Главная / Издания / ЖКХ под увеличительным стеклом

ЖКХ под увеличительным стеклом

ЖКХ под увеличительным стеклом
12 августа 2011

Saratovnews

август-2011

Во вторник в актовом зале СГАУ прошел пятый тематический форум по обсуждению Народного бюджета. Напоследок оставили самое сложное -- реальный сектор экономики: промышленность, транспорт, строительство, жилье. На этот раз главной темой прозвучала поддержка ЖКХ региона.

В обсуждении приняли участие председатель Саратовской областной думы Валерий Радаев, депутаты областной думы, представители Общероссийского народного фронта, общественники.

На вопросы участников встречи отвечали министр строительства и ЖКХ области Денис Филиппов, министр транспорта  Иван Панков и министр промышленности Сергей Лисовский.

На правах ведущего председатель комитета областной думы по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики Павел Большеданов открыл разговор репликой: "На этой площадке есть место как для обсуждения доходной части бюджета, так и расходной. Народный бюджет должен формироваться самими гражданами с учетом их мнений. Наша задача – получить максимум информации от вас, жителей региона, о ваших насущных проблемах".

Но вначале по традиционному сценарию министры доложили о сделанном. С помощью слайдов они продемонстрировали динамику по всем направлениям своих отраслей.

Если опустить наши успехи (а они, несомненно, есть, если учитывать, что объемы введенного в эксплуатацию жилья в регионе за последние восемь лет выросли более чем в 2,3 раза), то основные приоритеты министерства строительства и ЖКХ области выглядят так. Прежде всего, минстрой ориентируется на строительство жилья эконом-класса. А также на комплексное освоение земельных участков – микрорайонную застройку и малоэтажное жилищное строительство. Это позволяет возводить вместе с объектами жилищного строительства всю необходимую для проживания инфраструктуру. "До конца текущего года, – заверил министр, - на территории области запланировано сохранить объемы вводимого жилья и ввести в эксплуатацию не менее 1 166 тыс. кв. метров".

Следующее ключевое направление -- ипотечное кредитование. Оно позволяет увеличивать темпы жилищного строительства и повышать спрос на жилье. В 2011 году на эти цели в областном бюджете предусмотрено 192,440 млн. рублей. На сегодняшний день выдано более 4 350 кредитов, в том числе по социальной ипотеке -- 243 кредита. Немаловажно, что с 1 июля этого года снижена процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам с 11,5% до 8,9.

До 2015 года в регионе будет реализован ряд инвестиционных проектов многоэтажного и малоэтажного жилищного строительства. Среди них: жилой район "имени Ю.А. Гагарина" в  Саратове, микрорайоны в  Балашове,  Балаково,  Вольске, район в "Иволгино", поселок "Росы".

"Жаркой" темой в этот непрохладный день стало качество управления домами. Кстати, в регионе, по информации министра, 16 тысяч многоквартирных домов. С 2005 года количество управляющих компаний увеличилось  с 17 до 172, ТСЖ -- с 92 до 492.

В ходе заседания Денис Филиппов рассказал об изменениях в Жилищный кодекс РФ, которые вступили в силу 18 июня этого года. С помощью этого документа законодатели решили приостановить многочисленные злоупотребления при управлении многоквартирными домами. Данный закон наделил дополнительными полномочиями по управлению жилищным фондом Государственную жилищную инспекцию, органы местного самоуправления и собственников жилья.

Министр проинформировал собравшихся о том, что министерство регионального развития РФ приняло решение о создании единого информационного портала для раскрытия информации управляющими компаниями. Теперь на сайте министерства строительства и ЖКХ области существует раздел "Раскрытие информации управляющими организациями", где жители области могут получить полный и достоверный отчет  о работе своей управляющей компании. Правда, пока, заметил Денис Филиппов, такую информацию предоставили всего 17 организаций.

Министр отметил, что особенно актуальны вопросы капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.  В 2011 году запланирован капитальный ремонт 276 многоквартирных домов, улучшат жилищные условия 30 992 человека, планируется переселить  2024 человека из 820 жилых помещений из 75 аварийных домов. До 2015 года жильем будут  обеспечены 8495 семей.

Денис Филиппов остановился также на проблемах водопроводно-канализационного хозяйства и затронул тему  энергосбережения и энергоэффективности.

Собственно, по всем этим вопросам было что сказать  присутствующим в зале, где сразу взметнулся лес рук. Продолжились дебаты и после заседания, некоторые предложения, замечания и вопросы мы зафиксировали ниже.

Подводя итоги встречи, Валерий Радаев отметил, что новый формат работы над бюджетом позволил власти наладить обратную связь с населением: "Общественники, жители региона открыто представили свое видение проблем и предложения по оптимизации работы той или иной отрасли. Задача власти – услышать эти предложения и добиваться привлечения необходимых ресурсов для решения первоочередных задач. Только так можно повысить качество жизни людей".

Состоявшееся обсуждение Народного бюджета не было завершающим. Закончилось рассмотрение вопроса на уровне региональных министерств. Все поступившие предложения уже переданы в рабочую группу и будут учтены при формировании Народной программы.

