Интеллигенция губернского города С. негодует и недоумевает. А еще она единодушно объединилась в поддержку директора академоперы Ильи Кияненко
Александр ГАЛКО, народный артист России:
— Я убежден, что с людьми ТАК не поступают. Это оскорбительно и бесчеловечно. Как это можно — без какой-либо причины, а значит и без объяснения таковой, просто взять и уволить талантливого, деятельного, находящегося в добром здравии и в хорошей рабочей форме человека. Ну а если детализировать кого уволили, то придется напомнить господину увольнителю, что он (по никому неведомым причинам!) прервал контракт с одним из известнейших деятелей культуры современной России, несколько лет назад удостоенным звания лучшего театрального директора России. И тот факт, что на защиту Ильи Федоровича встали люди, являющие собой цвет отечественной культуры, люди, фамилии которых знает вся театральная Россия, свидетельствует о многом. Полагаю, что не в каждом городе найдется человек, которого будет публично и мужественно отстаивать подобное именитое сообщество.
Директор академического театра оперы и балета — более чем непростой удел, потому что руководитель несет ответственность фактически за три труппы: оперную, балетную и хор. Я уже не говорю об огромном количестве хозяйственных служб!
Кияненко — это человек, придумавший Собиновский фестиваль. Мало кто задумывается над тем, каково в провинциальном городе вот уже на протяжении двадцати четырех лет проводить подобный фестиваль, который является не просто городским или даже всероссийским. Нет, он уже перерос границы города и страны и стал международным. Но ведь этот праздник музыки во многом держится именно на обаянии, контактах, уме и харизматичности директора. Способность наводить мосты с гостями, приглашать именитых гастролеров — все это дар Кияненко, и город не может не быть благодарным этому человеку. Впереди двадцать пятый фестиваль, в канун которого его основателя и решили столь бесцеремонно выдворить из родного театра — по-другому подобное прерывание контракта назвать не могу. Хотелось бы верить, что лица, осуществившие эту акцию, осознают глубину собственной ошибки.
«О, провинция! Ты растлеваешь людей, ты истребляешь всяческую самодеятельность ума, охлаждаешь порывы сердца, уничтожаешь все, даже самую способность желать!»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
Анатолий УЧАЕВ, народный художник России:
— Художники не так уж часто ходят в министерские кабинеты. А к Кияненко — в бытность его министерской службы — было легко ходить. Это был министр культуры губернского уровня, решавший вопросы. С ним можно было посоветоваться и получить дельный, четкий совет. Лично я советовался с ним по самым серьезным делам.
Меня Кияненко неизменно пленял и пленяет тем, что в нем напрочь отсутствуют мутность, невнятность, недоговоренность, душевная скользкость, столь часто характеризующие людей, пребывающих у власти. В каком бы кабинете он ни находился — в директорском или министерском — Илья Федорович никогда не утрачивал человечности, чувства юмора и простоты. Он умеет держать слово. Он вообще человек максимально конкретный, не виляющий и не флиртующий с сильными мира сего. Сколько я его знаю, он всегда отстаивает интересы театра, людей, с которыми работает. Театр под патронатом этого директора блистает, а разве подобный факт не заслуживает уважения?!
Не очень вникал в подробности этой истории. Мне ясно только одно: лично я всегда буду на стороне Кияненко — останется он директором или не будет таковым. Уважаю этого человека вне зависимости от занимаемой им должности. Однако должен добавить, что Илья Федорович — это тот самый случай, про который говорят: не место красит человека, а человек место. Считаю, что стараниями именно этого человека академопера добилась многого: он умеет представлять родной коллектив, умеет продвигать его — отсюда и триумф на театральном фестивале в Ярославле несколько лет назад, и постоянные выезды на «Маску»… Кияненко — настоящий российский мужик, в котором есть и азарт, и романтика, моторчик и живая душа. Дай бог ему сил и счастья, а нам всем дай бог ценить подобных людей.
«А в Саратове <…> дикости какие-то делаются! Представьте себе, там трезвых людей бунтовщиками называют!
— Всякая плодотворная идея имеет своих мучеников!»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Сатиры в прозе»
Юрий ПОПОВ, народный артист СССР:
— Работаю в оперном театре пятьдесят с лишним лет и перевидал на своем веку достаточно руководителей. По моему глубокому убеждению, Кияненко относится к числу самых сильных директоров. Он открытый, знающий человек, неизменно нацеленный на то, чтобы театр, которым он руководит, был представлен в лучшей форме, в лучшем виде. Кияненко, не побоюсь этого слова, из патриотов академоперы, из тех людей, что умеют и любят пропагандировать и продвигать родную вотчину, из тех руководителей, кто по-настоящему печется об уровне вверенного ему учреждения культуры.
Не было спектакля, который бы Кияненко не посмотрел до его сдачи, не было премьеры, которая прошла бы мимо него. Не все знают это, а между тем по диплому у Ильи Федоровича режиссерское образование и учился он в Ленинграде, так что для театра Кияненко не просто талантливый администратор, а еще и оснащенная хорошими знаниями творческая личность. И многие замечания и пожелания, которые Илья Федорович делал в ходе работы нам, актерам, очень помогали. Он знает театр, любит и чувствует его. И еще чрезвычайно важный момент: за столько лет работы в театре никогда не сталкивался с тем, чтобы он вел себя с кем-то надменно или грубо. Снобизм или тем более процветающее ныне в высших эшелонах власти хамство абсолютно не свойственны этой личности! Он умный, демократичный и достойный человек. Надеюсь, что у представителей власти, наделенных соответствующими полномочиями, достанет ума, такта и понимания, чтобы исправить досадную ошибку. С людьми уровня Кияненко не расстаются подобным образом!
