Главная / Издания / Как область не получила 26 миллиардов рублей

Как область не получила 26 миллиардов рублей

Как область не получила 26 миллиардов рублей
23 июня 2011

Георгий Балаков

Saratovnews

июнь 2011

В 2008 году Саратовская область имела возможность получить 26 миллиардов рублей. Эту сумму "Внешэкономбанк" зарезервировал для инвестирования в масштабный логистический проект "Таскала-Озинки". Из-за бездействия ответственных лиц, с этой суммы в область не поступило ни одной копейки, а амбициозная идея превратилась в долгострой.
 

Неспособность региона отстоять собственные интересы не перестает удивлять. В областном правительстве до сих пор не могут воспользоваться миллиардами рублей, которые 3 года назад зарезервировал крупный российский банк на финансирование проекта по созданию новейшего логистического комплекса на границе с Казахстаном. Помимо прибыли с самих инвестиций, губерния лишает себя и роли ключевого транзитного коридора из Китая. За минувшее время, "дорогу из Китая" успели разобрать по кусочкам наши соседи.

Игнорирование возможностей уже привело к тому, что инвестиционный портфель проекта с 26 миллиардов сократился до 3-5. Именно на такой объем вложений наш регион может рассчитывать теперь.

Логистический проект, получивший название "Таскала-Озинки" казался экспертам крайне доходным. Минимум три тысячи рабочих мест, обновление пограничной инфраструктуры и миллиардные отчисления в бюджет. Все это рассчитывалось получить после того, как новейший транспортно-логистический комплекс начнет работу на границе Саратовской области и Казахстана.

Дело в том, что в середине "нулевых", крупнейший мировой производитель Китай решил сократить количество морских перевозок, заменив их сухопутными. Идея предполагала транспортировку товаров в страны Европы транзитом через Россию. Специально для этого планировалось своего рода возродить легендарный "Шелковый путь", создав скоростную транс-евразийскую магистраль из Юго-Восточной Азии в ЕС.

Наиболее удобный маршрут такой транспортировки должен проходить через Казахстан и Саратовскую область. К такому выводу пришли эксперты, детально изучив карту автомобильного и железнодорожного сообщения стран-участниц.

Естественно, для обслуживания колоссального грузопотока из КНР в Европу требовался новейший логистический центр.

"Комплекс Таскала-Озинки должен был включать в себя логистические центры, склады, закусочные и рестораны, гостиницы, банки, юридические конторы, предприятия занимающиеся расфасовкой и дополнительной переработкой продукции, со временем появится потребность в наукоемких производствах. Все эти объекты должны были создать комфортные условия для перевозчиков и грузовладельцев на приграничной территории. Официально о старте было заявлено в 2008 году, когда правительство Саратовской области и Западная провинция Казахстана заключили договор о его создании. Уже в декабре того же года "Внешэкономбанк" сообщил, что наша область может приступить к реализации проекта. Строительство могло быть начато в 2009 году. Однако на сегодняшний день не заложено даже первого камня будущего комплекса, а зарезервированные участки не используются", - рассказала координатор проекта от Саратовской области, член общественного совета Росграницы Людмила Калинина.

Причину простоя координатор видит в вялости региона, неумении воплощать в жизнь масштабные экономические проекты. Взамен финансированию "Внешэкономбанк" поставил перед областью несколько условий. В частности, региональные власти должны были отремонтировать дорогу из Энгельса к казахстанской границе и подвести коммуникации к пропускному пункту Озинки.

Условия, надо сказать, не слишком жесткие. Особенно с учетом суммы, которую "Внешэкономбанк" готовился выделить нашему региону. Тем не менее, областные власти не спешили выполнять поставленные требования.

Пока Саратов топтался на месте, соседние регионы создавали на своей территории новые логистические центры. В итоге инвесторы предпочли не дожидаться, пока Саратовская область соизволит воспользоваться финансированием. Теперь маршрут грузопотока из КНР в Европу планируется не концентрировать на нашей губернии, а включить в него другие регионы России.

Таким образом, часть доходов от обслуживания международных грузопотоков область утратила безвозвратно, а объем инвестиций проекта "Таскала-Озинки" сократился более чем в 5 раз, с 26 миллиардов рублей до 3-5 миллиардов. Ведь после того, как область лишилась своего приоритетного статуса, потребность в строительстве огромного логистичекого центра отпала сама собой.

Получается, что только на инвестициях "Внешэкономбанка" область потеряла более 20 миллиардов рублей. Для сравнения, доходы регионального бюджета в этом году составили 51,77 миллиарда рублей. В то же время объем федеральных средств на модернизацию областного здравоохранения на ближайшие два года составит 6 миллиардов рублей. И то, перечисление такой суммы стало возможным только благодаря программе "Качество жизни (Здоровье)".

Принимая во внимание финансовые потери от сокращения налоговых отчислений, которые должны были превышать миллиард рублей ежегодно, а сейчас прогнозируются на уровне 300-500 миллионов, уменьшение первоначального количества рабочих мест, сумма утраченных денег может вырасти в разы.

Однако это, по всей видимости, не слишком тревожит региональную власть. Так, в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области признали, что занимаются разработкой проекта, однако назвать на какой стадии он находится, определенно ответить не смогли. "Сейчас активизировали работу по созданию аэропорта . Это для нас первоочередная задача. Что касается логистического центра "Таскала-Озинки", то мы только ведем его проектную работу. Финансовой составляющей мы не занимаемся. Обращайтесь в министерство инвестиционной политики области", - ответили в региональном минтрансе, когда Saratovnews поинтересовался, почему из 26 миллиардов "Внешторгбанка" область не получила ни копейки.

Последовав совету, Saratovnews обратился в областной мининвест. Однако там, дать внятный ответ о судьбе 26 миллиардов, не смогли. Более того, специалист, который, по словам пресс-службы ведомства, занимается проектом "Таскала-Озинки" посоветовал обратиться в региональный Минтранс. "Я этим проектом не занимаюсь. Он курируется министерством транспорта. Лучше обращайтесь туда напрямую. Мы не финансируем этот проект. Я поиском инвесторов для него не занимаюсь. Все что я знаю: этот проект курируется министерством транспорта. Или звоните Калининой. Она сможет прояснить ситуацию", - отрезал сотрудник мининвеста, после чего повесил трубку.


Сколько область потеряла на проекте "Таскала-Озинки"

 

Стоимость проекта транспортно-логистического центра "Таскала-Озинки":

2008 год: 26 миллиардов рублей
2011 год: 3-5 миллиардов рублей.

Предполагаемый размер отчислений в бюджет после реализации проекта:

2009 год: 1.7 миллиардов рублей в год ( по данным из открытых источников)
2011 год: 300-500 миллионов рублей ежегодно.

Площадь современной терминально-логистической инфраструктуры Приволжского федерального округа:

Самарская область – 1018 тыс. кв.м
Татарстан и Нижегородская область – по 942 тыс. кв.м
Пермский край – 162 тыс. кв.м
Саратовская область – 0

Георгий Балаков

Оставить комментарий