Светлана Микулина: О трех замечательных и очень разных сказках

18 октября 2016 - 17:24
О трех замечательных и очень разных сказках

Хочу рассказать о трех спектаклях-впечатлениях, способных, на мой взгляд, доставить зрительскую радость.

Начну с ТЮЗа. "Король-олень" - сказка по произведению Гоцци стала впечатлением для глаз и сознания. Как известно, многие, если почти не все носят в повседневной жизни маски. За масками у кого-то таится ад, у кого-то -небеса.  Сказка, рассказанная главным режиссером ТЮЗа Алексеем Логачевым, отличается от традиций классической детской или отроческой истории. Она не просто учит любить не просто добро. Эта стильная сказка (браво художнику по костюмам Ольге Колесниковой!) преподает уроки того, как любить истинное, как в безобразном различать прекрасное и как не обольщаться красивым, ибо красота подчас может оказаться не ликом, а личиной.

"Король-олень" заселен, словно дом с тайными комнатами, множеством секретов: перевоплощения, переодевания, трансформации, заклятья, страсти, страхи и борьба с ними. Приятно поразили актерские работы. Очень хорош, хотя и несколько непривычен Владимир Егоров в роли злодея Тарталья-злодея, обуреваемого сильными страстями и потому очень интересного, живого, динамичного. убедительного. Как всегда  замечателен заслуженный артист России Александр Федоров (на этот раз актер примерил на себя роль  короля, чья душеная суть и благородство оказались заключены в немощности телесной оболочки). Надо сказать, это тот самый случай, когда большой артист делает небольшую роль яркой и запоминающейся.

Артем Кузин в образе благородного короля Дерамо играл не только Его величество безупречность, но  и нечто прямо противоположное благородству-в том же самом облике-без малейшего изменения грима. Весь его грим-пластика. Пластика вообще царит в этом спектакле щедро и как главного воплотителя театральной магии пластичности надо назвать Алексея Кривегу, скрывавшего себя под костюмами оленя и статуи, но по счастью не утаившего своей фирменной пластичности.

Выразительны и очаровательны в этом спектакле и  представительницы прекрасного пола-Марина Климова (Анджела), Кристина Топчева (Клариче).

Говоря об этом спектакле, не могу не сказать о его режиссере. Алексей Логачев, совсем еще молодой человек, чье рождение приходится на середину восьмидесятых годов, выпускник ГИТИСА. Среди его кумиров Таиров и Мейерхольд, обэриуты и Александр Сергеевич. Театр для него подобен некой волшебной дверце в совершенный, иллюзорный,  магический, но такой необходимый для души мир. Не смотря на служение театру. Алексей воспринимает себя сугубо как реалиста и прагматика и не видит никакого парадокса в том, что именно прагматик в его лице сопряжен с миром  таинственного. Режиссер в его понимании это актер перед другими актерами,  тот, чьи реплики слышит, чью игру видит лишь узкий круг тех, кого в свою очередь увидит и оценит уже  множество людей. Режиссерство для него, говоря словами другого, именитого Мастера сцены,  это состояние души и методы работы, позволяющие обустраивать вокруг дома рост травы. Растет свежая, душистая трава творчества и эмоций- стало быть, мир развивается в нужном русле: замыслы складываются в творческие проекты, иллюзии превращаются в мечту, а кости мечты обрастают вещественностью замысла.

Для Алексея это уже не первая работа в ТЮЗе. В сущности, ТЮЗ стал для этой личности своеобразным пространством для творческого роста. Еще  в пору своего театрального студенчества, он принимал участие в здешних творческих лабораториях,  осматривал жизнь театра в который ему оказалось суждено влиться. Уроженец Нижнего Новгорода , он  оставил некогда ради сцены чрезвычайно престижный факультет в университете, связанный с компьютерными технологиями. Алексей Логачев из тех режиссеров нового времени, кто настроен на постоянное обучение.

Он ведет нечто вроде дневника для самого себя, куда заносит свои идеи, намерения, наброски.  Алексей не строит детальных планов на будущее, справедливо полагая, что время самый грандиозный соперник и враг каждого и никто не знает, что и кому отпущено.
Логачев не хочет и не желает строить долгосрочные планы, предпочитая интересно работать.  Но…Одно ворчливое "но".  В  спектакле "Отрочество", кстати,  впечатлившим и порадовавшим меня своей классической атмосферностью, толстовским духом, у Алексея Логачева уже прыгали милейшие зайцы, а в "Короле" бродят символы сказки –олени. Главное, чтобы этот ход с "братьями нашими меньшими" не перекочевал в следующий спектакль. Режиссер ведь должен удивлять. Одна из пружин этой профессии -изумление и выработка новых впечатлений-у актеров и зрителей. Ну а если забыть про  малюсенькую ложку дегтя в бочке меда, то ТЮЗ и город можно смело поздравить со столь яркой работой, одинаково уместной и для старых, и для малых.

