Главная / Издания / Хаос в образовании – разруха в головах

Хаос в образовании – разруха в головах

Хаос в образовании – разруха в головах
21 июля 2011

Saratovnews

июль 2011

Народное обсуждение поможет министерству образования области определиться в своих приоритетах.


19 июля в медицинском колледже СГМУ состоялся тематический форум Общероссийского народного фронта "Задачи по повышению эффективности бюджетных расходов, направленных на повышение качества государственных образовательных услуг для населения".
 В формировании "народного бюджета"  приняли участие губернатор Павел Ипатов, депутаты областной думы, члены регионального координационного совета "Общероссийского народного фронта", представители муниципальных образований, общественных и профсоюзных организаций области.

Общественные слушания предваряли выступления трех региональных министров – образования, культуры и спорта. Но, казалось, все вопросы (более 30) были адресованы  Гарри Татаркову. Что еще раз доказало – на современном этапе министерство образования – ключевое в правительстве. Пожалуй, ни в одной отрасли не происходит столько неоднозначных перемен, как в этой. И касаются они каждого, потому что в школу, в вуз, в другие учебные заведения мы "отдаем" самое дорогое, что у нас есть – наших детей. На них проверяются сегодня бесконечные эксперименты, правда, во их же благо, как твердят авторы комплексных проектов и  программ модернизации образования.

Вот и на этот раз мы слышим бравурные речи - российскую школу ожидает беспрецедентный и по времени, и по объему прорыв по улучшению материально-технической базы школы, а главное - по увеличению заработной платы учителей, потому что люди, которые выполняют такую работу, должны получать достойное вознаграждение.

В проекте нового закона "Об образовании" закреплено, что средняя зарплата учителя должна быть не ниже средней заработной платы по экономике. Именно это и будет реализовано благодаря тому, что огромные деньги - 120 миллиардов рублей на два года - заложены в федеральный бюджет. Реально уже 1 августа в регионы придут двадцать миллиардов рублей.

Другой вопрос - было бы где работать учителям. Сегодня  у нас без лицензий осуществляют свою деятельность 265 муниципальных школ, детсадов и учреждений дополнительного образования, а, значит, в любой момент они могут закрыться. При этом, по словам министра образования области Гарри Татаркова, темпы лицензирования по сравнению с прошлым годом удвоились, и деньги муниципалитетам выделены в полном объеме, но местные власти использовали их не по назначению. Однако приехавшие на форум ОНФ из глубинки утверждали обратное, мол, министерство средств не выделило. Тема лицензирования оказалась самой острой. Чтобы получить лицензию, надо чтобы учреждение соответствовало всем  нормам, а на это необходимы средства.

Но даже там, где они были потрачены, не добились желаемого эффекта. Например, многих волновал вопрос медицинского обеспечения школ. Потрачены колоссальные средства на медкабинеты, но в них сегодня некому работать, нет медиков. Или другой нонсенс: по новым санитарным требованиям нельзя использовать мебель, поступившую в школы в предыдущие годы по комплексному проекту модернизации образования. Все присутствовавшие просто умоляли министра и представителей власти ввести  поэтапное выполнение этих требований. 

Муниципальные образования сталкиваются и с проблемой лицензирования подростковых клубов. Планируется закрытие 23 клубов, в которых занимаются 2200 детей.

Детей-инвалидов не хотят принимать в первый класс коррекционной школы №2, а советуют родителям обратиться в реабилитационные центры по месту жительства. Закрыты практически все коррекционные группы в детских садах. Остался всего один детсад для детей с ограниченными возможностями. А у нас более 6 тысяч детей-инвалидов. Значит, об их социальной адаптации говорить не приходится.

Мы закрываем малокомплектные школы даже там, где нет дорог, чтобы возить детей в другое село или райцентр. Об этом кричат родители, например, в тех же Дергачах.

Средства, выделенные муниципалитетам на лицензирование школ и детских садов, зачастую действительно идут на другие цели. Ершовцы просят сделать их "целевыми". Марксовцы поднимают проблему ветхих школ. Будет ли решаться вопрос по поводу их капитального ремонта? Проектная мощность наших школ уже не соответствует реальной действительности. Планируется ли возведение новых современных школ?

