Главная / Культура / Кто ты по жизни сам?

Кто ты по жизни сам?

15 декабря 2017 - 18:49

Название очень длинное, предполагающее веселое приключение. Ход явно нарочитый. Ждешь комедию, а получаешь психологическую драму. Сюрпраааайз!

"Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов", 2017, режиссер Александр Хант, в ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук, Андрей Смирнов, Ольга Лапшина, Алина Насибуллина, Георгий Кудренко, Роман Шаляпин, Александра Велескевич, Ксения Орлова, Наталия Вдовина, Дмитрий Архангельский.

Витька Чеснок (Евгений Ткачук в этой роли великолепен) работает на мусороперерабатывающем заводе и мечтает свалить от нелюбимой жены. Бухает с дружками, дерется, скандалит дома. Типичная гопота. Выпивают, потому что одному из них дали кредит, который никто возвращать не собирается. Витька мечтает таким же макаром срубить деньжат, чтоб уехать из города.

И тут, как снег на голову, весточка от отца, бывшего зэка. И не от него даже, а от женщины, которая ухаживает за не говорящим инвалидом, прикованным к койке. Она мечтает, что сынок подпишет бумаги об отказе от жилплощади в ее пользу. Ведь инвалиду недолго осталось…

А Витек не соглашается. У него свои планы на квартиру. И потому он планирует отвезти своего героического папашку в дом инвалидов, поскольку ухаживать за ним не собирается. Тот ведь бросил семью когда-то, из-за чего мать Чеснока повесилась, а сам Витек попал в детдом…

Типичный муви-роуд получает неожиданное развитие. После небольшого ДТП с отцом Витька приключается приступ эпилепсии. В сельской больнице ему оказывают помощь, что-то вкалывают. После чего замечательный Алексей Серебряков начинает говорить:

- Пацан, вези меня домой!

Витек весь фильм негодует – "Не называй меня пацаном, у меня имя есть!" А Леха Штырь потому и кличет сынка пацаном, что не хочет привязываться к нему. Маньяки своих жертв тоже стараются по имени не называть…

Странные попутчицы, знакомство со сводной сестрой и старым корешем, тоже зэком, отца, преодоление искушения убить бессердечного старика в лесочке, чтоб не везти его никуда…

- Ну чего ты за жизнь цепляешься! Ведь ты никому не нужен!

Но Леха Штырь – крепкий орешек. Даже когда приезжает его старый приятель, вор в законе (Андрей Смирнов) со своей кодлой, чтобы в торжественной обстановке в карьере перерезать ему глотку и закопать бульдозером, папаша Витька только злобно ухмыляется. Но тут на вершине кручи оказывается сын, и, возможно, впервые за долгую жизнь в глазах Штыря мелькает страх.

Поначалу за происходящим наблюдаешь, как за поведением хищников на канале Nat Geo Wild. Человеческого в поведении героев действительно мало. В кадре только отправление естественных надобностей – еда, выпивка, секс, справление малой нужды. Но вполне тарантиновская атмосфера ненависти ближе к финалу вытапливается.

Мощная встряска для Витька – это когда он встречает силу, которую не способен перешибить свинчаткой, зажатой в кулаке. Когда один из подручных вора в законе спрашивает Чеснока: "Кто ты по жизни сам?", вот тут и задумывается Витек (наверное, тоже впервые в жизни), кто он и на что способен. С этими мыслями едет спасать отца, идет за него на верную погибель, но каким-то чудом вор в законе отпускает обоих. Он видел ужас в глазах Штыря, ему хватило…

Финал пронзительный и лучший из возможных. Витек довозит-таки отца до дома инвалидов, сдает с рук на руки каким-то санитаркам. А затем долго сидит за рулем и не уезжает. Думает, как быть. И Штырь просит сопалатников глянуть, не уехала ли красная машина. Ведь это последняя ниточка, связывающая его с внешним миром…

Витек все-таки уезжает, но останавливается в чистом поле. По счастью, режиссеру Александру Ханту, для которого это дебютная работа, хватило такта не возвращать Чеснока. Для Витька достижение уже то, что он задумался. А разворачивающаяся машина была бы пошлым перебором. В таком фильме хэппи-энда по определению быть не может. Хватит и лучика надежды.

Отзывы, как и следовало ожидать, полярные. Немало зрителей назвало фильм откровенной чернухой и пасквилем на Россию. Не могу согласиться с таким мнением. Непривычно видеть среди героев фильма только гопоту? Может быть. Но почему нет?

По традиции отдельно скажу о музыке. Весь фильм звучит отборнейший шлак под названием русский рэп. Серьезно – нужно было очень постараться, чтобы подобрать такое. Все ждал, когда же персонаж Серебрякова крикнет: "Пацан, выруби патефон!" Не крикнул. Видимо, не чувствовал дисгармонии.

Ужасный аудиоряд, впрочем, к месту. Никакую другую музыку тут и не представишь. Не Чайковского же ставить. А в пути без музыки никак нельзя. Особенно когда сын везет отца в дом инвалидов.