Денис Иванцов: ВАС не спросили

09 декабря 2013 - 12:58
ВАС не спросили

Россия - страна неожиданностей. В очередной раз это подтвердилось, когда юридическое сообщество было потрясено инициативой Президента РФ: в Госдуму был внесен законопроект об объединении двух высших инстанций - Высшего Арбитражного и Верховного судов.

Нет, конечно, разговоры об этом шли. Но одно дело разговоры, а другое дело - реальный проект закона, причем Федерального Конституционного. Поскольку Высший Арбитражный суд упомянут в Конституции РФ, то изменения, прежде всего, вносятся именно в неё.

По задумке Президента, Арбитражный суд упраздняется, а его функции передаются Верховному суду. В новую структуру войдут 170 судей. Отбирать их будет специально созданная квалификационная комиссия. На переход от одной структуры к другой планируется отвести срок в полгода, базироваться объединенный суд будет в Санкт-Петербурге.

В Совете Федераций объяснили: "Это нужно для выработки единообразия практики применения российского законодательства». Разумеется, это послужило бы укреплению судебной системы. Но не появится ли больше неясностей, путаницы и неразберихи?".

Сегодня Высший Арбитражный суд уже обеспечивает единообразие арбитражной практики, а Верховный суд - практики судов общей юрисдикции. Неужели после объединения она станет еще единообразнее? Ни для кого не секрет, что лучшее - враг хорошего.

На мой взгляд, поглощение Арбитражного суда не совсем обоснованно, поскольку он формирует действительно правильную правовую позицию, и примеров этому достаточно много. Мы можем наблюдать огромное число информационных писем, постановлений пленумов и пр. Но видим ли мы это со стороны Верховного суда? Я не вижу той открытости правосудия, о которой мы все говорим.

Доверие к арбитражным судам по сравнению с судами общей юрисдикции за последние годы повысилось. Они более профессиональны, потому что работают для бизнеса, поэтому у них постоянно обновляемый сайт, мы можем наблюдать публикацию всех запросов и судебных решений, да и судьи там более сильные. Если мы обратимся к кадровому составу судов общей юрисдикции, то в большинстве своем это бывшие милиционеры, прокуроры и так далее. В свою очередь в арбитраже  профессионализм, компетенция и качество правосудия намного выше.

В народе говорят, что общие суды занимаются "спором старушек", а арбитражные - тяжелыми спорами юридических лиц. И это правильно: разные субъекты требуют к себе разного отношения. Именно поэтому и возникают опасения в достаточной подготовленности судей: они просто не смогут разбираться в корпоративных спорах.

Я боюсь, что суды общей юрисдикции поглотят всё то хорошее, что было создано в системе арбитражных судов. Прежде всего, объединение судов может привести к снижению качества судебных решений по делам в сфере экономики. Кроме того, данный законопроект несет в себе огромные коррупционные риски, поскольку усиливается зависимость от исполнительной власти, а также нарушаются принципы несменяемости и независимости судей.

Сомнений не возникает - ничего хорошего из этой реформы не получится. Она плохо продумана и недоработана. Возникает множество вопросов, на которые пока нет ответов: а что будет с Арбитражно-процессуальным кодексом и  теми решениями пленума ВАС, которые были и еще будут приняты до того, как его расформируют? Если Верховный суд не захочет, он не будет принимать их в расчет, а это огромный массив нужной информации, с которым сейчас работает арбитраж.

Остается только надеяться на то, что данные поправки не приведут к пагубным для нашей судебной системы последствиям.

Оставить комментарий