Режиссерство это  красивая алхимия. И знаете, у меня есть прочное ощущение. что у Тюза появился по настоящему –не по шкале Коэльо, а по градусу Фаулза интересный театральный алхимик и волшебник. 

Па-де-де для сиротских душ

За драму  можно смело порадоваться. "Па-де-де"-это спектакль, который открыл очередной театральный сезон. Па-де-де- три жизненных сюжета, судьбы трех пар, танец по имени Чувства для трех женщин и трех мужчин.

В отличии от "Короля-оленя", сказочного насквозь, "Па-де-де" (пьеса принадлежит перу идеально театрального человека Татьяне Москвиной) это, на первый взгляд, черно-белые фотографии нашей повседневности.   Молодая женщина, тянущая лямку убогой жизни в обществе инвалидки-матери  ( в роли безмерно энергичной родительницы - заслуженная артистка России Евгения Торгашова) и мужа- не то классического неудачника, не то альфонса, встречает своего старого приятеля-многоженца и музыканта и выясняется, что с приятелем-то оказывается наблюдается не просто дружба, но и нечто гораздо более захватывающее. Что это- предчувствие возможной любви или всего лишь острейшая ностальгия по нежности и верности позволят нам понять и-что самое интересное- додумать  непривычная и одновременно  убедительная в этой роли Татьяна Родионова и Валерий Малинин.

Преуспевающий буржуа  из постсоветского пространства (оч-чень колоритный в этом перевоплощении заслуженный артист РФ Виктор Мамонов) в обществе  молодой жены польского происхождения ( грациозная сексуальность, прохладная томность, волшебный европейский акцент чрезвычайно удались Зое Юдиной) набрасывает-наговаривает список предполагаемых гостей к юбилею. В процессе подготовки выясняется, что  красавица пани его уже давно разлюбила и не видит смысла это скрывать. Догадайтесь, как ведет себя при этом буржуа? Догадались? А ведь все равно лучше один раз увидеть, чем тысячу раз предположить!

Девушка из бара, она же страдающая от своей нереализованности и бессмысленности собственной жизни поэтесса с экзотическим именем и перманентной депрессией  (заслуженная артистка РФ Эльвира Данилина убедительно соединила в своем поведении и облике шарм и  отчаяние, правду и ложь, стиль и пренебрежение таковым)  сближается с кондитером (экс-Гамлет Александр Каспаров в этой роли откровенно гротесков, что  лишь подчеркивает в его герое и доброту, и харизматичность). Вы в курсе, что кондитерское мастерство может дарить надежду-если оно в руках доброго человека?  Ну чего казалось бы во всех этих историях сказочного, тем паче, что и сигареты на сцене курят, и слова отнюдь не фейские  произносят?! И все же…Уж не знаю силой ли это  режиссера или творческим потенциалом замечательных наших актеров, некая сказка отношений  разворачивается на сцене. Эта городская сказка, разумеется, не имеет ничего общего с трансформациями и иллюзионом "Короля-оленя". Это очень житейская, очень узнаваемая страшная сказка двадцать первого века,  суровая такая сказка, где все отчуждены и отделены друг от друга, где веры не то  что в ближнего, но и в самого себя  решительно никакой и вопреки всему эта вера в человеческое для людей берет и приходит. "Па-де-де" - танец двоих. А танец  всегда предполагает кружение, ураган чувств, сближение, удаление друг от друга и обязательно- ПОДДЕРЖКА. Этот спектакль может поддержать мятущуюся душу. Он может выпрямить осанку души. Просто его надо смотреть внимательно и непредвзято. Откровенно говоря, лично мне  этот спектакль сначала  совершенно не понравился. Слишком узнаваемым что ли показался. Включи телевизор-там сплошные "Па де-де" в разного рода шоу и  телепрограммах. Выйди на улицу-такая же петрушка с моркошкой ( или морошкой?)  А потом – неожиданно для меня спектакль-уже спустя пару дней после его просмотра начал завладевать не просто моим вниманием- моей энергетикой. Он словно прорастал во мне, этот интимный, когда- горький, когда смешной, а когда и безрассудный танец нашего бытия. Нашей человечности и, увы, античеловечности. К сожалению, мне не удалось пообщаться с режиссером "Па-де-де" Юрием Николаенко, но меня пленило (и сразило!), что придумал и поставил его совсем молодой человек. Жестко и одновременно светло сотворил. "Па-де-де" - танец сиротских душ.

"Вокруг сегодня счастья столько"

С удовольствием рассказываю о еще одной сказке- на этот раз живописно-поэтической, горьковато-пряной. Театр "Балаганчикъ"  показал спектакль "Контрапунктом", сотворенный по стихам саратовских поэтов Сергея Рыженкова, Евгения Малякина, Светланы Покровской и Игоря Преображенского. Этот спектакль в афише театра уже не первый день, но  не попав на его премьеру, когда в "Балаганчикъ" из столицы приезжали проживающие ныне далеко от родного города поэты, я все же оказалась на его премьере. Премьере… живописной. Спектакль шел в совершенно особых интерьерах- живопись Романа Мерцлина (его картины на стенах сотворили  потрясающее настроение) стала, цитируя Ахматовову, "пятым временем года". Стихи и песни в исполнении Игоря Гладырева, Игоря Абрамовича,  Владимира Федотова, Дарьи Земсковой, Елизаветы Симагиной на фоне мерцлинских живописных красот приобретали  почти колдовскую энергетику.