«Да, положение русского общественного деятеля имеет мало в себе завидного. Мало того, что он должен работать и создавать: он сверх того должен позаботиться и о способах к ограждению и защите».
М. Е. Салтыков-Щедрин «Наша общественная жизнь»
Людмила КАНУШИНА, директор областной универсальной научной библиотеки:
— Знаю Илью Федоровича много лет и не устаю удивляться широчайшей эрудиции и обаянию этого человека. Для меня, как человека библиотечного, все люди вольно или невольно разделяются (вне зависимости от профессий!) на две основные группы — книжники и не книжники. Так вот, Кияненко — это, пожалуй, суперкнижник. Он читает и знает очень многое. Всегда в курсе большинства книжных новинок, а для человека театрального это очень важное качество. Он может, что называется, на одном языке разговаривать и с художником, и с режиссером. Уровень эрудиции позволяет ему делать подобное без каких-либо усилий.
Между библиотекой и академоперой давно установились тесные, плотные отношения. Солисты оперного театра не единожды бывают нашими гостями на различных мероприятиях, проходящих в библиотеке. Надо ли пояснять, что такого рода события могли бы и не происходить, не поощряй и не развивай их директор?! Что меня еще пленяет в Илье Федоровиче, так это его человечность и даже альтруизм, редчайшие в наше жесткое время. У театра давно установились добрые шефские отношения с Самойловским районом. Так вот, Самойловской библиотеке Кияненко неоднократно дарил книги из собственного домашнего собрания. Не по одному-двум томикам дарил, а сотнями томов. Это ли не доказательство доброты и духовности человека?!
Убеждена: директор такого интеллектуального и нравственного масштаба, такого настроя души на позитив и добро есть приобретение не только для театра, но и для города в целом. Такими людьми, на мой взгляд, пристало гордиться, такими личностями не разбрасываются.
«Человек мысли приводится в восторженное состояние не ожиданием торжества, но ожиданием тех пыток, которые готовит ему будущее»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Наша общественная жизнь»
Людмила Лицова, художественный руководитель Губернского театра хоровой музыки:
— Могу говорить о Кияненко только в превосходных степенях, потому что руководитель такого масштаба сделает честь любому учреждению культуры. Насколько знаю, на такого рода мероприятия, как Собиновский фестиваль, требуются очень серьезные деньги, потому что с помощью скромных бюджетных средств много не сделаешь. А чтобы пригласить столько звезд, сколько на Собиновских фестивалях, достойно расселить их и, конечно, оплатить их гонорары, требуются значительные финансы. И Кияненко умеет их доставать, умеет привлекать спонсоров, меценатов. Его усилиями театр обзавелся солидным числом верных и искренних друзей. Ему свойственен счастливый дар объединять и сплачивать людей. И не удивительно, что люди тоже объединились, чтобы защитить достойного и талантливого человека.
Все эти разговоры о директорской зарплате представляются мне странными и даже дикими. Да, он высокооплачиваемый руководитель, но ведь он возглавляет огромный, многожанровый коллектив, фактически несколько коллективов, и эту зарплату он не сам себе «нарисовал». Ему ее на законном основании начислили в тех самых министерских кабинетах, откуда и пришел приказ о его увольнении. Согласно логике событий, Кияненко должен был, похоже, каждый день ходить на прием к министру культуры и говорить ему: «не платите мне такого жалованья, снимите его с меня». Это какой-то абсурд, честное слово! Директор — это высокооплачиваемая должность. Хороший директор — это уважаемая личность. И вдвойне ужасно, что так цинично обошлись с человеком, столь много сделавшим для саратовской культуры.
«Оскорблять человека и в то же время хотеть, чтобы он не оскорблялся — помилуйте! Да ведь в этом нет смысла, потому что тут одна половина предложения явно противоречит другой».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Признаки времени»
Феликс Аронс, помощник ректора по культурно-образовательной деятельности СГСЭУ:
— Люди, которые сделали для саратовской культуры столько, сколько Кияненко, достойны всяческих почестей и благодарностей, а не выдворения на пенсию в столь циничной форме, как это было проделано с директором академоперы. Убежден, что нет ничего постыднее фразы о том, что незаменимых нет. Незаменимые есть, и многие благородные и весомые дела держатся именно на масштабе и влиятельности персон, отвечающих за них. Кияненко для саратовской оперы не просто фамилия, это, если угодно, гарант качества продукта, выпускаемого в здешних стенах, решительный противовес всем видам халтуры. Профессиональный человек, он знает театр от и до, болеет за театр и неустанно развивает, сообщает ему динамику и глубину.
Неприятно осознавать, что с человеком данного калибра люди, вообразившие себя вершителями судеб, способны обходиться таким образом. Нельзя допускать, чтобы подобное происходило.
«Все понятия как-то изумительно перемешались: ни правды, ни чести — ничего больше не существует, а об уме и говорить нечего. Это-то и поразительно, что даже глупая подлость — и та удается, лишь бы была подлость».
М.Е. Салтыков-Щедрин «Письма»
Светлана Микулина