Саратов вшивеет изнутри, а власть не чешется
Нет, не хочется нагнетать обстановку. И без того социальная напряженность растет пропорционально инфляции. Страхи ползут отовсюду и заползают в душу. Опасно ходить по тротуарам — внизу скользко, наверху сосульки от нечищеных крыш. Страшно садиться в транспорт — переполнен, в нем могут раздавить какой-нибудь орган.
Напрасно порой ждать на окраине транспорт — околеешь на морозе… Жуть. А тут еще иная напасть — вшивые подъезды и лестничные площадки. И порождена она гуманистами всех времен и народов — любителями кошек. Поскольку эта беда может обернуться для чьей-то семьи даже трагедией, то, несмотря на нежелание нагнетать атмосферу, приходится говорить об очередной «злобе дня».
Ну что плохого в любви к кошкам? Чем жалость к животному может угрожать? Увы, если это только любовь, которая кончается за порогом собственной квартиры, любовь без ухода за теми, кого приручили, то она оставляет в общественных местах следы и последствия в виде кошачьего дерьма, прокисшей жратвы, невыносимого запаха понятно чего… и подстилок с насекомыми. А дом 20/28 на Советской, точнее, четвертый его подъезд, снизу доверху представляет собой кошачью общагу, где слиты воедино, как говорится, и стол и унитаз. И не только в морозные дни. Бесхозные коты и две кошечки здесь спят, едят и справляют нужду. А одна избрала для себя в качестве отхожего места подоконник. Жильцы утверждают, что они вынуждены стряхивать со своей одежды вшей, прежде чем войти в квартиру. В этом девятиэтажном доме коридорная система, отчего и напоминает он общежитие. Обслуживает многострадальца УК «Феникс». Платежки, однако, присылает не только эта УК, но и еще одна претендентка. Но как дело доходит до наведения санитарного порядка — ни души. Жильцы — как в пустыне. Не докричаться. Содержание жилья лишь строчка в платежках, а по сути — мираж. Зато любители кошек самая что ни на есть реальность, данная в весьма острых ощущениях.
К сожалению, как мне сообщил главный ветеринарный врач Саратова Иван Резяпкин, в российском законодательстве не прописаны ни правила содержания домашних животных, ни ответственность за их содержание. А ведь весьма необходим, например, строгий учет собак и кошек. И этим, по мнению Ивана Николаевича, должны заниматься коммунальная служба и, разумеется, управляющие компании, организации. Когда в городе были утверждены правила содержания собак, в них была прописана и ответственность за ненадлежащий уход. Но эти правила отменили, а новых не приняли.
Между тем кошки прекрасные переносчики болезней — бешенства, например, прочей болезнетворной мелочи, включая глисты. Кошки дичают без ухода и ласки и становятся опасны. Никто не гарантирует, что ребенок потянется к кошечке, с виду приятной во всех отношениях, а та его не оцарапает или не укусит. По утверждению Резяпкина, кошкам необходимо периодически делать прививки. Тем более тем, которые живут в подъездах, подвалах. Но обязанности и ответственности за прививки даже таким неодомашенным животным нигде не прописаны.
«Кошки должны жить в квартирах, — прокомментировала ситуацию директор приюта для бездомных животных Людмила Бочкарёва, — Это не любовь к животным, когда человек лишь прикармливает кошек, но не ухаживает за ними, не чистит после них. Это буквально терроризм по отношению к людям. Проявление ненависти к себе подобным. Признаюсь, у нас в доме в подвале жила кошка. Звали ее Матильдой. Но она была одна на весь дом. Жила именно в подвале. Мы ее кормили, но и следили за ней. Она была приучена не гадить в подъездах. Она у нас была, можно сказать, в штате, в должности санитара — мышей ловила».
И все-таки, неужели жильцы домов, где лжелюбители животных поселились и развели в подъездах вонь и антисанитарию, совершенно бесправны и им не к кому обратиться за помощью? Попытались узнать у представителей полиции. В пресс-службе областного УВД лишь порекомендовали обратиться к участковому инспектору районной полиции. Он обязан провести беседу с нарушителями, а если не исправят ситуацию, не наведут чистоту в местах общего пользования, тогда участковый привлечет соответствующие инстанции. И нарушителям грозит штраф.
