Главная / Издания / Обратная сторона скидок

Обратная сторона скидок

Обратная сторона скидок
27 декабря 2011

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№1-2 (749-750) 28.12.2011-11.01.2012

Саратовцы попадаются в сети магазинных распродаж

В предновогодние недели в саратовских магазинах начинается аттракцион неслыханной щедрости. Бытовая техника за треть цены, одежда со скидкой 50%, невиданные бонусы, подарки и «супервыгодные предложения». Поддавшись потребительской лихорадке, горожане не замечают завышенных цен, некачественного товара, навязывания продавцами дополнительных услуг и прочих уловок праздничных распродаж.

Ход рублем

Как известно, под Новый год сбывается все. Даже то, что не удалось сбыть в предыдущие двенадцать месяцев. По статистике, около 60% продаж бытовой и аудиовидео­техники приходится на предновогодние недели. Удержаться от покупок в сезон распродаж довольно сложно. «Только у нас подарки каждому покупателю!», «Скидки до 50% на следующий товар», «Найдите дешевле и мы вернем вам деньги!» — такими заманчивыми предложениями пестрят витрины и рекламные листовки.

Большинство магазинов электроники и бытовой техники начинают устраивать новогодние распродажи с середины декабря. К примеру, «М-видео» организует акцию «Подарки дарить выгодно», обещая до 50% скидки на следующую покупку. Скидка предоставляется в виде подарочной карты, которую можно использовать для приобретения еще одного товара. Казалось бы: неслыханная выгода, налетай и торопись! Однако уже в магазине выясняется, что под акцию попадает далеко не весь товар, а лишь определенные модели.

Более того, подарочные карты имеют номинал 1 тысяча рублей, а чтобы получить две-три карты, необходимо приобрести товар стоимостью 15-30 тысяч рублей. К примеру, купив в «М-видео» цифровой фотоаппарат Canon за 26 тысяч 790 рублей, можно получить три подарочные карты или, проще говоря, скидку на приобретение следующего товара в 3 тысячи рублей. А вот за микроволновую печь стоимостью 3990 рублей полагается лишь одна карта, то есть 1 тысяча рублей в подарок. Понятно, что такая мизерная скидка вряд ли поможет существенно снизить цену следующей покупки. Но с магазина взятки гладки: ведь покупателям было обещано до 50% скидки, а это может быть как 30, так и 10%.

Помимо этого выясняется, что использовать акционные подарочные карты можно только в определенный период, а именно с 17 января по 6 февраля 2012 года. В чем подвох? Все очень просто. Не исключено, что распродав запасы техники, магазины закупят следующую партию уже по завышенным ценам. Имея на руках карту, покупатель обязательно придет за новой покупкой, сколько бы она ни стоила — не пропадать же деньгам. Надо полагать, на это и идет рассчет.

Магазин «Эльдорадо» поражает своими скидками на комплекты встраиваемой техники.  По крайней мере, если смотреть эту акцию на федеральном сайте магазина. Независимый духовой шкаф и газовую поверхность BOSCH отдают вместо прежних 32 тысяч за 26, то есть скидка составляет 6 тысяч рублей. При покупке других моделей можно сэкономить еще больше — 7 тысяч рублей. Но если внимательно посмотреть цены в интернет-магазинах на комплекты встраиваемой техники тех же фирм-изготовителей, что предлагает «Эльдорадо», можно увидеть, что они значительно ниже даже «скидочных». Так стоит ли овчинка выделки?

В сети Media Markt проводится своя акция. Как объяснили в магазине, при покупке на сумму более 20 тысяч рублей покупателю выдается подарочная карта номиналом 5 тысяч 555 рублей. Но в акции участвуют лишь избранные товары.

Вот это сервис!

Еще одна новогодняя уловка — навязать потребителю сертификат на сервисное обслуживание товара. Продавцы объясняют просто: мол, если телевизор (стиральная машина, холодильник) вдруг сломается, мы бесплатно починим технику. А без сертификата — увы.

Сервисное обслуживание на два года стоит от 2 до 3-х тысяч рублей, и покупатель обычно соглашается, даже не подозревая о том, что отремонтировать товар, если вдруг в нем обнаружилась поломка, ему обязаны совершенно бесплатно. Без всякого дополнительного сервисного обслуживания.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Сергей ШАКИН, председатель Саратовского областного общественного фонда защиты прав и благополучия потребителей:

— Приобретать сертификаты на сервисное обслуживание совсем не обязательно. По закону срок, во время которого потребитель может сдать сломавшийся товар продавцу, составляет не менее 2лет. И продавец обязан совершенно бесплатно отремонтировать технику, сертификаты здесь не нужны. Более того, потребитель может отказаться от услуги, которая ему не была оказана, и потребовать возврата денег. А сервисное обслуживание — это услуга. Поэтому если во время праздничной суеты вам все-таки навязали сертификат, которым вы не воспользовались, то можете вернуть потраченные на него деньги. Если продавец отказывается выполнять требование, сумму, которую вы заплатили за сертификат сервисного обслуживания, можно взыскать через суд.

