Светлана Микулина: Машина памяти создается неординарными личностями

07 марта 2013 - 11:10
Машина памяти создается неординарными личностями

Оговорюсь сразу: это не юбилейные заметки, хотя речь и пойдёт о юбиляре. Перед вами скорее размышления о логике жизни, навеянные одним днём рождения. На излёте зимы, 28 февраля свой 85-летний юбилей отметила одна из старейших и опытнейших журналисток Саратова Воля Ефимовна Князева. На протяжении 13 лет Князева возглавляла саратовское отделение Союза журналистов России. Удивительная она женщина! Дочь старого большевика, лично знавшего Крупскую, боровшегося с бандами, активно просветительствующего на селе, а потом попавшего под нож жутких репрессий 1937 года. Ещё маленькой девочкой будущая журналистка узнала, что такое гонения, беды и голод. После ареста отца, их с матерью- как членов семьи врага народа выдворили из дома, и если бы не местная простая сельчанка, приютившая их у себя, они стали бы бомжами. В защиту отца маленькая Воля написала отчаянное и гневное письмо в газету "Пионерская правда" и послание страдающего ребёнка оказалось переслано чьей-то мудрой и доброй рукой Крупской. Отец вернулся из лагеря, отбыв в аду ГУЛАГа четыре года вместо восьми лет, и в этом, фантастическом по тем временам возращении есть, вероятно, и её, дочернее участие.

С детства девочка умела и коров доить, и коз пасти, и картошку копать, и роды - и у людей, и у животных принимать, и в огромных северных лесах идеально ориентироваться плюс грибы-ягоды находить. Лес для нее - что родной дом. А ещё истинная любовь её сердца - журналистика. За шесть с лишним десятилетий деятельности, связанной с газетами Князева написала бесчисленное число неординарных очерков, интервью, корреспонденций. Героями её публикаций становились и простые сельские и городские труженики, и личности, знакомые всей стране. Брала интервью у множества выдающихся саратовцев, давно уже живущих за пределами родного города. Это и скульптор Кибальников, и писатель Кассиль, и народный артист Андреев, герой "Трактористов", "Двух бойцов" и "Большой жизни"…

Один из героев культового романа Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества" мечтал построить машину памяти, которая избавила бы людей от способности утрачивать воспоминания, от дряхлости чувств. Так вот эту фантастическую машину Князева, похоже, умудрилась создать внутрисвоего я. Её духовный, душевный мир неизменно обращён к окружающим и в особенности - к молодёжи. Всю жизнь шла навстречу юным дарованиям, бескорыстно и самоотверженно занималась с творческой молодежью.

И поэтому вполне логично, что 85-летний юбилей Князевой собрал множество коллег по творческому цеху-от таких же, как она патриархов своей профессии до совсем юных. Были добрые, проникновенные слова в её честь и множество цветов- пышных, горделивых роз и милых, живописных букетиков, напоминающих ей грациозные и целомудренные цветы родного севера.

- На следующий день после своего дня рождения я проснулась как народная артистка, как театральная звезда-вся квартира в цветах, даже в ванной розы величественно плавают, - смеясь призналась мне Князева. - И продолжила –уже с серьёзной интонацией: Безмерно благодарна всем, пришедшим меня поздравить. Откровенно говоря, ужасно страшилась юбилея: возраст-то не шуточный. Внутренне сопротивлялась формальности, официозу, потому как никогда их не жаловала. Но вот увидела, сколько людей собрал мой день рождения , и на душе полегчало. Не зря, стало быть, часики Господа бога мне мои 85 лет натикали, и под солнцем не впустую я все эти годы земельку топтала. Трогательное, я бы даже сказала романтически-возвышенное поздравление прислал Богданов -бывший председатель Союза журналистов России, крупная личность, профессионал, с которым мне посчастливилось взаимодействовала в бытность моей работы в Союзе. А ещё мой старенький телефон все эти дни надрывался от множества звонков со всей матушки-России -и из Москвы, и из моего родного Очёра, что в Пермской области находится. А Лидии Златогорской, нынешнему председателю Саратовского отделения Союза журналистов России особо благодарна. Она организовала всё достойно и душевно. Вспоминаю, как она же-ещё несколько лет назад ко мне в больницу пришла, когда я с очень тяжкой хворью на больничную койку свалилась. Лидия Николаевна тогда и эмоционально, и материально мне помогла - такие вещи не забываются. Праздники это одно, это приятно, волнующе, а такая вот чёткая, честная помощь в будни, в жёсткие времена, это, может быть, даже ещё дороже. Так что дай Бог здоровья всем –и Лидии Златогорской, и всем моим зрелым и молодым коллегам, не забывшим, что такая старая бабка, как я ещё жива.

