. Любопытно, что сын Армении родился в маленьком армянском селе под названием Саратовка. Такая вот символика судьбы…
На открытии выставки прозвучало много тёплых слов в адрес живописца. Органично сменяли друг друга проникновенные монологи представителей культуры, искусства, образования, армянской общины "Крунк", армянских и русских друзей замечательного живописца.
Надо сказать, "Крунк", став инициатором выставки творений своего соотечественника , преподнёс городу достойный подарок. Ведь когда смотришь на работы большого художника, то понимаешь: память-понятие-общечеловеческое. Эти закаты и рассветы, улыбки и горы - созданы для жизни и счастья всех. Какой-то выдающийся человек сказал, что "в мире есть лишь две нации - люди и нелюди". Вот вам и универсальная формула: геноцид есть война нелюдей против людей. Геноцид ужасен, и его жертвами становились в двадцатом веке и армяне, и евреи, и цыгане, и славяне. Убивать невинных за то, что они-по мнению их палачей- принадлежат не к той расе-такова философия нелюдей, ужас, от которого человечество пока ещё так и не избавилось. Геноцид начинается с глумливого пренебрежения одной нацией- другими. С нетерпения других. С неуважения к памяти, культуре и традициям других. Геноцид начинается с ничем не мотивированной злобы . С зависти. С невежества и агрессии, круто замешанных замешанного на расовом психозе и человеконенавистничестве. А культура- одно из вернейших и древнейших лекарств от несусветной эпидемии зла.
"Я не могу не терзаться, когда думаю об убитых детях и женщинах, об уничтоженном мирном населении, к какой бы национальности жертвы и мученики не относились,-сказал мне художник. - Я - армянин, пишущий картины, а значит, мне, по счастью, не нужен переводчик. Картины беседуют с людьми всех национальностей и главное, что мне хочется выразить, главное, что мне хочется сказать всем, кого я знаю и кого не знаю: любите друг друга, гуляйте по траве, пишите стихи, стройте дома, учите и берегите своих детей, мы все - Божьи создания, зачем обижать или, тем более уничтожать друг друга?! Лучше порадовать друг друга и Бога - внести в нашу жизнь кусочек радости и красоты под названием романтика". 
Фотографы делали свою работу, и число желающих сфотографироваться с маэстро Живописи росло на глазах. Очень трогательно было видеть, как волновались и радовались за Григория Михайловича супруга и муза художника Сусанна Залинян (именно черты Сусанны можно без труда обнаружить в большинстве женских фантазийных портретов маэстро) и его дети - дочь и сын. Думаю, для полной душевной гармонии живописцу не доставало лишь присутствия на вернисаже лишь ещё одной дочери-художник-счастливый отец троих, уже взрослых, красивых и успешных детей.
Ну а заканчивая заметки не могу не вернуться к картинам художника. Пунцовые цветы и гранат, разломанный рядом с вазой-чувственное полотно, на котором кажется, поселилась сама Любовь…Девочка-актриса, смотрящая пытливым взглядом на зрителя…Чудесное семейство с маленькой, шаловливой собачкой, радующееся жизни. ..Величественный Арарат… И те самые, тревожащие сознание кресты, на которые накинуты цветные покрывала. Полотна нашей памяти, которым не дано обесцветится… Пейзажи, композиции, натюрморты, не отпускающие от себя…
Однажды прочитала замечательную мысль: произведение искусства можно считать совершенным, если зрители стремятся рассматривать его куда больше времени, чем оно создавалось. Гениально сформулировано! Знаю множество людей, влюблённых в светозарные работы Григора Залиняна. И - воспринимающих их как заповедное, солнечное окошко в идеальный мир посреди мира нашего.

 

Оставить комментарий