Возможно, они есть и сейчас, но в советские времена в парках аттракционов всегда присутствовали комнаты смеха – некое помещение с кривыми зеркалами. Любой желающий мог зайти в эту комнату, и насладиться кривыми рожами – своей и других посетителей, их и своим могучим торсом или, наоборот, необъятными бедрами. Или вовсе искривленным силуэтом. Короче, кривые зеркала были на любой вкус. Кошелек тогда у всех был примерно одинаковый.
Сейчас роль кривых зеркал часто выполняют анонимные телеграм-каналы или даже средства массовой информации. Они выдают своим многочисленным или, наоборот, немногим, читателям кривую рожу, могучий торс или извилистый силуэт. Но все эти «изыски» читатель получает не в соответствии со своими пристрастиями, а в том ракурсе, который выгоден издателю или хозяину СМИ. Это называется манипулирование общественным мнением. И технология эта уже очень стара…
Как известно, на февральском заседании Саратовской областной думы спикер заксобрания Иван Кузьмин скоропостижно подал в отставку, заодно и сдав мандат депутата областной думы. Мандат тут же передали следующей по списку «Единой России» заместителю директора по воспитательной работе лицея-интерната № 6 ОАО "РЖД" Ирине Романовой. А вот со спикером возникли проблемы. Потому что председатель областной думы в нынешних условиях должен отвечать слишком многим требованиям.
Впрочем, кандидатуры на должность стали появляться чуть ли на второй день после ухода Ивана Кузьмина. В телеграм-каналах сразу назвали фамилию Александра Романова, 66-летнего председателя отделения Пенсионного фонда по Саратовской области. Несмотря на то, что господин Романов – депутат относительно новый, он трудится только второй срок и только в думе шестого созыва возглавил комитет, а до этого четыре года был рядовым народным избранником, наблюдатели всех мастей были уверены, что Александр Сергеевич пройдет через партийный фильтр, а затем будет одобрен думским большинством. К удивлению доморощенных экспертов, на конференции «Единой России», где избирали нового секретаря реготделения, про Романова ничего сказано не было. По крайней мере, в официальных сообщениях партии.
Тогда в паблике появились еще несколько фамилий – думский аксакал Николай Кузнецов. Ровесник Романова, ректор аграрного университета, трудится в думе уже четвертый созыв и все почти время на посту председателя аграрного комитета. Но, по слухам, сам Николай Иванович не сильно горит желанием покинуть вузовскую нирвану и перебраться в думу, дабы усмирять отвязных коммунистов и быть 24 часа начеку.
Еще одним кандидатом называли Олега Алексеева, депутат второго уже созыва, бывшего члена Совете Федерации, в порочащих связях не замеченного. Скорее, наоборот.
Иногда в шутку, в качестве компромиссной фигуры, называли заместителя председателя думы, оставшуюся на хозяйстве после ухода Кузьмина Ольгу Болякину. Но это предложение, зная бэкграунд Болякиной (дружбу с депутатом Иваном Чепрасовым, вышедшим из-под контроля), никогда серьезно не рассматривали.
И вдруг на Болякину обрушился шквал интернет-критики. Произошло это сразу после думского заседания, которое Ольге Владимировне пришлось вести за неимением спикера. По словам многих очевидцев, провела сессию Болякина очень даже прилично. Не откровенно слабо, не повально, не отвратительно, а на твердую четверку с минусом. Или тройку с плюсом. Если учесть, что ведение Кузьмина, а он вел думские заседания полтора года и до этого имел весьма приличный опыт публичной деятельности, как правило, оценивалось на тройку, максимум – четверку, то Болякина была молодцом. Видно было, что к думскому заседанию она готовилось, что сильно нервничала, что боялась. Но претензий к ней быть не должно. Особенно у тех, кто по долгу службы должен был госпоже Болякиной помогать. Потому что, увы, большинство депутатов отмалчивалось, и Болякина была вынуждена в одного отражать коммунистические атаки. Если бы у депутатов был сценарий ведения заседания, если бы у них были распределены роли и реплики, Ольге Владимировне было бы куда как легче. Но плохая подготовка к ожидаемой активности членов фракции КПРФ – это не вина Болякиной, а вина технологов, которые должны были Ольгу Владимировну готовить. И еще вина коллег, которые бросили бедную женщину на произвол судьбы.
Короче, повторимся еще раз – свое дебютное заседание думы Ольга Болякина провела вполне прилично. А если учесть условия, в которых шло заседания, то и вовсе хорошо.
Получается, что вся критика, обрушившаяся на Болякину – это ни что иное, как попытка не допустить ее в спикерское кресло.
Понятно, руководить региональным заксобранием – это не только вести думские заседания, которые случаются, как правило, раз в месяц. Председатель областной думы – это куда более серьезные обязанности, начиная от чисто представительских функций (здесь Болякина, возможно и справилась бы) и заканчивая формированием отношений с депутатами, депутатскими группами, аппаратом и так далее. Здесь нужно знание тонкостей и нюансов экономики, нормотворчества, внутренней и внешней политики и многое другое. Не факт, что все это Болякина потянет. Потому у оппонентов Ольги Владимировны есть много направлений для критики. И бить в определенно неуязвимую мишень, как минимум, неразумно. Но так же проще…
Зачем-то к Болякиной привязали руководителя думского аппарата Ирину Муругову, которая занимает эту должность с 2007 года и руководила аппаратом всё то время, когда спикером заксобрания был Валерий Радаев. Нареканий к госпоже Муруговой до сих пор не было. И вдруг кому-то понадобилось искать черную кошку в темной комнате…
Несмотря на то, что Олег Алексеев работает в областной думе второй созыв и даже успел поработать в верхней палате Российского парламента, фигура в думе он незаметная. Нет, на заседаниях аграрного комитета, членом которого Алексеев является, он не просто активен – разумен. Но на заседаниях думы его, как правило, не слышно. Впрочем, так же не слышно более половины депутатского корпуса. Но в связи с тем, что Олег Александрович является председателем мандатной комиссии, ему случается отвечать на вопросы коллег. И тогда господин Алексеев выдает нечто замысловатое. Но это нечто, как правило, не удовлетворяет только коммунистов.
Получится Алексееву стать спикером или нет – неизвестно. Как неизвестно и то, сможет ли он достойно сыграть эту роль. Потому что сегодня председатель областной думы – это ни разу не синекура, а сложная и тяжелая работа. Нервная, требующая много душевных и физических сил. И изрядной квалификации. В противном случае может случиться очередная ротация.
Но пока мы наблюдаем странное и часто неприятное манипулирование. Кому и зачем это надо? Вопрос риторический…
Елена Микиртичева