Александр Ландо, депутат Саратовской облдумы:

--  Счетная палата Саратовской области проверила, как дети-сироты обеспечиваются в регионе квартирами. По информации ревизионного органа, министерство строительства и ЖКХ приобретает квартиры по максимальным ценам и чаще всего у фирмы "Саратовгесстрой" по 906 тысяч рублей. Стройкомпания "Саратовоблжилстрой" предоставила Счетной палате информацию о том, что в этом году она продавала квартиры по 750 тысяч.

Совершенно очевидно, что министерство могло сэкономить не один миллион рублей для приобретения дополнительных квартир для детей, если бы проводило качественный мониторинг рынка жилья. Министр как государственный человек должен беспокоиться о том, чтобы деньги расходовались эффективно и экономно. В связи с этим меня интересует, почему минстрой приобрел квартиры детям-сиротам по завышенной цене у «Саратовгесстроя», а не у "Саратовоблжистроя", ведь квартиры Леонида Писного стоят почти на 200 тыс. рублей дешевле.  Запланировав купить 400 квартир, министерство могло было на сэкономленные деньги дополнительно приобрести еще 70.

И еще один момент. В области очень много долгостроя, например, здание областного архива, которое строится еще с 70-х годов. Необходим серьезный анализ, что нужно сделать, чтобы строительство, наконец,  завершить.

Петр Ишангалиев, глава Лавровского муниципального образования Краснокутского района:

-- В соответствии с российским законодательством, к нашим полномочиям относится разработка градостроительной документации, в частности, правил землепользования и застройки. Но, исходя из доходной части нашего и районного бюджетов, средств на это нет. Считаю необходимым заложить на эти цели деньги в бюджет на 2012 год, так как прокуратура неоднократно нас вызывает и обещает с нового года еще и штрафовать. Как известно, только 39 из 400 муниципальных образований выполнили эту работу. Значит, есть проблема?

Людмила Бочкарева, председатель областного фонда помощи животным:

-- В 2010 году впервые в Саратовской области из областного бюджета планировалось выделить средства на гуманное решение проблемы  безнадзорных животных, отвечающее действующему законодательству, которое требует бездомных животных не убивать, а отлавливать и содержать в течение 6 месяцев, чтобы за это время, если оно потерялось, его мог найти владелец. Конкурс, объявленный Министерством строительства и ЖКХ области, на право осуществления данного госзаказа, а именно на отлов и содержание безнадзорных животных, выиграла наша общественная организация защиты животных – обладатель единственного в области приюта.

Сумма выделена на первый взгляд не маленькая -- 5 миллионов рублей. Но она превращается в каплю в море на фоне масштаба проблемы. В Саратовской области по приблизительным подсчетам около 25-30 тысяч безнадзорных домашних животных. Мало того, что один миллион из выделенных пяти забирается государством обратно в виде налогов, все осложнилось на практике тем, что по условиям конкурса эти деньги  выделялись только по факту выполненных работ, причем с задержкой выплаты. В результате мы получили только один миллион из заложенных в бюджете пяти.

Разве на эти средства можно решить проблему безнадзорных животных? Пока  приют работает на общественном энтузиазме в полуразвалившемся здании без отопления. Причем, уже 19-й год.  Умоляю, включите в Народный бюджет средства для решения этой проблемы.

Владимир Андреев, Вольск:

 -- Обращаюсь от жителей военных городков, находящихся в Вольском районе. Парадокс, но  в течение пяти месяцев наши жители не могут заплатить за потребленную электроэнергию. Куда мы только не обращались – и в администрацию, и в энергокомпанию. И все из-за того, что идет передача объекта на баланс или с баланса ОАО "Оборонэнергосбыт". Но долги копятся – люди волнуются. При этом их постоянно пугают отключением электричества.

Сергей Александров, руководитель  МУП "Районные коммунальные сети", Балашов:

-- У нас на обслуживании 350 километров водопроводных сетей, 40 скважин, всего 22 населенных пункта. Состояние коммуникаций плачевное. В прошлые годы внимание в основном уделялось в этом вопросе городам. Хотелось, чтобы в Народном бюджете были учтены и районы, сегодня нас финансируют по остаточному принципу, а люди живут везде одинаковые. Прошу предусмотреть деньги на водопроводы и скважины для районов.

Таисия Чупахина, глава муниципального образования  Красный Кут:

 -- Согласно федеральному законодательству, среди наших полномочий находится и обеспечение жильем малообеспеченных слоев населения. В местном бюджете достаточных средств нет. Планируется ли выделение областных средств и разработка целевой программы? Мне кажется, региональному правительству нужно активнее привлекать на эти цели федеральные средства. Ведь на чернобыльцев получили дополнительно 21 миллион рублей. Когда дойдет очередь до этой категории?

Елена Живописцева, молодой специалист:

-- Сегодня принципиально удержать молодых специалистов в бюджетных учреждениях. В Саратове постепенно решают этот вопрос. Предполагается ли в области система поддержки молодых специалистов?

