Регион науки, производства и глупых чиновников?
Эксперты отмечают три варианта модернизации России, объявленной президентом Медведевым: все окончится одними разговорами, будут достигнуты ограниченные результаты при больших затратах и громких заявлениях и будет осуществлен переход к инновационной модели развития. По какому идет Саратовская область?
Затасканное за последние годы слово «модернизация» имеет вполне конкретное историческое содержание. Оно означает догоняющее развитие отставшей страны, призванное превратить ее в современное общество. Конкурентоспособное с ведущими мировыми державами в политическом, экономическим и социальном плане. В более узком значении модернизация — это создание современного экономического базиса общества на основе внедрения новейших инновационных технологий. Для этого нужны три вещи: развитая наука и образованные кадры, политическая воля власти осуществить модернизацию и бизнес, готовый сделать на нее ставку.
В России в целом наука и образованное население пока еще есть, хотя с каждым годом с этим становится хуже. Власть модернизацию декларировала и начала в верном направлении, создав по всей стране несколько десятков национальных исследовательских университетов, получивших солидное финансирование. Потом, однако, было объявлено Сколково — шаг, на мой взгляд, неправильный (не зря его в народе уже переименовали в «Распилково»). И вступили в ВТО, облегчая доступ на внутренний рынок практически по всем высокотехнологическим направлениям. Оставался бизнес — он ни в какую никакие инновации воспринимать не хотел, так как невыгодно. И до сих пор не хочет. Поэтому российская модернизация балансирует между первым — болтологическим — и вторым — откатно-попильным — вариантами.
Саратовская область очень похожа на Россию в целом. Научный потенциал региона велик — слава императору Николаю II, у нас успели открыть университет еще до революции 1917 года, и до сих пор Саратов остается крупнейшим научно-образовательным центром Поволжья. У нас действует целый кластер мощных научных институтов и вузов: СГУ им. Н.Г. Чернышевского — ныне Национальный исследовательский университет, СГТУ им. Ю.А. Гагарина, СГАУ им. Н.И. Вавилова, саратовские филиалы Института радиотехники и электроники РАН, Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, Института проблем точной механики и управления РАН, НИИ СХ Юго-Востока Российской академии сельскохозяйственных наук, Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы, институт «Микроб»… Ни Самара, ни Нижний, ни Казань не могут похвастаться таким научно-образовательным потенциалом. По числу защит (хотя иногда и формальных) диссертаций Саратовская область первая в ПФО, а расходы на фундаментальные исследования с 2000 года выросли в 10 раз.
Но при этом численность научных работников, занимающихся научно-технической деятельностью, сократилась на 44%, ведущие научные кадры стремительно приближаются к выходу на пенсию, а в поколении 40-летних — зияющий провал, оснащение академических институтов и лабораторий сильно устарело.
Власть в регионе четко повторяет тренд Кремля. На словах декларируются благие цели перевода экономики на инновационные рельсы, принимаются программы, проводятся салоны и выставки и пишутся красивые отчеты. Создали даже целое управление науки и инновационного развития в министерстве промышленности области. Губернатор Ипатов подписал «Программу развития высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 гг.», на которую выделяется 10 млрд 400 млн рублей, в том числе миллиард — за счет областного бюджета. Программа довольно занятная, хотя, на мой взгляд, ни о какой модернизации экономики региона после ее выполнения говорить не приходится. Так, например, она предусматривает, что к 2015 году число организаций, осуществляющих инновационную деятельность, возрастет в 2 раза, то есть примерно до 100 (в Саратовской области в Едином государственном реестре предприятий и организаций зарегистрировано 28,4 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1455 крупных и средних). При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной инновационно активными предприятиями должен вырасти… с 10 до 20% (а сколько же тогда «инновационного» будет производиться на обычных предприятиях?). В области регулярно проводятся выставки инновационных достижений, самая главная из которых — Саратовский салон изобретений, инноваций и инвестиций. Иногда саратовские НИОКР удостаиваются даже мирового признания. Так, в 2009 г. разработка ученых СГУ — регистратор человека, позволяющий дистанционно, на расстоянии до 4 метров, по характеру механических колебаний обнаружить сердцебиение и дыхание человека (например, под завалами) получил Гран-при на Сеульском международном салоне изобретений и был назван журналом «Огонек» одним из 10 главных российских открытий года. Свое «Сколково» в регионе тоже хотят сделать — в программе предусмотрено создание парка высоких технологий, который должен иметь статус национального исследовательского центра России.
При этом ничего инновационного областная власть не строит. Бывший министр строительства области Дмитрий Федотов в качестве примера крупнейшего инновационного строительства в регионе назвал сортовой металлургический завод «Северстали» в Балакове.
В общем, как и в России в целом, в Саратовской области перспективы модернизации целиком зависят от бизнеса. Который, как и в целом в стране, не горит желанием вкладываться в инновации. Точнее, горит, но пламя это постоянно задувается неблагоприятной экономической конъюнктурой и налогами.