Игорь Гладырев сказал перед началом спектакля, что Роман Мерцлин являлся той самой уникальной личностью, благодаря которой во многом   сотворился, создался, придумался и "Балаганчикъ". Да, театр драмы, музыки и поэзии с названием, почерпнутым из блоковского стихотворения, вырос из песен и стихов, из квартирников во многих домах, в том числе в квартире замечательного живописца, из атмосферы восхитительной вольницы, самопостижения и самоидентифмкациии множества творческих личностей с миром. В силу всего перечисленного "Контрапунктом",  оказался много больше, чем спектаклем. Он явился не просто галантным, а поистине душевным поклоном актеров  и режиссера (Игорь Абрамович) в вечность- Мастеру.

Сын художника и его тезка Роман Мерцлин, молодой мужчина, чья  внешность и манеры, чья природная не просто вежливость-учтивость и корректность во взаимоотношениях с миром,  поразительно  напоминают  его выдающегося отца, выглядел воодушевленным и взволнованным одновременно.  Хлопотное дело по транспортировке картин явно не прошло напрасно. Сына живописца   радовало, что все  состоялось- и картины, изливающие со стен свою цветную и мятежную красоту, и  так похожая на эти картины игра актеров, не просто произносивших или поющих стихи, а совершающих ностальгическое саратовское путешествие в собственную юность, к собственным истокам.

В зале присутствовало немало художников, представителей творческих профессий. Ефим Водонос,  человек, не нуждающийся в представлениях, поведал собравшимся о своем личном впечатлении о Мерцлине, о его стиле художника и человека, о его щедрости и доброте.
Что касается лично моих  ощущений то я  в очередной раз убедилась: сколь же щедр на таланты наш город и как редко, увы, мы говорим об этом.  О недостатках, нехватках, несовершенствах-речи на каждом шагу, а о том, сколько у нас нетривиально мыслящих людей мы говорить зачастую просто стесняемся.

Вокруг сегодня счастья столько,
что только поведи рукой…
(Светлана Покровская)

"Пора умерщвленных надежд, безразличных одежд,
пора паритета начала с концом-середина"
(Евгений Малякин)

"Говорят
во всем я пытаюсь уловить благорастворение невыразимого"
(Сергей Рыженков)

"Кипит и варится настой, которым вволю напоят святых и грешных, всех подряд"
(Игорь Преображенский)

Со счастливым сердцем и чувствами я уходила из театра, а режиссер и актеры оставались-дотошно разбирали спектакль, о чем-то спорили, говорили, общались. Как все-таки хорошо резонировали с душами слушателей-зрителей эти красивые и чистые, искренние и напоенные воздухом прежних лет стихи! На афише "Контрапунктом"- бумажный кораблик и нотные листы, качающиеся на воде, усеянной осенними листьями. Любой мальчишка  отправляет кораблики и щепки по весенним ручейкам. А вы попробуйте запустите лодочку своего воображения среди непогоды, отчаяния, груза разочарований, усталости! Запустите и проверьте взглядом, сколько человек сопереживает вашей незамысловатой белой шлюпочке, дрейфующей среди равнодушной, опавшей листвы. Зал "Балаганчика" дружно сопереживал происходящему на сцене,  а от печали промозглой осени абсолютно на равных лечили актерские голоса и актерское мастерство. И композиторски-певческий талант Гладырева, и живопись-такая родная, такая простая, такая сложная. Такая поэтическая живопись, вобравшая в себя и сладость, и отраву и невообразимость жизни, в которой и быть и не быть- одинаково драматично. Вот, собственно, и весь мой рассказ о трех спектаклях  из трех саратовских театров.

Во всех  театральных историях при всем их различии ощущалось нечто общее. И это общее- золотая. нежнейшая. ослепительная пыль любви,  желания чувствовать, жить, отдавать свою верность и терпение.

И потому для меня лично все эти три, таких разных спектакля в разных театрах все-таки роднит одна тема -  попытка обрести почву под ногами. Это спектакли о том, что любовь это когда не спешат хищнически брать, а стремятся щедро отдавать. Это спектакли о жизни, из которой почти все-и волшебники и не волшебники хотят время от времени сбежать в другое измерение.  Ключ для этого побега у каждой театральной постановки свой.  В "Короле-олени" сияли роскошными фруктами магический Рончислапский лес и отвага видеть сквозь маски и заклятья, в "Па-де-де" и в тривиальных квартирешках. и в апартаментах с роялем и тренажером царствовали мечта и ностальгия по любви, в "Контрапункте" властвовала, плыла в воздухе сила поэтического слова, повенчанного с музыкой, временем и- в этом конкретном спектакле-цветом.

Оставить комментарий