Светлана Микулина: Стихи для вас, или Почтальоны бога - в студии "Маркизы"

24 апреля 2015 - 17:34
Стихи для вас, или Почтальоны бога - в студии "Маркизы"

Недавно вычитала афоризм от Пикассо: "Все, что ты можешь вообразить -реально". И по законам ассоциативной памяти вспомнилось -от Александра Блока: " Случайно на ноже карманном, найди пылинку дальних стран и мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман".

Такие вот два рецепта погружения в "обыкновенное чудо" Творческая группа, создающая телеигру "Маркиза" и ее бессменный ведущий Александр Динес вновь счастливо удивили Саратов - в феврале нынешнего года стартовал своего рода беспроигрышный маршрут "телепортации в мир нашего воображения".

Проект "Стихи для всех" прост и благороден одновременно. Стихи выдающихся поэтов всех времен и народов читают дети и известные, именитые артисты. Свидетельствую: завораживающее зрелище! Когда увидела запись декламации одного из лучших художественных чтецов России Михаила Казакова с декадентской томностью и некой нервной изломанностью (а ля Вертинский!), с намеренно чрезмерной, театральной жестикуляцией (утонченные кисти рук парили как птицы над его головой), читающего культовое цветаевское "Мне нравится, что вы больны не мной", я, откровенно говоря, усомнилась. Да, да, усомнилась: полно, а сможет ли подобное многоуровневое и чувственное стихотворение, после столь титулованного декламатора и знаменитого своими любовными победами красавца-мужчины хоть мало-мальски приемлемо прочитать ребенок?! И - напрасно усомнилась, потому что ребенок не просто читал, а пленял! Очаровательная девчушка с глазами озерами, невинное дитя-цветок подарила это стихотворение зрителям так, что вся потайная страсть гармонического творения Марины, вся его экзальтация, все его навзрыд и наотмашь вдруг трансформировались в простое и сердечное: я БЕЗМЕРНО люблю ВАС. Девчушка словно таинственным образом проникла в сердце сердца этого стихотворения.

Когда поделилась своими мыслями о свершившемся у меня на глазах чуде, Александр Динес подтвердил:
-Да, дети подсознательно добираются до сути стиха, даже если-в силу малолетней невинности и простодушия и не понимают половину слов сложных произведений. И в этом - тоже и особенность, и- надеюсь, несомненная для зрительской аудитории привлекательность нашего проекта, который вырос, кстати, из самой жизни. Точно так же, как игра "Маркиза" не стартовала "с листа", не появилась в момент, как нечто завершенное и окончательное, так и "Стихи для всех" явились, воплотились и реализовались из самой жизни. Из ее логики и течения.

ЗАНОВО ОТКРЫТЫЙ ГАФТ 

-Откуда возникла идея чтения одного и того же стихотворения и корифеями и детьми?
-Первоначально мы хотели, чтобы "стихочтение" делилось следующим образом: корифей, ребенок и молодой человек или девушка. Но потом подобная идея ушла. Одно из произведений читала Евгения Симонова из ретроспективы "Маркизы". Молодая и красивая Симонова явно не нуждалась ни в чьем соседстве. Смонтировать ее выступление с кем-то взрослым?! Зачем одно и то же сочинение читать двум людям примерно одних лет?! В этом не ощущалось ни надобности, ни шарма. Противопоставление профессионального и непрофессионального исполнения не несло смысловой нагрузки. Хотя, нет, "профессионально" не вполне точное слово. Актеры, приходившие на нашу игру, тоже подчас читали стихи не только как виртуозные декламаторы, но и как осмыслители, исследователи поэзии. А для некоторых именитых гостей публичное чтение некоторых произведений даже становилось своеобразным дебютом - как, например, для Михаила Глузского. До "Маркизы" замечательный артист никогда не читал раньше "на зрителя" пушкинского "Пророка". Актеры ловили свои собственные импульсы и пытались - посредством собственного актерского мастерства - стать посредниками между стихом и зрителями, пришедшими на телеигру. Дети же, даже без особых усилий - добирались до первичных свойств или даже первооснов поэзии. Зрелым, взрослым людям такое чаще всего уже не удается.. Дети, согласно нашей идее ни в коем случае не соревнуются с театральными и кинозвездами. Они не лицедействуют, хотя подчас и читают чрезвычайно выразительно. Сила детского чтения в том, что они осмысляют поэзию со своей собственной, недоступной большинству взрослых планеты. Таким образом, третий, средний возраст сам собой отпал. И на экране остались лишь дети и профессиональные актеры. 

-Одно и тоже стихотворение звучит два раза подряд-не боитесь, что это может показаться кому-то, мягко говоря, странным?
-Нет, не боюсь, потому что все мы, делающие программу скорее ждем от нее другого результата-что кого-то она зацепит-актером, которого зрители любят или привлечет внимание ребенком, который их удивит… умилит.. заинтригует.

-Сложно работать с детьми на записи?
-Скорее - интересно. Режиссер Наташа Давыдова вообще утверждает, что это- сплошная радость и удовольствие.