Декларативный характер медведевской модернизации отчетливо проявляется в том, что власть ничего не сделала для налогового стимулирования инновационного развития. Сколково больше похоже на оффшор по перекачке российских разработок за рубеж, а в регионах вложения в инновации по-прежнему остаются рискованным делом, не находящим поддержки государства. Региональная власть делает что может — например, снизила налоговую ставку по налогу на прибыль для инновационных предприятий с 18 до 13,5%, но это капля в море. Тем не менее в Саратовской области есть бизнес, активно интересующийся инновациями. Он довольно четко делится на две совершенно разные части. Первая — это остатки советского военно-промышленного комплекса, для которых высокие технологии — это просто основа их выживания. У нас есть НПП «Алмаз» (датчики, сигнализаторы, радиоэлектроника), «Алмаз-фазотрон» (СВЧ-электроника — авиация и военно-морской флот), энгельсское приборостроительное объединение «Сигнал» (приборная техника и измерительные системы для авиационной и космической отраслей, флота, атомной энергетики, топливно-энергетического комплекса), НПП «Контакт» (вакуумные электронные приборы для космической и спутниковой связи, радиолокации), НПП «Инжект», производящий лазеры, и т.д. У всех этих предприятий сложная судьба и сложное положение. Ориентированные на оборонку, они не в восторге от сердюковской «военной реформы» (особенно по причинам организационного характера — так, на 2011 год конкурсы по оборонзаказу завершились только в ноябре), но надеются на объявленные ПУТИНЫМ меры по масштабному перевооружению. Инновации здесь в основном секретные, но иногда в открытый доступ выходят сведения о действительно выдающихся достижениях. Так, на «Инжекте» успешно занимаются диодными лазерами — в свое время это стало принципиальным прорывом.
Второй сектор — новый бизнес, выросший с нуля в последние десятилетия, ориентированный на инновации «от бедности», чтобы обойти коррупцию и засилье традиционных подходов в уже «расхватанных» отраслях. Это гражданский бизнес, в регионе он представлен в сфере биотехнологий. Примеры — «Нита-фарм» (фармацевтика и ветеринария), «Биоэнергия» (премиксы и научная организация животноводства), Саратовская биотехнологическая корпорация и др. Основной принцип — соединение высокотехнологичного производства и инновационного центра разработки новых продуктов, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее даже в обстановке кризиса традиционных форм хозяйствования. Такой бизнес сам ищет ученых, привлекает их в свои ряды, собирает инновационные разработки по всему миру. Но пока его возможности недостаточны и именно у нас часто не находят поддержки. Некоторые инновационные компании принципиально не работают в Саратовской области из-за тупости и коррумпированности местных властей.
Общее впечатление: инновационный сектор в регионе развивается сам по себе — абсолютно вне инновационной политики власти и вопреки ей.
Основная беда России — наши научные открытия очень плохо переходят в промышленные серии. Самый яркий пример — лазеры. Россия — вместе с США — родина лазеров, наши ученые получили вместе с американцами Нобелевскую премию за это, а какова доля РФ в мировом производстве лазеров? 1,5%! Может быть, и в Саратовской области попросту нет разработок, готовых к внедрению в производство? Есть! Достаточно сходить на Саратовские салоны изобретений и инноваций, чтобы убедиться в этом. Я упомяну только некоторые поразительные примеры, о которых знаю сам по прежней профессиональной деятельности. «Искусственная кожа» — нанобиотехнологические разработки ученых СГУ, на основе которых в Подмосковье (а почему не у нас? Ау, губернатор!) создано производство медицинских мембранных поверхностей, позволяющих спасать людей, получивших ожоги до 95% поверхности тела. Каталитический теплогенератор — химическая технология, позволяющая сжигать без вреда для окружающей среды практически все (можно все свалки ликвидировать полностью, освободив огромные земли и избавив природу от очагов загрязнений). Ветрогенераторные установки, работающие «в трубе» с ветрами малой мощности (от 3 м/сек.) и на порядок более эффективные, чем применяемые в Европе и США ветряные мельницы. Дистанционный «детектор лжи», позволяющий без проводов физическими методами сканировать, говорит ли человек правду или врет. Бронеполимеры, разработанные в СГТУ. Технология повышения урожайности зерновых до 40% после обработки семян магнитным полем. И т.д. и т.п. Разработки в Саратове есть. «Разруха не в сортирах — разруха в головах». Не хватает настоящей экономической политики, создания условий, делающих инновационный бизнес выгодным. Другими словами, нужна не «декларация об инновациях», а конкретные государственные шаги по экономическому стимулированию инновационного бизнеса. Не «Сколково-Распилково», а налоговые ставки, кредитные линии, прямые государственные инвестиции в развитие ноу-хау.
Дмитрий Чернышевский