-Бог с вами, Воля Ефимовна, какая же вы бабка?! Вы -первая дама саратовской журналистики.

-Э-э-э, Светочка, какая я дама?! Я уже очень и очень старая. Правда, сама старость никогда не любила. Мне всю жизнь интереснее с молодёжью интересные дела затеивать, чем со стариками на скамейке свою оставшуюся жизнь просиживать. Веришь ли, только года как два бросила гонять на лыжах в детском парке. А на гитаре страх как люблю играть до сих пор.

Не просто верю-не сомневаюсь, что так оно и есть. Женщина, построившая незримую, но ощутимую машину памяти, женщина в столь почтенные годы, не отмеченная ни дряхлостью тела, ни упадком ума-и это при наличии серьёзнейших болезней! -не может не вызывать восхищения. Точно так же, как не могут не вызывать восхищения её слова благодарности, обращённые к другим. Воля она и есть воля. Воля жить. Воля творить. Воля восхищаться другими людьми и самой жизнью.

Любой человек есть сумма самых разнообразных качеств. Воля Ефимовна Князева в этом смысле чрезвычайно колоритна. Она признаётся, что даже для самой себя подчас остаётся загадкой. Героиня этих строк противоречива, как смешение красок на талантливом холсте и очевидна, как солнечный день, эмоционально –уязвима, как поэт (всю жизнь она, кстати, пишет стихи в заветные тетрадочки) и непреклонна, несгибаема- как деревья-исполины в её родных северных лесах.

У выдающегося поэта Юнны Мориц много прекраснейших стихов. Но одно из них-как мне кажется идеально отвечает характеру и авторскому стилю Воли Князевой. В этих трепетных, искрящихся и пленительных строчках есть завет: как надлежит работать, а ещё чувствовать и жить. Поэтому позволю себе завершить эти заметки прекрасным творением от гениальной Юнны:

Пишите для себя - как пишут дети,

Как дети для себя рисуют звуки,

Не думая о том, что есть на свете

Хрестоматийно творческие муки.

 

Пишите для себя - как бред любови,

Как поцелуи пишут и объятья,

Не думая о том, что наготове

Станок печатный должен быть в кровати,

 

Читающий народ и славы трубы,

И, уж конечно, пресса мировая…

Пишите для себя - как пишут губы,

Самозабвенно строки повторяя.

 

Пишите для себя - как пишут втайне,

Где не растут ничьи глаза и уши.

Пишите для себя - как пишут крайне

Ранимые и трепетные души.

 

Пишите для себя - как строки эти,

В которых ни малейшего подлога.

Пишите для себя - как пишут дети,

Как пишут эти почтальоны Бога.

 

Очень много лет назад, девятилетней девочкой будущая журналистка, сама выступила в роли «почтальона Господа Бога», написав в беспросветном 1937-м году в Москву, в редакцию всесоюзной газеты письмо, защищавшее её отца. На протяжении всей своей газетной карьеры она самоотверженно встаёт на сторону слабейших: сирот, оставленных родителями, людей, попавших в молох судебных разборок, молодых женщин, брошенных их сужеными. Всю жизнь Воля Князева стремится взять след справедливости, стараясь быть на стороне добра. Поэтому , полагаю, и 85-летний юбилейоказался далёк от формальности и официоза и пронизан любовью, уважением и восхищением. Не сегодня замечено: «Что отдаёшь-то твоё». Жизнь - бесстрастный бумеранг, неукоснительно возвращающий каждому на склоне его лет (если, конечно, повезёт дожить до этого «склона») только ответ на те самые послания, что он отправлял в мир все предыдущие годы.

Оставить комментарий