Елена Налимова: На кого и зачем повесили ответственность за «люк-убийцу»?

18 апреля 2018 - 08:42
На кого и зачем повесили ответственность за «люк-убийцу»?

На прошлой неделе прокуратура Саратовской области после долгого молчания назвала ответственного за люк, в котором 3 февраля погиб ребенок.
Произошло это спустя два месяца после трагедии – беспрецедентно долгий срок для поиска ответственного, учитывая, что случай получил широчайший резонанс, вызвал массовое общественное возмущение и едва не спровоцировал митинг у городской администрации. Невероятен он и по количеству ведомств, вовлеченных в расследование. В ситуации разбирались следственный отдел СК РФ области по Ленинскому району, за ним пристально следила городская и областная прокуратура, а также лично прокурор области Сергей Филипенко. Но вся эта королевская рать два месяца и десять дней не могла дать ответ на простой вопрос – кому принадлежит пустой колодец на Проспекте 50 лет Октября в Саратове.
Тот самый колодец, в который упал и замерз 5-летний мальчик, тот самый колодец, который поднял в городе волну возмущения, тот самый колодец, из-за которого стали искать и закрывать все колодцы в городе – он стал настоящим маркером законности и порядка в городе. Поэтому рассказать о обо всем, что вокруг него творилось эти два месяца, стоит подробнее.
Расположен он в Ленинском районе, на Проспекте 50 лет Октября между тремя жилыми домами – №79А, №79 и №77 и представляет собой три бетонных кольца, врытых в землю. Никаких коммуникаций внутри бетонного колодца нет. Это один из фактов, явно смущавший следователей. С одной стороны, это просто яма, отверстие в земле, с другой – яму не укрепляют дорогими бетонными кольцами. Значит у нее был владелец, он хотел сделать колодец и разместить там что-то, но в последствии забросил.
Еще одно, путавшее следователей обстоятельство – расположение. Если посмотреть карту, можно убедиться, что злосчастный колодец находится равноудаленно от всех окружающих его домов и ровно на границе двух участков. То, что этот момент явился камнем преткновения для следствия, подтверждает не только время, потраченное на расследование, но и работа с кругом подозреваемых.


Первым под раздачу попало ТСН «Дом 79 А» и его директор Валерий Бондарчук. Дом 79А – новостройка, он был сдан в 2014 году, заказчиком строительства выступало ООО «Саратов-девелопмент» (дочерняя структура компании «Лепта»). Как только эта информация стала известна, в соцсетях появилась информация о том, что колодец принадлежит некой «влиятельной фирме», которая блокирует расследование. Об этом же, в марте, намекал прокурор области во время встречи с главными редакторами.
Но, к сожалению для следователей и прокуроров, легкий путь оказался тупиковым. Изначально созданная застройщиком управляющая компания давно сложила полномочия, домом уже давно управляет созданное жильцами ТСН, да и сам колодец оказался за инженерными границами дома (на плане) и придомового участка.

Но версия жила довольно долго. Председатель Валерий Бондарчук рассказал мне в телефонном разговоре, что в ночь с 7 на 8 марта у него в квартире прошел обыск, хотя «все и так ясно, искать-то нечего».
Следующим под пристальным вниманием следователей оказался дом №79 – старая четырехэтажка, управляемая ТСЖ «Вишневое». Ранее ТСЖ управляло двумя домами на этой улице – №79 и №77, но после изменения законодательства, установившего систему: один дом – одно ТСЖ (ТСН), дом №77 пришлось отдать. Управляющую организацию ему искали через конкурсную процедуру в районной администрации. Но к этому факту мы еще вернемся.
ТСЖ «Вишневым» управляет председатель Людмила Мельникова. Женщина рассказала, что следователи долго мучали ее расспросами, но убедить в том, что колодец принадлежит именно ее дому, так и не смогли.
Остался дом №77. Как уже было сказано, он был отдан «с конкурса». В декабре 2017-го дом получила в управление довольно молодая по саратовским меркам компания УК «Солнечный городок», председатель Сергей Баскаков. Вместе с этой четырехэтажкой у «Солнечного городка» в хозяйстве на сегодняшний день имеется всего десять домов. 

Восемь из них компания получила в 2017-м году. Еще два – в 2016-м. То есть в прошлом году «Солнечному городку» вдруг привалило счастье – жители Ленинского табунами помчались под управление господина Баскакова. Случайность?
Ситуация на рынке ЖКХ Саратова такова, что выгодные дома (как дом №77) крайне редко достаются по конкурсу совершенно чужим для администрации района компаниям. Случайным людям может достаться барак-развалюха, дореволюционное строение на пять квартир, но никак не крепкая многоэтажка. Поэтому речь надо вести о чрезвычайно удачливой и, возможно, хорошо знакомой руководству района, управляющей компании. А дальше можно делать только предположения. Но с большой вероятностью, при поиске виновного за гибель ребенка в колодце, господину Баскакову напомнили, благодаря кому он стал таким успешным бизнесменом. Вероятно, пообещали смягчить наказание. Потому что даже успешный бизнесмен вряд ли согласиться сидеть два года по статье 109 УК РФ (Причинение смерти по неосторожности). Да и сам ответственный еще не выбран, им может оказаться сотрудник УК, давно отбывший куда-то на малую Родину.
Большие сомнения вызывает и само заключение об ответственности. Пункт «е» Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 относит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, к «общедомовому имуществу». Но сам колодец таким имуществом вряд ли может быть признан, поскольку не является объектом, предназначенным для обслуживания дома. Только если следователи не сочтут колодец ямой. Однако в яму не устанавливают бетонные кольца, сама конструкция говорит о том, что объект был построен для коммуникаций, но потом его забросили.

И тут мы подходим к корню зла и первопричине столь долгого расследования. В соответствии с законодательством РФ и сложившейся судебной практикой, бесхозные объекты городской инфраструктуры являются сферой ответственности муниципалитета. Именно администрация города отвечает за их состояние, а также за ущерб, причиненный гражданину из-за их неправильного содержания. Если еще точнее – отвечать за брошенный колодец должна была бы администрация района. С одним исключением. Если этот брошенный колодец вовремя признать ямой и найти того, кто согласился быть виновным, ответственность с себя можно снять.
Учитывая, что после сообщений в прессе не последовало объяснений ни от самого директора УК «Солнечный городок» Сергея Баскакова, ни от его адвоката (хотя в деле много казуистики и есть с чем работать), директор «Солнечного городка» не против взять вину на свою УК.  Скорее всего, за такие жертвы Баскакову в скором времени вновь улыбнется удача и перечень домов в его обслуживании увеличится.
Кроме того, определение колодца, как ямы – отверстия в земле очень перспективно для мэрии. В городе тысячи бесхозных колодцев, во многих коммуникации давно сгнили. Почему бы не признать их ямами? Схема с ответственностью УК тоже показала себя вполне рабочей и успешной. Если будут жертвы, ее могут применить снова.

Оставить комментарий