Свои разъяснения, дающие хоть какую-то надежду на избавление от «вшивого террора», дала редакции и заместитель начальника отдела надзора по коммунальной гигиене управления Роспотребнадзора Ольга Заугольная. Правда, федеральное законодательство не наделило управление какими-либо полномочиями для борьбы с подобным явлением, но тем не менее Ольга Евгеньевна посоветовала жильцам дома на Советской и другим гражданам — жертвам «любителей» кошек и вони в подъездах и общих коридорах обратиться в УК с заявлением, а та обязана выйти на администрацию с предложением о создании комиссии по проведению обследования состояния подъездов и общих мест пользования. Такая ныне действует процедура. Администрация создает комиссию с привлечением сотрудников полиции и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Сотрудники центра проводят обследование, составляется акт, выносится решение о привлечении к административной ответственности тех лиц, «любовью» которых и была создана в доме антисанитария. Как я понял Ольгу Евгеньевну, в случае содержания кошек в общих коридорах и подъездах (кормление, незаконное устройство «спальных» мест в виде подстилок с вшами), как в доме 20/28 на Советской, достаточно решения комиссии. Несколько сложнее процедура в тех случаях, когда любитель животных содержит кошек в огромном количестве в своей квартире. Тогда комиссия выходит в суд с заявлением о привлечении к административной ответственности, а тот выносит окончательное решение.
Столь категоричный отказ от наведения санитарного порядка в подъезде № 4 дома на Советской я получил из уст оператора УК «Феникс», позвонив по телефону диспетчерской. Смысл понятен. Мол, жильцы сами разводят кошек, вот пусть за ними и убирают. А на тех, кто прикормил бездомных кошек, надо жаловаться в милицию. Нетрудно предположить, как встретят жильцов с просьбой о создании комиссии в данной УК, где, видимо, считают себя сторонними наблюдателями. Отошлют по уже озвученному адресу. Однако, как подсчитали дотошные жильцы подъезда, они платят ежемесячно за содержание жилья, то есть мест общего пользования, где-то 30 тысяч рублей. Неужели они не вправе требовать ежедневной уборки и хотя бы раз в месяц дезинфекции в общих коридорах? Ну и активной помощи со стороны УК в разрешении возникшей проблемы. Получается, что все обязаны платить в УК за содержание и не только. А никто из УК ничем не обязан жильцам? Впрочем, песенка известная. Но, может быть, все-таки сменят в «Фениксе» мотивчик? Неужели из ежемесячной суммы в 30 тысяч рублей нельзя выделить средства на уборку общих мест, обремененных «последствиями» так называемой любви к животным? Думается, если бы процедура создания комиссий и последующие привлечения к административной ответственности любителей селить в общих подъездах бездомных животных реально действовала, то порядок был бы наведен и в этом доме, и в других домах. Пока же опасность, что Саратов завшивеет изнутри, не кажется преувеличением, миражом. Наоборот, пустой выдумкой городских депутатов кажется один из пунктов Правил благоустройства Саратова (приняты 29 ноября 2007 года) о том, что «владельцы собак и кошек обязаны следить за своими животными, не допускать загрязнения… подъездов, лестничных клеток… иных мест общего пользования. Экскременты кошек и собак должны быть убраны владельцем животного». Поскольку у нас не регистрируют животных, то хозяевами тех же подъездных кошек являются те, кто их кормит. И за невыполнение требований власти им надлежит платить штрафы, а власть обязана заставить УК при любых обстоятельствах чистить места общего пользования. Граждане не должны быть крайними. Они платят налоги, а значит, содержат власть, они оплачивают ЖКУ, а значит, содержат штат управляющих, потому и вправе рассчитывать на то, чтобы их деньги обеспечили порядок в городе и в каждом доме. Банально? Просто? Ну тогда поясните, почему так сложно решить столь нетрудную задачку.
Станислав Шалункин