Наталья Бисерова: Святые на саратовских кладбищах

20 января 2014 - 13:44
Святые на саратовских кладбищах

Кладбища – это исторические книги, каждая страница которых развернута под открытым небом и свободна для доступа тем, кого не сковывает суеверный страх. Саратовские погосты не могут похвастаться размахом и древностью петербургских или московских, однако не теряют от этого красоты и ценности. На Воскресенском кладбище Саратова последний приют нашли писатель Николай Чернышевский и вдова поэта Зинаида Некрасова, Энгельс сохранил память о воинах авиаполка Марины Расковой и других летчиках, погибших при исполнении долга. Но есть здесь и могилы, к которым приходят не только чтобы выразить уважение, но и попросить защиты и заступничества.

Несколько лет назад я встретила на Воскресенском кладбище Саратова необычную пару – девочку лет пяти и ее бабушку. Мы с подругой сидели неподалеку от могилы епископа Саратовского и Балашовского Вениамина и наблюдали за тем, как они неторопливо ходят среди прочих старых городских захоронений. Конечно, мы поинтересовались, почему они выбрали такое странное место для прогулок, все-таки, оно довольно мрачное, хотя и красивое. Бабушка ответила, что они приходят попросить помощи, у Вениамина. А также, что сюда со своими скорбями приходят многие, и не только к епископу.

"Там похоронена инокиня Параскева, к ней ходят за женским счастьем, - делилась женщина, - там похоронены трое святых, еще с 19 века", - указала она вглубь кладбища. А Вениамину просто оставляют записки, что мы сами неоднократно видели. На красивой оградке всегда висит обычный пакетик, наполненный бумажками, либо внутри стоит специально обрезанная пластиковая бутылка – любой "почтовый ящик" не остается пустым.

Мы нашли и таинственную инокиню, и попытались добраться до святых (но не нашли их), и даже в минуты девичьих печалей оставили по просьбе для Вениамина. Несмотря на то, что записки находятся в свободном доступе, мы уверены, что их никто не читает – рука не поднимется. Кто такая Параскева я, если честно, не знаю до сих пор. А о Вениамине написано достаточно – с юности интересовался монашеской жизнью, прошел через лагеря. Он успел побыть епископом всего полгода, с 1 февраля по 2 августа 1955 года, до самой смерти. Примечательно, что всю жизнь он так или иначе был связан с Илией-пророком, даже скончался в день его почитания.

На Воскресенском кладбище Покровска уже в буквальном смысле протоптана дорожка к другим почитаемым людям – Параскеве Шамановой и отцу Иоанну Юнцеву. Даже установлены указатели, куда идти. Про Шаманову мне удается узнать только то, что она была подвижницей и окормляла приходивших к ней людей. Ее жизнь сравнивают с житием Матроны Московской – тоже незрячая, тоже привечала всех. Нам советуют пойти попросить у них помощи, помолиться и тогда все придет, "воздастся по вере".

Вот такие "святые саратовских кладбищ". Когда я стою у их могил, я вспоминаю, как хотела попасть в часовню Ксении Петербургской, как поехала туда во время пребывания в северной столице. В одном из углов древнего, заросшего как парк Смоленского кладбища, в честь Ксении воздвигнута часовня. У нее всегда людно: сначала люди растаскивали по горсточке могилу с ее земли, потом на крошечки разобрали каменные плиты над захоронением, а теперь спокойно могут прийти "в гости". От зеленых стен зданьица в буквальном смысле исходит спокойствие и умиротворение. Саратовские святые не настолько "раскручены", однако здесь нет обсуждения "цены вопроса", как возле останков Ксении, что сбивает настрой уже у входа в часовню. Но это уже совсем другой вопрос.
 

2 комментария