-Скажите, а в юности поэзия являлась для Вас сферой интересов, приятным хобби или еще и неким утонченным способом обольщения?
-Наверное, все вместе потому что, будучи во время призванной на помощь в виде своеобразного интеллектуального флирта, поэзия галантно позволяла - спустя какое-то время- перейти и к некой другой… поэзии отношений. Так что в поэзии есть еще и потайная поэзия. (Улыбается)

-А случались ли лично для Вас в программе "Маркиза" свои собственные эмоциональные или интеллектуальные открытия во время чтения стихов? 
-Меня поразил в свое время Валентин Гафт. Если так можно выразиться, он открылся у нас на программе как крупный, талантливый поэт. Подчеркиваю: не как автор широко известных в стране эпиграмм, кому-то представляющихся язвительными, кому-то ироничными, а именно как автор замечательных, оригинальных собственных стихов. Мне хотелось отомкнуть, представить саратовцам совсем нового Гафта-не того кинематографического плейбоя и секс-символа, который известен всем. Мечталось о некоем открытии, волнении, радости от соприкосновения с актерской тайной. Когда зал сначала угадал самого Гафта, а потом, когда актер начал общаться с публикой, зрители- по моей просьбе- стали продолжать вслед за актером строчки его эпиграмм, отделяя талантливое гафтовское творчество от рифмованных виршей, лишь приписываемых ему. Помню, от дружного и воодушевленного оживления публики, от открывшегося понимания, что его знают так хорошо-далеко от Москвы- Валентин Иосифович растрогался. Он выглядел потрясенным от понимания, что его любят и ценят не только как актера, но и как поэта. И это, поэтическое знание публикой его творчества, расположило актера к аудитории. И он начал читать стихи-взволновавшее и обрадовавшее меня событие.
Вообще Гафт - отдельная и интересная страница "Маркизы". Знаменитый и всенародно любимый он, приехав в Саратов на нашу программу, очень волновался перед выступлением. Помню, он был у нас в гостях и все его эмоции, весь эмоциональный накал открывались перед нами. Мы вместе завтракали, и Валентин Иосифович не скрывал, что пленен, тем, что моя мама читала наизусть Пушкина, и тем, что у нее были невероятной синевы глаза, и тем, что ему предстояло познакомиться с саратовскими зрителями . Это все как-то красиво и незабываемо совпало.

"ТОТ, КОТОРЫЙ НЕ СТРЕЛЯЛ" -КАК ФОРМУЛА БЫТИЯ

-Саша, скажите, а самый-самый любимый поэт у вас есть? 
-Если не называть Александра Сергеевича, можно перечислить безмерно много имен. Но среди множества имен, назову все же только одно- Владимир Семенович. Его творческое наследие потрясает. Чтобы так, как Высоцкий сформулировать правду о войне, надо было родиться гением. Вы возьмите хотя бы стихотворение "Мы вращаем землю". Это же что-то космическое по смыслу, по звучанию, ритму. …Вообще то, как Высоцкий трансформировал жизнь и повседневность для строительного материала своих стихов- загадка загадок. Он и насмешлив, и лиричен, и комичен, и трагичен. Всеохватен! А одно из самых моих любимых стихотворений- "Тот, который не стрелял". Мне кажется, само его название можно превратить и в девиз, и в тост, и в мировоззрение. Тот, который не стрелял - драгоценная личность. Те немногие, которые умудрялись среди всеобщей стрельбы, тотальной агрессии, оставаться самими собой. Тот, который не стрелял это тот, кто не клеймил Ахматову и Зощенко, кто не подписывал пасквилей по обвинению Пастернака. Кто просто не источал и не выплескивал агрессию во времена, когда все порабощены ею и захлебываются от нее. "Тот, который не стрелял" -разве подобное не современно для сегодняшнего мира?!

-Александр, среди ваших звездных исполнителей признанные грандиозные декламаторы - Михаил Козаков, Сергей Юрский, Вениамин Смехов. Я помню замечательное, пробивающую душу тихую интонацию Георгия Тараторкина, и вулканическую экспрессию Василия Ланового. Но с великими актерами все понятно. А дети? Где берете маленьких актеров?
-Всем нам очень помогла дружба с любимым и родным мне филфаком СГУ и "Топ-топ Академией". Когда проект "Стихи для всех" только готовился, я позвонил Ольге Прозоровой и - как по мановению волшебной палочки у нас на записи программы появились замечательные детишки- творческие и красивые. Общение с актрисой театра "Балаганчикъ" и театральным педагогом Еленой Смирновой тоже дало замечательные и добрые плоды. Она привела к нам, в телестудию своих юных студийцев и мы с коллегами радовались, как дети, в том числе и очень небольшие- знают и чувствуют даже самую сложную поэзию.
Надеюсь, что контакты и с Ольгой и с Еленой еще не единожды приведут к нам интересных юных чтецов. Но программу уже узнают, она осваивается в теле- эфире, и , значит, есть надежда, что к нам пойдут и просто дети с улицы. Родители уже и сейчас звонят к нам, приводят детей и это не может не радовать. Ведь "Стихи-то для всех"! Приходите со своими детьми-добро пожаловать…

-А как родился душевный слоган "Читайте стихи для всех и для себя…"
-Светлана, это импровизация чистой воды! Надо было поставить некую интонационную точку после того, как прозвучали последние строчки стихотворения, вот и сформулировалось.
Вот такая интересная беседа получилась у нас с Александром Динесом. Ироничным и легким, интеллектуальным и абсолютно антипафосным ведущим, любимым уже несколькими поколениями театралов и книголюбов. Ну что, друзья, попадем во власть самой сладчайшей (после любви конечно!) магии-магии Поэзии. Читайте стихи и пусть ваши дети тоже читают их- сердца, насыщаемые эмоциями, красотой и чувствами становятся добрее и даже…волшебнее. Томики открываются и… "Вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо"… "Далеко, далеко на озере Чад изысканный бродит жираф"… "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно"… "Пишите для себя - как пишут дети, как пишут эти почтальоны Бога".

Оставить комментарий