Елена Налимова: Саратов-Воронеж – сравнительное путешествие

26 июня 2018 - 09:06
Саратов-Воронеж – сравнительное путешествие

Провинциальные города, расположенные в одном дне пути друг от друга – хороший материал для сравнительного анализа. Что удалось им, но не удается нам, а в чем, наоборот, мы ушли далеко вперед? И главное – где истоки отличий?

Саратов часто сравнивают с волжскими соседями – Самарой и Волгоградом. Нередко с самой близкой от нас по километражу Пензой, а с Воронежем – почти никогда, хотя расположен он примерно на таком же отдалении от Саратова, как Самара. Но мы – Поволжье, а Воронеж – Центральный федеральный округ, этого достаточно, чтобы отнести город к «инопланетным». И зря. Я обнаружила то, в чем мы с воронежцами очень схожи, а в чем кардинально отличаемся. Это не только интересно, но и полезно для работы над собой.

 

Тихий миллионник против выпендривающегося коротышки

 

Воронеж, в отличие от Саратова, город-миллионник. Хотя в Википедии мы прочтем, что Саратов, «не будучи городом-миллионером, одновременно является центром Саратовской агломерации, население которой превышает 1,2 млн человек». Отличие все равно заметно. Поверхностным взглядом понять, в чем преимущество экономики миллионника, можно, например, по состоянию дорог и присутствию известных западных компаний, для которых «агломерация», вероятно, недостаточный критерий, нужны скучные цифры. Поэтому в Воронеже есть гостиницы сети Мариотт, Холидей Инн и Хилтон. И еще, мелочь, а приятно – в Воронеже присутствует сеть кофеен Старбакс.

Однако внешне Воронеж почти никак не проявляет свой масштаб, изнутри это тишайший, камерный город. Саратовцу может броситься в глаза отсутствие у Воронежа амбиций. Складывается ощущение, что пока Саратов пыжится стать какой-никакой столицей, хотя бы культурной, хотя бы Поволжья, или, на крайний случай, столицей клубники, Воронеж просто и тихо живет, не прыгая через голову.

Вырываясь из саратовской радиации величия, в Воронеже наслаждаешься атмосферой города, органично существующего в своих размерах и возможностях. Это просто город для жизни, а не трамплин в большую политику, культуру и искусство.

 

Воронеж размером с гражданина

 

Плюсом такой психологии города является уют и обращенность к человеку. Воронеж существует для себя и для своих. Минусы отсутствия амбиций – запущенность. Воронеж не пускает пыль в глаза, не отрабатывает на своих бульварах миллионные проекты, поэтому его улицы такие, какие он может себе позволить – чистые, часто скромные, иногда бедные. Прекрасный провинциальный художественный музей имени Крамского явно не видал золотого дождя федеральной реставрации и его не навещал президент. Но его коллекция не уступает нашему Радищевскому, а по некоторым позициям превосходит.

Зато, гуляя по центру города, можно дойти до чистого и пустого пляжа на берегу реки Воронеж с белейшим песком, а в центральном сквере – посмотреть на светомузыкальный фонтан. И это просто сквер и просто фонтан, без табличек о проектах КБ «Стрелка» или партии «Единая Россия». На табличке на стеле в Петровском сквере Воронежа надпись: «Восстановлен на средства гражданина …» Не лидера партии, не депутата, не бизнесмена, просто и достойно – гражданина своего города, имя, фамилия.

 

Когда дома не воюют с городом

 

Радует глаз воронежское жилищное строительство. Все новые жилые дома имеют приятную архитектуру и не превышают по высоте среднюю этажность старых улиц. Поэтому не выглядят, как вставленные в старую челюсть огромные зубы – сравнение, которое принято приводить в Саратове. Воронеж не страдает от нового жилья, а украшается им. Жилые дома вдоль реки Воронеж стилизованы под паруса, а в историческом центре – под старые особняки. Много новых зданий «шагают» по крутым склонам Воронежа, мягко встраиваются в ландшафт, не конфликтуют с ним и не нарушают гармонию города.

Учитывая масштабы и численность жителей Воронежа, в городе удивляют пустынные улицы. Даже в выходной день можно спокойно припарковаться у центрального сквера, а на пляже встретить всего трех-четырех человек. В чем секрет, я так и не поняла. Тем более, что снять номер в гостинице сети Мариотт за день до приезда нам так и не удалось – многоэтажная башня была заселена полностью. Как говорят жители, все дело в аномальной жаре: + 35 градусов, все сидят под кондиционерами. Но для Саратова это, согласитесь, ерунда. Саратовцы гуляют в любую погоду.

Не менее удивительно, что, гуляя по тихим провинциальным улицам, заросшим зеленью, разглядывая старинные особняки с облупленными стенами, можно незаметно дойти до одного из городских торговых центров, в котором легко уместятся четыре саратовских Триумф-Молла или три Тау-Галереи. Огромен и Благовещенский кафедральный собор Воронежа. В Саратове такого масштаба храмов просто нет.

 

Кронирование без лакшери

 

Воронеж – город зеленый. Но не такой, как Москва, где на каждом шагу видны усилия дизайнеров-ландшафтников и много-много денег. В Воронеже зелень старая, с историей, на центральных улицах много лип, старые катальпы и огромные ивы. Они рассказывают об истории города не меньше, чем старые особняки. Отношение к ним более бережное, чем в Саратове. На Проспекте Революции (на фото) видны результаты кронирования, но не обрезки «под ствол», как в Саратове, а именно оформления кроны, с сохранением скелетных веток. На фото видно, что даже при такой бережной обрезке выживают не все деревья. Что говорить про нашу аховую опиловку.

Интересно и превалирование демократического формата заведений на городских улицах. В Саратове в моде бутики, эксклюзив и приставка VIP. В Воронеже отдыхаешь от саратовского навязчивого лакшери и вечной моды на выскакивание из собственных штанов. Гуляя, можно заходить почти в любые кафе, рестораны и магазины без риска оказаться в бутике, где одна позиция равна среднемесячной зарплате в регионе. Это, опять же, несет как плюсы, так и минусы. Например, простота и запущенность центральных воронежских парков, ржавые горки и скрипучие качели напоминают времена СССР. Зоопарк Воронежа сильно уступает пензенскому, хотя размер двух городов несопоставим, а в воронежских скверах довольно бедные цветники. Им явно не хватает лоска саратовского городского парка.

Подводя итог, можно сказать, что Саратову есть чему поучиться у Воронежа простоте и человечности, соразмерности стиля города его масштабу. Воронеж, как говорят на Западе, это город размером с человека. Ну, а если вести речь об амбициях, то тут лидеры мы. Саратов мог бы рассказать Воронежу о том, как мечтать об огромном пляже, но не иметь ни одного доступного, как заботиться об архитектуре, но наполнять город тупым многоэтажными башнями, как хотеть аэропорт, зоопарк, местную речную навигацию. А Воронеж расскажет, как все это иметь.

Оставить комментарий