Поднимались и вопросы обеспечения бесплатным питанием детей из многодетных семей и школьного питания в целом, говорили об отсутствии концепции подготовки молодых учителей, нормативах на учебные расходы, продолжающихся денежных поборах с родителей, повышении зарплат работникам дошкольных образовательных учреждений и многом-многом другом.

Министра образования даже обвинили в некомпетентности, так как на многие вопросы он отвечал фразой: "Готов встретиться с вами и разобраться". Хотя во многих случаях действительно нельзя было отделаться дежурным ответом. Уж больно проблемы запутанные. И не факт, что  в федеральном министерстве образования есть полное понимание по каждому моменту.

Несколько раз министра выручал губернатор, заверивший, в частности, собравшихся в том, что областное правительство видит выход в ситуации с лицензированием школ в разработке целевой программы на три года, чтобы снимать вопросы с приведением школьных зданий в соответствующий новым требованиям порядок поэтапно, а не в один день, что, практически, невозможно. При этом бюджетные средства будут перечисляться в муниципалитеты адресно, а не на усмотрение их руководителей.

По мнению заместителя  председателя областной Думы Марины Алёшиной, состоявшееся обсуждение конкретных вопросов поможет министерству образования области определиться в своих приоритетах. А решаться вопросы будут вместе с активистами регионального отделения Общероссийского народного фронта.

Площадку Народного фронта использовали многие неравнодушные люди, которым есть что предложить по обсуждаемому вопросу повышения качества государственных образовательных услуг для населения. Предлагаем их выслушать и добавить свои комментарии.


Наталья Королькова, председатель общества трезвости и здоровья Саратова:

- О какой модернизации образования, о каком экономическом росте можно говорить, когда для молодых их "первыми университетами" стали пивные ларьки. Это питейные на углу Чернышевского и 2-ой Садовой, Большой Казачьей и Рахова. Этот список можно продолжать до бесконечности. Я не только двумя руками "за" расширение списка безалкогольных заведений – эту работу надо продолжать – я буду добиваться, чтобы Саратов пошел по пути Ульяновска и увеличил период запрета на продажу крепкого алкоголя в магазинах.

Сегодня, в Саратове, спиртное выше 15 градусов нельзя приобрести с полуночи до шести утра. В Ульяновске запрет на крепкие напитки действует с 20.00. Кроме того, алкоголь там вообще не продают в выходные дни и по праздникам. Мне кажется – это реальный механизм. Решение такого рода принимается на областном уровне, заодно посмотрим – понимает ли губернатор эту проблему.

Еще один архиважный вопрос - профилактика употребления психотропных веществ детьми и подростками. Если мы не начнем работать по этому вопросу с ними с 6-летнего возраста, то мы уже опоздали. Как профессионал могу заверить, что здесь мало что делается. Предлагаю мотивировать педагогов школ на эти занятия оплатой   дополнительных классных часов.

Галина Паринова, зав кафедрой педагогики педагогического института СГУ:

- Обидно, что на глазах рушится система педобразования. За последние два года у нас снижен набор студентов в два раза. Хотелось бы знать, это заказ нашего министерства образования или еще чьи-то волюнтаристские решения? Это вызывает  сокращение преподавателей. Непонятно почему при существовании пединститута подготовку учителей истории, физики, которых не хватает в школах, готовят только университетские подразделения? Это говорит о том, что у нас нет единой концепции педагогического образования Саратовской области. Мы набираем бакалавриат. Так вот за четыре года у студента  только  одна практика в школе,  длящаяся три  недели. Мы можем подготовить учителя, имея одну практику в школе? Да он просто боится зайти в класс.

Алексей Певин, студент:

- В области постоянная ползучая миграция молодежи. Я давно наблюдаю, как способные молодые люди из районов используют Саратов как перевалочный пункт и уезжают потом в другие регионы. Где-то даже прозвучала такая цифра: каждый год из Саратова уезжает 6 тысяч молодых людей. Что делать, чтобы область не потеряла свое будущее в лице способной молодежи? Может быть, стоит профинансировать программу, которая будет концентрировать и решать проблемы молодых людей.

