Очередное, 25-е заседание Саратовской областной думы, прошедшее почему-то в пятницу, а не в традиционную среду, стало дебютом для заместителя председателя заксобрания Ольги Болякиной, которая исполняет обязанности председателя после сложения полномочий Иваном Кузьминым. Надо сказать, дебют удался. Заседание Ольга Владимировна провела на удивление хорошо. И это несмотря на обычную чрезмерно-популистскую активность думской фракции КПРФ, которая на этом заседании смогла вывести из себя даже губернатора Валерия Радаева.
Да, Болякина нервничала, да, иногда сбивалась и отклонялась от текста, лежащего перед ней в папках. Но это все длилось доли секунда. Но там, где приходилось импровизировать, разруливая потоки депутатских вопросов, утихомиривая коммунистов и прекращать прения – все было более чем достойно.
Пожалуй, работу над ошибками провел только один депутат областной думы – Николай Бушуев. Только он был готов к атаке коммунистов, которая была отрепетирована на заседании комитета по бюджету, прошедшем на минувшей неделе. Тогда много копий сломалось о здание для колледжа искусств. Для этого образовательного учреждения правительство вознамерилось приобрести здание на Радищева, 14, где, собственно, сейчас и располагается колледж, арендуя здание у частного собственника. На заседании комитета депутаты возмутились ценой квадратного метра памятника культуры, поинтересовались наличием разрешения пожарной и всех остальных служб на размещение в особняке образовательного учреждения. Шума было много и в результате они решили создать рабочую группу, дабы тщательно разобраться в ситуации.
Когда на заседании думы коммунист Николай Бондаренко увидел в раздаточном материале строку с 200 миллионами на приобретение здания для колледжа, он возмутился невероятно. Но Николай Бушуев его тут же успокоил и прекратил поток популизма. Николай Александрович сказал, что деньги выделяются для приобретения или строительства здания для колледжа. Какое это будет здание – найдут ли готовое или построят новое – будет обсуждаться. Короче, Бушуев быстро и изящно прекратил дискуссию.
А вот с вертолетом такого не случилось. Дело в том, что на ремонт и содержание вертолета, который правительство Саратовской области приобрело без малого 20 лет назад, выделяется 19 миллионов рублей. Что, понятно, совсем не нравится коммунистам. Они нашли в интернете расценки на час полета и уверены, что арендовать геликоптер значительно дешевле. Собственно, об этом уже говорилось на заседании комитата, тогда депутаты от «Единой России» коммунистам оппонировали вполне себе прилично. На этот раз все молчали, и огонь на себя взял губернатор Радаев. Валерий Васильевич сказал, что это не вертолет губернатора, а вертолет в том числе и Бондаренко (именно Николай Николаевич больше всего возмущался вертолетной темой), и что такое средство передвижение крайне необходимо в регионе площадью сто тысяч квадратных километров. Потому что случаются разные чрезвычайные ситуации – заносы, паводок – когда в отдельные районы области оперативно можно добраться только по воздуху.
Второй раз в ходе заседания вопрос о вертолетах поднимался, когда Бондаренко вносил свои письменные поправки. И опять отдуваться пришлось Валерию Радаеву.
Все уже привыкли, что вопросы на думских заседаниях задают почти всегда коммунисты. И никого не удивляет, что вопросы эти, мягко говоря, наивные. Или провокационные.
Например, депутат Владимир Есипов возмущался, зачем тратить 1,5 миллиона рублей на празднование 25-летия Саратовской областной думы, что это за пир во время чумы и что планируется сделать на эти деньги. Руководитель аппарата Ирина Муругова сообщила, что к юбилею думы планируется выпустить информационный сборник, напечатать юбилейную полиграфию – блокноты, пакеты, конверты. «Пира не будет?»- поинтересовался у Муруговоой депутат Николай Семенец. «Пир во время чумы непозволителен» - выдержала тон Муругова.
Есипов возмущался и расходами на министерство информации и печати – 20 миллионов планируют потратить на освещение деятельности органов власти и публикацию нормативной информации. Понятно, говорилось о том, что если журналистам власть интересна, то они будет информировать население бесплатно, что на 20 миллионов можно купить 20 квартир для детей-сирот и так далее. Вообще, тема детей-сирот коммунистами поднимается гораздо чаще необходимого и эксплуатируется к месту и не к месту. Что удивительно, предваряя свой вопрос, товарищ Есипов требовал представить информацию о том, сколько сюжетов и иной информации было размещено в СМИ и сколько из этой информации рассказывает о работе КПРФ. Министр информации Светлана Бакал пыталась объяснить коммунистам, что СМИ сами формируют свою информационную политику и что министерство вправе спрашивать только за сюжеты, сделанные в порядке госзаказа. Но есть подозрение, что эти нюансы никого не интересовали. Главное, как в той присказке – прокукарекать. А там – хоть не рассветай.
По этому же принципу депутаты от оппозиции действовали при обсуждении вопроса об исключении малоквартирных домов (до пяти квартир) из реестра фонда капитального строительства. Собственно, эта инициатива не местного минстроя, а федерального законодателя, областная дума просто обязана привести свои законы в соответствие с федеральным. Но, как и на предыдущем заседании комитета, начались вопросы – как будут выживать пожилые люди? А ведь именно такая категория граждан живет в небольших, но считающихся многоквартирными, домах. Министр строительства Дмитрий Тепин несколько раз повторил, что социальные обязательства в отношении этих граждан правительство с себя не снимает, но для коммунистов главным было не это.
В итоге не выдержал Леонид Писной, который самым подробным образом отвечал на эти и многие другие вопросы на заседании комитета. Он сказал, что областная дума обязана приводить свое законодательство в соответствие с федеральным. Иначе после непринятия вопроса следующим пунктом повестки дня станет роспуск думы. Коммунисты отчего-то сразу успокоились.
Елена Микиртичева