Я знаю, что для молодых специалистов – работников социально-бюджетной сферы предусмотрена компенсация на приобретение жилья за счет средств областного бюджета на погашение процентной ставки по ипотечному кредиту. Правда, это рассчитано на молодых специалистов, работающих больше одного года. До 35-летнего возраста им будет компенсироваться процентная ставка в полном объеме. Единственно, что остается открытым, это перечень специальностей, подходящих под этот закон. Так как его нет, такой долгожданный областной  закон не  реализуется. Нельзя ли ускорить процесс?

Илья Афанасьев
, Саратовский социально-экономический университет:

-- Почему Саратовская область не участвует в программе по обеспечению жильем молодых ученых? Недавно был принят областной закон  о 100-процентной компенсации процентной ставки по ипотечному кредиту. С какого числа этот закон начнет действовать и каков механизм его реализации? Не кажется ли вам достаточно спорной норма этого закона о том, что поддержка прекращается до достижения молодым специалистом 35-летнего возраста. Я отработал 8 лет, пока еще являюсь молодым специалистом, сейчас, например, вступлю в эту программу, в течение двух лет мне будут оказывать поддержку, процентная ставка будет компенсироваться, а по достижении 35 лет поддержка прекращается. Возникает личная проблема – как при моей маленькой зарплате дальше платить ипотечный кредит?

Ольга Пицунова, эколог, председатель Ассоциации НКО "Партнерство для развития":

-- Предусматривает ли областное правительство помощь муниципальным образованиям в  решении  проблемы утилизации твердо-бытовых отходов? Они сами должны строить заводы по сортировке мусора? Но таких денег у них нет. В  областном бюджете средства на ТБО не заложены. Пока реализованы два проекта в Балаково и Вольске по созданию производств по переработке бытовых отходов. Говорят, это прекрасный бизнес. Значит, самое правильное решение вопроса – частно-государственное партнерство. Но, по словам министра, отсутствие в том или ином муниципальном образовании данного предприятия говорит о нежелании властей пускать бизнес на данный вид деятельности. Мол, как только этот вопрос будет решен – инвесторов найдется более чем достаточно. А когда он будет решен? Каков здесь алгоритм действий со стороны областной власти?

Александр Погожин
, Красноармейский район:

-- Ну, почему никто не реагирует на обращения граждан по поводу высоких тарифов на обслуживание газового оборудования и счетчиков? Есть, правда, прецедент в Алгайском районе. Но поскольку это проблема всей области, было бы правильным, чтобы министерство инициировало этот процесс, ему проще выиграть суд, чем жителям Алгайского района. И тем самым дать по рукам тем, кто пытается нажиться на людях за счет своего монопольного положения. Господа, увеличивая тарифы, необходимо помнить о платёжеспособности населения.

Алексей Пономаренко, руководитель ООО «Покровская энергетическая система», Энгельс:

-- Вопрос министру, который так ярко рассказывал о строительстве микрорайона Солнечный-2. В этом микрорайоне строительство инженерных сетей велось,  в том числе, за счет бюджетных средств. Планируется ли строительство инженерных сетей по микрорайонам комплексной застройки в других муниципальных образованиях?

И второй вопрос-предложение -- в рамках 261 федерального закона об энергосбережении существует механизм энерго-сервисных контрактов, и сегодня многие частные компании готовы инвестировать средства в это строительство. Однако механизма возврата этих инвестиционных средств на сегодняшний день нет. Когда он будет разработан?

Андрей Россошанский, депутат облдумы:

-- В депутатскую приемную приходит очень много молодых людей с одним вопросом: как оформить ипотеку, как воспользоваться социальной ипотекой и как войти в программу "Молодая семья". Говорят о беспределе чиновников, включая министерских, администраций муниципальных образований. Ваша задача -- информировать население, а то люди ходят по кругу, ничего не понимая. Если ответ отрицательный, они должны получить отказ, понимая, почему не подпадают под ту или иную программу. А то общение строится по принципу: принеси ту справку, потом эту, и они по 9 месяцев обивают пороги.

Второй момент – управляющие компании и их взаимоотношение с населением. Жители не понимают, как работает их управляющая компания, куда они сдают деньги, как используются средства федерального бюджета на ремонт в Саратове крыш, фасадов зданий. Надо найти форму разговора с жителями. Вот недавно докладывают на ПДС в городской администрации: мы разработали сайт для населения. Но отчёты на сайте в глобальной сети могут просмотреть далеко не все. В частности, большой процент пожилых людей не пользуется персональными компьютерами. И им не нужно объяснять, куда надо кликнуть мышкой, им нужно объяснить, когда отремонтируют подъезд на деньги, которые они исправно платят управляющим компаниям.

Депутаты горсовета г. Вольска:

-- В городе немало микрорайонов, в которых нам помогали устанавливать детские площадки и городские депутаты, и районные. Площадки есть, но безопасность детей на них не гарантирует никто. То есть никто не занимается их эксплуатацией, приведением в порядок. Управляющие компании отказываются от этих площадок. Кто обязан за этим смотреть? И есть ли средства в областном бюджете на содержание детских площадок?

Оставить комментарий