Анна Филиппова, родитель:

- Меня интересует программа "школьное питание". Какое финансирование будет выделено на образовательные учреждения? Почему-то утверждают, что мы  участвуем в федеральном конкурсе, но он  не предусматривает весь регион. Эксперимент по внедрению этой программы "школьное питание" будет проходить только на базе Марксовского муниципального района. Но это как-то странно. Одних детей, значит, будут кормить по нормам  САНПина, а других как придется? Считаю, что  выделение бюджетных средств на такие цели должно быть приоритетным,  если государство действительно задумывается о здоровье детей.

 Андрей Рыжков, директор балашовской школы №9:

- Хотя нас в министерстве образования заверяют, что с экономической точки зрения эффективна закупка оборудования для школ в рамках целевой программы, я с этим не согласен. Это, мол, позволяет выйти на крупных поставщиков, чиновники также  рассчитывают на серьезную экономию в рамках конкурса. Но то оборудование, которое нам поставляло министерство (производства Израиля, Китая), все горит, ломается и мы не можем даже найти концов - кто отвечает за контракт и его исполнение и какие гарантии  есть. К тому же часто  закупают не то, что нам нужно. Поэтому считаю  целесообразным, чтобы все финансовые средства, закрепленные за районами, были направлены на освоение в муниципалитеты.

Другой момент.  Мы закупали с 2008 года учебники, учебно-методические комплекты, на что были потрачены сотни тысяч рублей. Мое предложение заключается в том, чтобы не обновлять их чаще, чем раз в три-четыре года. А то меняется несколько строк в учебниках, и тут же в связи с новыми стандартами мы обязаны закупать новые учебники и комплекты. Раньше в советские времена по 20 лет по одним учебникам учились, а сейчас закупаем каждый год. Создается ощущение, что это кому-то выгодно, в частности, издательским фирмам, получающим заказы.

Зинаида Чумикова, директор детского сада №13 г. Саратова:

- Сравнительный анализ зарплаты учителей школ и  работников дошкольных учреждений говорит об  очень большой разнице – 15 и 5 тысяч. А молодой специалист получает и того меньше. А ведь дошкольное образование – это очень серьезная начальная ступень образования. Вот, например, мы с 2006  по 2009 год были   региональной экспериментальной площадкой по программе Н.Ф.Виноградовой "Предшкольная пора". У нас трудятся 24 педагога. Представляете, сколько усилий нужно, чтобы найти и удержать квалифицированные кадры за такую мизерную зарплату.

Сергей Харьков, директор школы в селе Камышки Александрово-Гайский район:

- Прокуратура, суд стали теми организациями, которые нам приходится посещать довольно часто. В марте, например, я  должен был провести аттестацию рабочих мест, но не смог, потому что нет средств. Приблизительно то же самое будет с энергоаудитом, с экологическим аудитом. Директора школ сегодня в сложной ситуации. На них теперь можно накладывать штрафы  до 90 тысяч рублей, и уже есть прецеденты, когда директорам выписывали штраф до 50 тысяч. Штрафы, не сопоставимые с зарплатой. Боюсь, так мы останемся не только без бюджета, но и без руководителей.

И еще, когда говорят, что одной из причин оптимизации малокомплектных сельских школ является низкое качество образования, меня это всегда задевает, потому что в Саратове есть система кластерной оценки качества образования. И если посмотреть, то многие малокомплектные школы, в том числе наша, демонстрируют как раз высокое качество, поэтому просьба не объяснять оптимизацию только этим.

Андрей Пилюгин, общественный наблюдатель за ЕГЭ:

- Предлагаю разделить выпускные экзамены на два уровня: базовый просто для получения аттестата и продвинутый, если предмет для поступления является профильным. Через неделю вузы закроют прием документов. Конкурс в престижные университеты доходит до 80(!) человек на место, во многом как раз благодаря ЕГЭ. Теоретически он уровнял шансы абитуриентов, на практике шансы сократились, ведь бюджетных мест больше не стало.

 

Оставить комментарий