Светлана Микулина: Миры смыкаются, или Отдача долгов любви

27 марта 2015 - 15:17
Миры смыкаются, или Отдача долгов любви

Слёзы и улыбки. Отчаяние и ликование. Любовь-исповедь, любовь-тайна, любовь-треугольник. ОН, ОНА и ТЕАТР. Театр, к которому ОН ревнует, и без которого ЕЁ нет. Театр, который ОН вдохновляет и одаривает своим творчеством, ненавидя его за то, что ТЕАТР отобрал у него любимую женщину. Театр - как живое существо, как вечный любовник. Как проклятие и счастье.

Народная артистка России, профессор Римма Белякова на сцене театра "Балаганчикъ" предстала в роли жены и последней, закатной любви Чехова-гениальной актрисы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой. В роли женщины, полюбившей не только мужчину - гения. 
Очень мало актёров позволяют себе дерзость моноспектакля. Чтобы держать зал "в одного" надо уметь им повелевать, балансировать между смехом и слезами, гипнотизировать и… пробуждать от гипнотического сна одновременно.

Очень мало актёров позволяют себе играть гения- его ведь надо играть только гениально!
Немногие драматурги способны создать пьесу, в которую вплетены реальные письма и при всём при этом-пьесу-фантазию, пьесу-версию, пьесу-предположение и гимн любви. 
Красивая женщина, знаток Чехова и зав. литературной частью симферопольского театра Людмила Касьяненко и актёр, режиссёр и ученик Риммы Ивановны Юрий Шрадер создали именно такое произведение. "Пьеса-исповедь без антракта с воспоминаниями и фантазиями",-так они обозначили жанр собственного произведения. Ну а сама пьеса называется точно и образно - "Соло для струны без оркестра". Душа женщины и актрисы (актрисы-значит, женщины вдвойне!) резонирует с Любовью и её потерей, с Одиночеством, с небесными светилами, со Вселенной. "Соло для струны без оркестра" есть игра без игры, исповедь наедине со всеми. А Римма Ивановна Белякова и оказалась той чистой серебряной струной, которая безоглядно погрузилась в жизнь и страсти собственной героини. Легендарной актрисы, которую она сама - в бытность студенчества в школе студии МХАТ видела. Которую слушала. 

…Маленькая женщина, вдова великого драматурга, которой в ту пору было уже 90, встретилась-по давней традиции с первокурсниками знаменитой театральной школы. И было устроено чаепитие, и та, которую любил Чехов, делилась с юными будущими актёрами своими мыслями о театре, воспоминаниями о великих сценических партнёрах.

…Времена символично смыкаются.

В период юности Беляковой Книппер-Чехова олицетворяла собой уходящую плеяду выдающихся людей. Ныне такие, как Римма Ивановна, выпускница той самой, сверкающей алмазными корифеями школы-студии МХАТ - тоже легенда. Аристократическая внешность. Тонкий аромат духов. Высокие каблуки. Триумф женственности! Речь и пластика, заставляющие с неослабевающим интересом следить за актрисой. Роли, украсившие сцену родной академдрамы, множество интереснейших учеников и, наконец, собственная история любви -красивая и трудная. Они были редкой красоты парой - Римма и Георгий, Белякова и Банников. Муж в своё время благословил её работать над этим спектаклем -и Римма Ивановна нашла в пьесе созвучия с собственной судьбой. Ей тоже приходилось буквально разрываться- душой и телом- между театром и тяжко больным супругом. Она знает, что такое отдавать силы сцене и делить страсть пополам-между мужем и театром. Любовный треугольник- ОНА, ОН и ТЕАТР-это и её собственная драма… 

Миры смыкаются - драматургические и реальные.

"Соло.." Римма Ивановна Белякова играла не только в Саратове, но и в Москве, Ялте. В ялтинском доме-музее перевоплощаться в Ольгу Книппер оказалось особенно ответственно-со стены на неё смотрел портрет драматурга и мужа её героини, а пальто, которого она касалась не было театральным реквизитом, а являлось подлинным, чеховским. И это был тот самый случай, когда аура пространства усиливает магию игры, а магия игры умножает сакральность пространства…

Миры смыкаются- чувственные и любовные-сквозь времена и бури веков. 

Входя в театр мы, зрители, увы, не всегда отдаём отчёт, что нас подчас осчастливливают своей игрой не просто люди-личности, определяющие и поднимающие уровень нашей культуры. Мы-в подавляющем большинстве, редко прислушиваемся к гениальному Окуджаве, призвавшему "Давайте говорить друг другу комплименты!"…Мы часто скупы на хорошие слова и ободряющие улыбки, стыдимся торжественности признаний, а вот быть критичными и категоричными в своей критике к кому угодно и когда угодно почему-то мало когда стесняемся. И- потому-вдвойне, втройне виват!-режиссёру "Соло…" Олегу Загумённову и художественному руководителю и ведущей актрисе театра "Балаганчикъ" Елене Смирновой, справедливо не поскупившимся на высокие и восхищённые слова. 

Миры смыкаются -театральных Мастеров и Учеников, самих уже ставших Мастерами

Предвосхищая спектакль и представляя его Актрису, светящаяся, вдохновлённая и-очевидно-безоговорочно счастливая вышла Елена Смирнова. "Хотите увидеть счастливого человека? - сказала Елена- Посмотрите сейчас на меня. Сбылась давняя мечта-моя и всего нашего театра-пригласить к нам Римму Ивановну Белякову, замечательную актрису и педагога. Моего педагога".

Волнение Смирновой вполне понятно. Зная её трепетное отношение и к ТЕАТРУ, и к своему Учителю, понимаешь: этот спектакль, устроенный на сцене театра, который организовала и придумала в своё время со своими друзьями и коллегами сама Елена - как отдача долгов. Духовных. Нравственных. Театральных. Этот спектакль как повод сказать "люблю" и "благодарю". От учеников - Учителю. От удивительной актрисы, нашей с Вами замечательной современницы, блистательной Риммы- великой актрисе-ОЛЬГЕ и её легендарному спутнику, великому Чехову и их времени, когда Чайка высокого искусства парила на сцене и в душах. 
Спектакль-поклон и спектакль-восхищение. Спектакль-горечь и спектакль-фантазия. После показа "Соло…" из театра "Балаганчикъ" вышло много счастливых людей. Счастливых-от встречи с подлинным. От встречи с живой душой и искусством. Во времена агрессии и лозунгов, противостояния и пресловутого клипового мышления, информационных, холодных и горячих войн - подобное становится всё большей и большей редкостью. И тем оно драгоценнее.

С днём театра, друзья! Актёры, режиссёры, гримёры, декораторы. бутафоры, заведующие литературной частью, все-все театральные служители и, конечно, и зрители. День Театра это день, когда мир становится прекраснее. Ведь театр рождается из гуманизма и любви, а все его драмы, трагедии и трагикомедии- за кулисами и на сцене, всего лишь неизбежный поединок Солнца и Тьмы.

Оставить комментарий