Светлана Микулина: Зайцы и пингвины детства

11 декабря 2015 - 11:17
Зайцы и пингвины детства

У Вас есть желание хотя бы на полтора часа укрыться от проблем повседневного в красоте вечного? А воспарить над приземлённым и бытовым? Чувствуете в себе стремление славно посмеяться и светло погрустить одновременно? Тогда отправляйтесь в ТЮЗ!

"Отрочество" - спектакль по одноименной повести Льва Николаевича Толстого ( выразительная и образная инсценировка Ярославы Пулинович, умная и точная режиссура Алексея Логачева). Удивительный получился спектакль - современный и старинный одновременно. Взросление главного героя, его первое столкновение со смертью, любовью, дружбой, мечтой- не только личная история молодого человека Николеньки, но и тонкий, безошибочный отсыл к душам каждого из нас.

Зайка мой… Наверняка всем или почти всем говорили такие слова на заре жизни, и эти зайцы, большие, озорные, простодушные, вездесущие, такие уязвимые и всесильные одновременно- из главных тем и образов тюзовской работы. Зайцы - как символ мечты и радости припрыгивают в начале и они же появляются в его финале. Детство - нотный ключ в мелодии каждой судьбы.

Актеры, занятые в спектакле, словно не просто играют, но еще и эмоционально осмысливают собственный опыт "нежного возраста", и от этого, думаю, и берет исток особая теплота и искренность сценического действа и воздействия. Хотела было перечислить особо понравившихся мне актёров, потом поняла - это будет не справедливо по отношению к тем, кого не назову. Потому что "Отрочество" сродни букету ярких актерских работ. И каждая веточка-роль в этом букете – красочна и благоуханна! А весь букет красуется в красивой вазе режиссерского прочтения, и ваза эта - настоящий фарфор. Никаких пластмассовых попыток вульгарно или неуклюже осовременить толстовскую прозу чем-то клубничным, остреньким, дешевым! Никакой толстостенной керамики морализаторства! Классический, прозрачный получился спектакль, легкий, умный, веселый, печальный, чувственный и нежный, ни капельки не скучный, а значит вне времени или, как говорил другой классик, "до всякого времени".

У Ошо есть потрясающая мысль: глаза ребенка это глаза Бога. Чистота ребенка, чистота, которой он делится с миром взрослых-едва ли не главная надежда на спасение нашего мира,-утверждают многие философы. А кто может взглянуть в глаза ребёнка лучше, чем его мама? Образ матери из "Отрочества" - тот идеальный, проникновенный и вечный образ материнства, к которому, вероятно, сознательно или хотя бы подсознательна стремится каждая или почти каждая женщина. Даже если женщина эта замучена, обесцвечена, обессилена или, напротив, нещадно огламурена современным бытием, даже если она и не столь воспитана, изысканна и, конечно, не столь ошеломляюще, ангельски добра, как мама главного героя "Отрочества", в ней все равно ( хотя бы на самом краешке души!), живет та идеальная мама, которую так хочет заполучить и любить её ребенок.

Спектакль, сотворенный сердцем - вот что есть "Отрочество", зрелище для взрослых и не взрослых в равной степени. Эта тюзовская работа-мост, сближающий поколения и души. И - необходимое напоминание: никогда еще мы не были столь открыты, совершенны и мудры, как в детстве. И всё это очень важно не растерять. А если растеряли? Тогда нужно по возможности не паниковать и уж точно не злиться, а срочно приголубить, а быть может и растормошить простодушного кролика в собственной душе. Пушистое существо-вовсе не доказательство нашей трусости, а, скорее, один из главных символов детства со всеми его - да, да страхами и шалостями, пробежками и прыжками. Кролик указал путь в страну чудес знаменитой Алисе и мартовский заяц устраивал своё безумное чаепитие у Кэррола, милейшего кролика придумала сказочница и художница Беатрис Поттер… Есть еще шкодливый братец Кролик, хитроумно обводящий вокруг своей лапы братца Лиса… Зайцы детства-как солнечные зайчики прыгают по сценам инсценировки Толстого. И каждый из персонажей спектакля несёт в себе своего зайца, свою толику веры, надежды, любви… "Николенька и особенно его мама своих зайчишек от себя далеко не отпускали, а злой учитель и разозлившийся на сына папа своих зайцев как раз бац - и растеряли, поэтому и разозлились. Но они их найдут, у них глаза здоровские", - гениально и очень позитивно резюмировал зритель лет десяти, сидевший рядышком со мной.

А теперь - несколько слов о другой радости, идущей на малой сцене. "У ковчега в восемь" (режиссер Сигрид Рейбо) это - сказка о трех пингвинах, не пожелавших расстаться друг с другом во время потопа. Это история о самой благородной на свете контрабанде-контрабанде чувств. Неугомонная парочка протаскивает на ковчег не менее неугомонного третьего и этот тот самый случай, когда третий- вовсе не лишний. За последствиями "контрабанды любви" наблюдает уполномоченная на это самим Ноем голубка. Не буду пересказывать сюжета. Скажу коротко: мы всей семьей, вместе с переполненным залом смеялись до слез. И... почти плакали. И смеялись, чтобы не начать плакать. Смешение чувств. Клоунада и лирика. Трагизм и комизм, обнимающие друг друга на самом краю жизни. Это спектакль-квартет. Три пингвина и одна голубка. Создатель всего сущего появляется эпизодически, но чрезвычайно колоритен -как и подобает Создателю. Трио пингвинов зажигают и обескураживают безостановочно и блестяще, уморительное лицедейства голубки достойно восхищения. Только представьте: в спектакле- ни одного героя в классическом толковании. Все сплош ь- недотепы, забывалы, немного лентяи, капризули, задаваки, вруны, фантазеры, эгоисты и …альтруисты одновременно. Догадываетесь, на кого означенные "птички" (хотя пингвины это и не птички вовсе!) похожи? Конечно, на детей!!! На детей, которые бессмертны в каждом из нас. Даже если мы –по глупости- стараемся выглядеть взрослыми! Всемирный потоп наступает каждый день, и почти каждый день кто-то-молча или ворча- забирает в свою каюту того, кого не было в списках на спасение.

…Глаза ребенка - это глаза Бога, - сказал Ошо. Все создатели золотого запаса искусства для детей придерживались, похоже, этой формулы- даже если не читали Ошо. Два спектакля на малой сцене ТЮЗа - о глазах Бога, пристально и доверчиво, с любовью и верой, смотрящих на нас с детских лиц. И - значит, не столь уж важно, на ковчеге или в дворянской усадьбе развивается сюжет…

Зайцы отрочества, пингвины детства… Не сомневаюсь: многие саратовцы и гости города уже полюбили эти спектакли. А у кого-то любовь к ним ещё только родится. Потому что две этих интересных тюзовских работы- как золотые ступеньки в замечательной лесенке ЛЮБВИ и ПОНИМАНИЯ, по которой все мы ежедневно поднимаемся. К своим детям.

Оставить комментарий