Как рассказала Наталья Сатарова, председатель Саратовского регионального общественного учреждения по защите прав потребителей, были случаи, когда в том же магазине «Эльдорадо» с потребителем заключали договор на сервисное обслуживание, обещая вернуть деньги, если он не обратится за помощью, но не возвращали, находя массу отговорок.

Когда брак на горе свистнет

В период новогодних распродаж саратовцев особенно часто радуют подарками. Но чаще всего подарки бывают с «двойным дном».

— К примеру, вы покупаете телевизор за 30 тысяч рублей, а к нему в качестве подарка прилагается комплект спутникового телевидения, — рассказывает Сергей Шакин. — Когда приходите на кассу расплачиваться, вам выдают товарный чек, в котором указано, что телевизор стоит 24 тысячи, а комплект спутникового телевидения — 6 тысяч рублей. То есть это получается уже не подарок, а покупка. Но потребителей обычно все устраивает, до тех пор пока телевизор не ломается. В этом случае покупателю возвращают только 24 тысячи рублей, и получается, что подарок он оплатил из своего собственного кармана. Такие случаи нередки, у нас были жалобы на магазин «Связной».

Иногда бывает так, что во время праздничного ажиотажа магазины выставляют на продажу бракованный и залежавшийся товар. Правозащитники рекомендуют не верить объявлениям у касс, в которых указано, что весь товар проверен, а советуют лично осматривать покупку, проверять комплектующие, удостовериться, что нет трещин и сколов. Расчет на то, что из 100% покупателей, купивших некачественный товар, придут разбираться и добиваться правды лишь 10-15%. А остальные махнут рукой и решат не тратить свое время и нервы.

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ДЕФЕКТЫ

Стиральные машины — поломка двигателя, холодильники — утечка фреона, СВЧ-печи — поломка гриля, конвектора, у чайников протекает дно, сгорает нагревательный элемент. В ЖК-телевизорах  — неисправность жидкокристаллической матрицы, в DVD-плеерах не читаются диски, происходит поломка дисковода, в ноутбуках происходит поломка экрана дисплея, не работает привод. Меньше всего нареканий, по наблюдениям правозащитников, на посудомоечные машины, варочные панели, кофемолки, автомагнитолы, кухонные комбайны, электробритвы, принтеры и сканеры.

Уценка или наценка?

Магазины одежды и обуви перед Новым годом тоже стараются изо всех сил. Обувные чаще всего действуют честно — уценивают осеннюю коллекцию на 20-25%. Впрочем, в некоторых магазинах скидку можно получить на весь ассортимент.

К примеру, скандинавский бренд ECCO устаивает праздничную акцию: при покупке двух пар обуви  в фирменных салонах ECCO предоставляется 50% скидка на вторую пару обуви в чеке. В столичном представительстве фирмы подтвердили, что подобная акция действует во всех региональных магазинах обуви. Но, как оказалось, Саратова это не касается. У местных фирменных салонов свои правила и свои скидки: сейчас в магазинах ECCO предоставляет скидка 20% плюс дисконт.

Несмотря на заманчивые предложения о распродаже коллекций одежды до 60%, выясняется, что реальная уценка идет только на остаток летнего ассортимента, все остальное стоит столько же, если не дороже. Перед новогодними праздниками взлетают в цене вечерние наряды, модные блузочки и юбки, даже те, которые остались нераспроданными с прошлого сезона.

Еще один излюбленный прием продавцов — скрыть от потенциальных покупателей часть правды. Допустим, вас опять уверяют, что вещь подешевела вдвое: стоила 2 тысячи рублей, а подешевела до 800 рублей. Большинство разгоряченных покупателей спешит набрать побольше свитерков и кофточек, не обращая внимания на то, что на ценнике, помимо старой и новой цены, могут быть наклеены еще какие-то бумажки. А зря. Иногда, сняв три слоя наклеенных ценников, можно выяснить, что изначальная стоимость вещи была в три раза ниже представленной.

Впрочем, в некоторых крупных магазинах можно получить реальную скидку. Пример тому — сеть «Снежная королева». С 1 по 31 декабря салоны дают скидку в 30% на весь ассортимент, предоставленный в магазинах. Это правило распространяется и на саратовский салон. Правда, кожа и меха в этой сети настолько недешевы, что даже распродажа вряд ли привлечет большое количество покупателей.

По словам саратовских правозащитников, после новогодних праздников жалоб покупателей на некачественный товар становится больше. Сами же предпраздничные распродажи носят хаотичный характер и больше похожи на рекламные акции и «сброс» залежавшегося товара. Поэтому к предложениям магазинов нужно относиться с долей скептицизма, не поддаваясь покупательскому ажиотажу.

СПРАВКА МК

По данным социологических опросов, чаще всего на распродажах россияне покупают одежду и обувь (64%), бытовую и компьютерную технику (24%), косметику и парфюмерию (16%). Реже всего со скидками приобретают мебель, украшения (по 3%), а также игрушки и хозтовары (по 2%). Подавляющее большинство экономически активных россиян (70%) считают, что распродажи не что иное, как обман. Респонденты уверены, что честные распродаже есть в Европе и США, а у нас покупателей намеренно вводят в заблуждение.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий