Видеокамеры на дорогах и улицах как средство борьбы с нарушениями
О модернизации в последнее время не говорит только ленивый, и в некоторых областях дело идет даже дальше слов. Так, например, несколько месяцев назад на оживленных трассах Саратова появились камеры, призванные фиксировать нарушения ПДД. Да и преступления теперь становится совершать все сложнее, поскольку практически на каждом магазине также висят видеорегистраторы, а у полиции уже несколько лет как появились собственные «всевидящие глаза».
Корреспондент «МК» в Саратове» постарался разобраться, насколько на самом деле дорогостоящие камеры, на закупку которых потратили не один десяток миллионов бюджетных (и не только, если вспомнить о видеорегистраторах, расположенных на магазинах и разного рода увеселительных заведениях) рублей, позволяют бороться с нарушением закона.
С появлением на улице видеокамер, согласно официальным данным, городским центром управления нарядами (в ведении именно этой организации находятся полицейские «видеоглаза») было выявлено более 220 тысяч правонарушений, в суд направлено 5,5 тыс. административных материалов. Естественно, в первую очередь это касается нарушений ПДД, допускаемых водителями на саратовских улицах. Кстати, в местах, где, предположительно, находятся видеокамеры (а это в основном наиболее опасные участки дорог, перекрестки, железнодорожные переезды), водители стараются ездить значительно осторожнее.
«После того как на улице Шехурдина, где я езжу каждый день, установили камеры, даже когда опаздываю — стараюсь не нарушать. Не хочется получать «письмо счастья» потом, как один из моих знакомых. Да и в целом ситуация с движением улучшилась — люди как будто бы стали более вежливыми. Правда, печально, что произошло это только под угрозой репрессий и штрафов», — рассказывает корреспонденту «МК» в Саратове» автолюбитель Максим Степанов. У ГИБДД есть и свои камеры, однако саратовский центр управления нарядами активно сотрудничает с инспекторами. В частности, оперативно информирует об образовании на тех или иных участках дорог пробок, аварий или случаях неправильной парковки автомобилей (подобных фактов ежедневно фиксируется около 60).
К тому же не стоит забывать и о пользе камер в расследовании значительно более тяжелых преступлений, чем превышение скорости. Так, именно благодаря просмотру видеозаписей удалось выйти на след и установить личность Кадрии Мизиновой, которая обвиняется в убийстве 12-летней Ильнары Ягудиной. Именно на видеозаписи сотрудники полиции увидели, что девочка села в машину с какой-то женщиной, которая, как позже выяснилось, оказалась тетей ее одноклассницы. Также именно видеозапись позволила в деталях узнать об обстоятельствах ДТП, которое произошло 1 июня на пересечении улиц Чапаева и Рабочей, когда мчавшийся на красный сигнал светофора автомобиль «порш кайен» под управлением 20-летней уроженки Италии Лауры Ангелини протаранил «двенадцатую», водитель которой спустя несколько часов скончалась в больнице. Как известно, дело дошло до суда и девушку приговорили к трем годам колонии-поселения. Камеры помогли узнать и обстоятельства драки со стрельбой с участием бывшего вице-спикера Саратовской областной думы Вячеслава Мальцева на проспекте Кирова и ряда других резонансных преступлений. Видеорегистраторы помогали ловить телефонных террористов, карманников, грабителей…
Также, по словам самих милиционеров, системы видеонаблюдения позволяют им незримо контролировать массовые мероприятия, происходящие в городе. Так, за последние девять месяцев им «на карандаш» были взяты 486 политических, 174 культурно-массовых и 92 развлекательных мероприятия.
«На сегодняшний день в дежурную часть центра управления нарядами выведено 169 камер видеонаблюдения, включая камеры СарБК. В рамках ведомственных программ по увеличению уровня безопасности мы установили 69 камер. До этого нами же было установлены 64 камеры — на стационарных пунктах милиции, на данный момент из них к нам выведены 32. Причем выведены они как в помещения, так и на улицу, что позволяет не только контролировать прилегающую к СПМ территорию, но и следить за поведением самих сотрудников полиции. То есть всего в Саратове 101 «полицейская» камера, плюс 39 камер СарБК, итого 140. На установку проводятся конкурсы. В рамках целевой программы «Усиление борьбы с преступностью в Саратовской области» на 2008-2010 годы была разработана еще ведомственная программа администрации города по профилактике терроризма и экстремизма. Тогда нам было выделено около 350 миллионов, а потом еще 150. А на 2010 год — еще 101 миллион. Все эти деньги и уходят на камеры, обеспечение автотранспортом, строительство СПМ. Мы проводили анализ: все преступления, которые совершались в радиусе действия наших камер, были раскрыты. Скажу больше: под камерами как таковыми преступления уже практически не совершаются — преступники боятся, и таким образом в городе создаются безопасные зоны. Также полиция в своей работе в обязательном порядке использует камеры, установленные на магазинах», — рассказал корреспонденту «МК» в Саратове» начальник городского центра управления нарядами Андрей Яркин.
Но бывают и откровенные «перегибы». Так, сотрудники одного из саратовских СМИ обнаружили недавно видеокамеру в раздевалке магазина одежды. Причем там даже висела табличка, сообщающая о том, что в кабинке ведется видеонаблюдение.
Кстати, многие саратовские автолюбители относятся к новшествам на дорогах с известной долей скептицизма. «Я, откровенно говоря, за любые технические общества, в том числе за видеокамеры. Но насколько эффективно они будут работать и применяться в нашей стране — это вызывает массу вопросов. Например, примет ли записи суд в качестве доказательства? То есть стратегически я в общем-то за, но в плане применения я не знаю, во что это выльется», — поделился с «МК» в Саратове» председатель саратовского отделения Движения автомобилистов России Алексей Битюцкий. Другие же водители и вовсе считают, что многие камеры, установленные в Саратове, — ненастоящие, и усматривают в этом коррупционную составляющую. По их мнению, деньги, вероятно, были выделены на нормальное оборудование, но в отдельных случаях были установлены куда более дешевые муляжи видеорегистраторов. По словам саратовского автолюбителя (который по вполне понятным причинам пожелал остаться неизвестным), он лично убедился, что вместо камеры на одном из переездов Энгельса находится обыкновенный муляж. Сколько еще их расположено вместо камер — остается только догадываться. Так же как и о том (конечно, если считать, что предположения автовладельца оказались верны), сколько денег из бюджета в очередной раз было уведено под предлогом некоей мифической «модернизации». Возможен и другой вариант: муляжи видеокамер были повешены для оказания «психологического эффекта» на водителей, и впоследствии их заменят настоящими. В ГУ МВД, кстати, утверждают, что все их оборудование регулярно проверяют, и поэтому возможность каких-либо нарушений здесь исключена.
Общественность также постоянно ведет дискуссии о том, сколько на самом деле необходимо установить на улицах видеорегистраторов, чтобы сделать жизнь саратовцев безопасней, но в то же время чтобы они не оказались «под колпаком». Например, в Лондоне установлено более 40 тысяч камер. Путем несложных арифметических действий (население Саратова примерно в десять раз меньше населения столицы Великобритании) получаем, что желательна установка в городе хотя бы 4000 полицейских видеорегистраторов.
«Скажу откровенно — чем больше камер, тем лучше. Недавно один из московских депутатов направлял в СМИ открытое письмо, и там разговор шел о том, что камеры должны быть установлены в каждом дворе. Мы можем либо взять это на себя, либо возложить ответственность за их обслуживание на УК. То есть если ребенка мама выпустила на улицу, а потом бежит в полицию с заявлением о его пропаже, мы могли бы посмотреть видеозаписи и установить, с кем и когда он покинул двор», — поделился своим мнением Яркин. Однако многие уверены, что установка такого огромного числа камер лишает людей «личного пространства» и частной жизни, поэтому у «видеоглаз» довольно много противников. Конечно, в Европе давно уже сделан выбор в пользу безопасности: жители входящих в ЕС стран, согласно опросам, готовы претерпевать некоторые неудобства при условии, что это защитит их от потенциальной террористической или криминальной угрозы. Однако недаром существует старая поговорка: «Что русскому хорошо — то немцу смерть». И не факт, что в России это покушение на частную жизнь будет воспринято столь же спокойно. Хотя на самом деле кто нас спросит…
Антон Лихин