Денис Иванцов: Правозащитники: вчера, сегодня, завтра

07 октября 2013 - 10:36
Правозащитники: вчера, сегодня, завтра

Недавно состоялось первое заседание Совета по правам человека при Президенте РФ. Начинание благое и, кстати сказать, для нашего государственного устройства не новое. Однако для российского обывателя, увлеченного лабиринтами и без того запутанной окружающей действительности, существование подобного органа может показаться малозначительным и к реалиям не применимым. Такая легкомысленность по отношению к защите собственных прав понятна и обусловлена предыдущим историческим опытом, который показал, что права человека в нашей стране соблюдаются с большими оговорками. Однако недостаток гражданской сознательности может быть восполнен стараниями и чаяниями немногочисленной прослойки общества, традиционно именуемой правозащитным движением. Кто же такие эти самоотверженные воители против несправедливости и преследования основных личностных свобод?

Вступившая в силу еще в 1953 году во многих европейских странах, Европейская конвенция о правах человека для Советского Союза несла опасность идеологическим основам государственности и потому оставалась неудобоприменимой. Однако международные контакты, в том числе с западными странами, учащались, что не могло не отразиться на проводимой Союзом политике. Гонимые советской цензурой диссиденты восторжествовали, узнав о создании в стране Московской Хельсинкской группы, которая была призвана осуществлять контроль над исполнением государственных обязательств, появившихся после подписания в Хельсинки "Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе" в 1975 году.

С этого момента советские общественные деятели стали ратовать за неукоснительное соблюдение основных прав человека, обозначенных в общеевропейском документе. Наиболее активные сторонники идей защиты прав человека настаивали именно на западной модели понимания проблемы, отмечая прогрессивность европейских коллег в этом вопросе.

С момента создания Хельсинкской группы имена Елены Боннэр, Людмилы Алексеевой, Александра Гинзбурга, Софьи Каллистратовой стали олицетворением идей свободы и честного правосудия. Однако преследование участников либерального сообщества продолжалось и привело к эмиграции многих представителей правозащитного движения.

Идеи развития гражданского общества стали звучать с новой силой после распада советского "колосса", однако теперь инициатива исходила не "снизу", а "сверху". Идея создания специализированного органа во властной структуре государства была воплощена 26 сентября 1993 году указом первого Президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина о создании Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Позднее, в 2004 году, уже в бытность президентом Владимира Путина, Комиссия специальным указом была преобразована в Совет. Если говорить о заявленных целях Совета, то в целом они касаются поддержки процессов гуманизации российского общества. Трактовка достаточно широкая, свойственная законодательному стилю. Деятельность Совета носит рекомендательный характер и направлена на подготовку предложений для Президента, конституционные обязанности которого включают в себя и защиту основных прав и свобод своих граждан.

Совет по правам человека – неединственный орган, функционирующий в данном направлении. Ельциновские начинания коснулись и создания института омбусдсмена в Российской Федерации. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Работа такого важного для общества представителя в большей степени связана с непосредственным взаимодействием с "униженными и оскорбленными": анализ обращений граждан составляет основу деятельности Уполномоченного.

Другой категорией лиц, играющих видную роль в развитии гуманистических тенденций, являются правозащитники новой формации, наши современники, которые считают себя продолжателями дела академика Сахарова. Сегодня эти люди достаточно активны, зачастую хорошо образованны и готовы к открытой борьбе. Их стремление приблизить нашу страну к торжеству права и истины весьма похвально, однако патетика благородных замыслов рискует "разбиться о быт", как у Маяковского, споткнуться о прозу нашей жизни.

Сегодня, как и в годы советской власти, процессы, связанные с реализацией правозащитниками своих идей, носят явный отпечаток политизированности. Современная либеральная общественность, некоторые представители которой стали фигурантами нашумевшего "Болотного дела", стремится повысить уровень жизни своих сограждан, забывая поинтересоваться настоящими нуждами населения, их насущной необходимостью. Порой это обличает торжество карьеристского мышления, а не торжество общечеловеческих ценностей. Общество всегда готово откликнуться на искреннюю заботу о нем. Ответная реакция будет тем сильнее, чем выразительнее человек почувствует неподдельное стремление искоренить все случаи несоблюдения его основных прав и свобод.

Оставить комментарий