Злостным неплательщикам ЖКУ позволено жить за счет тех, кто платит
Право жить на халяву, то есть за счет добросовестных плательщиков ЖКУ, как ни странно, защищено правительственными документами.
Там, наверху, додумались до того, что в прошлом году внесли такое изменение в Правила предоставления коммунальных услуг, что теперь если весь дом перестанет платить за услуги, кроме одного добропорядочного жильца, то все бремя оплаты коммунальных услуг повиснет на этом страдальце. Один добросовестный потребитель будет отвечать за сотню недобросовестных. Таковы новые правила игры и выживания в жилищно-коммунальных джунглях.
К такому неутешительному мнению автор этих строк пришел, занимаясь очередным обращением в нашу газету жильцов дома № 41/53 на Валовой. А суть обращения достаточно банальна. Этот дом обслуживает ООО «УК «Волжская ЖЭК». Представители жильцов пожаловались в редакцию на довольно типичную, к сожалению, позицию многих УК — молчание: о чем только не спросят потребители у исполнителей услуг — ТСЖ и УК, на все один ответ — фига в кармане. Жильцы дома на Валовой попросили «Волжскую ЖЭК» разъяснить, почему столь высоки платежи за коммунальные услуги? Откуда взялась новая услуга, скрытая под аббревиатурой «ОДПУ». Потребовали предоставить все данные, которые включаются в расчет той или иной коммунальной платы. Догадываясь, что платежи увеличиваются за счет тех, кто не платит годами, попросили «совместно с представителями общественности дома, с привлечением участкового инспектора… посетить те квартиры, где не оплачивают коммунальные услуги, в том числе водоснабжение ХВС и ГВС. Во многих из этих квартир проживает по несколько человек незарегистрированных квартирантов». Все требования и просьбы были изложены в двух письменных обращениях. Ждали ответа два месяца. Причем письменный ответ получили только по поводу расчета платы за коммунальные услуги. А в просьбе посетить квартиры должников вместе с участковым инспектором полиции Волжского района устно отказали: мол, не дело УК заниматься неплательщиками. Сей ответ сомнителен, о чем поговорим отдельно. Однако и ответ о расчете оплаты ЖКУ тоже не свидетельствует об уважительном отношении к жильцам со стороны управляющей компании. А ведь она просто обязана относиться с почтением к тем, кого обслуживает, и особенно к тем, кто регулярно платит ей за обслуживание дома.
Итак, в доме на Валовой установлен общедомовой счетчик. В доме есть как «оприборенные» квартиры, так и без индивидуальных счетчиков, то есть в них жильцы платят по нормативам потребления. Для таких домов до июля 2011 года, по Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства № 307, плата за коммунальные услуги, кроме отопления, бралась из такого расчета: показания общего счетчика делятся на общие показания индивидуальных приборов и количество объема (воды, газа, электричества и т.д.), подсчитанного по нормативам потребления (норматив умножается на количество жильцов из «неоприборенных» квартир). Таким образом, подсчитывается коэффициент, на который умножается показание индивидуального счетчика и на тариф. Результат такого подсчета и есть месячная плата за комуслугу для собственника или нанимателя квартиры, где установлен индивидуальный счетчик. А жильцы из «неоприборенных» квартир должны были платить только по нормативам потребления, так как считалось, что в норматив потребления и без того входят все сверхрасходы той или иной услуги. Значит, в доме на Валовой жильцы не должны были платить корректировку, а те, кто из «неоприборенных» квартир, обязаны были платить только по нормативам, без применения коэффициентов. Тем не менее платили корректировки все. И «неоприборенные» тоже! До июля им выставляли корректировки, а затем в платежках появились графы с уже названной аббревиатурой — ОДПУ водоснабжения ХВС, ОДПУ водоснабжения ГВС, ОДПУ водоотведения ХВС и ГВС. Причем суммы корректировок или ОДПУ превышали порой величины самих услуг. А если и не превышали, то все равно были весьма немаленькими. Да и непонятно было гражданам, почему они употребили в месяц 3 куба горячей воды, а с них берут еще дополнительно за 2 куба? Вот и попросили УК познакомить с показателями общедомового счетчика и индивидуальных приборов, в общем со всеми данными, которые брались ежемесячно для расчета оплаты комуслуг. За все месяцы им не дали информацию. А только за ноябрь. Коэффициенты такие: 1,54 по холодной воде и 2,11 по горячей. Как понимаете, это очень высокий показатель! Получается, что в доме прорвало серьезно и надолго. Ведь чтобы результат деления равнялся двум, нужно, чтобы объем воды, поступивший в дом (числитель в формуле расчета), оказался в два раза больше воды, которую потребили жильцы. Куда тогда такой объем подевался? В дом поступило горячей воды почти две тысячи кубов! Значит, тысяча кубов горячей воды растеклась по всему дому непотребленной? Дом, по-моему, должен был просто размякнуть и рухнуть на глазах у обслуживающей его УК! Что же произошло, почему столь высоки коэффициенты? В письменном ответе об этом ни слова.
А каково утверждение УК в ответе жильцам, что после 9 июня (то есть внесенных изменений в Правила предоставления коммунальных услуг) корректировка не предусмотрена в таких домах, где установлены общедомовые счетчики? Оно не верное. Согласно ранее принятым Правилам в таких домах корректировка вообще не применялась (кроме отопления), а коэффициент — только для «оприборенных» потребителей. Нормативные акты для УК не указ? Вольное толкование законов и постановлений — характерная черта многих исполнителей услуг в Саратове. Бездействие прокуратур и прочих надзирающих органов немало поспособствовало такому своеволию. Впрочем, о беззубости органов писали многократно.
Ныне положение «бесприборных» потребителей еще больше ухудшилось в связи с изменениями в Правилах предоставления комуслуг.
Все дело в коэффициенте. Суть изменения — бремя сверхпотребленных объемов услуг возложили и на тех, кто платит по нормативам. Сами нормативы велики, а теперь гражданам придется еще доплачивать за тот объем услуг, который они не потребили. Переплата большая для малоимущих граждан. А в плане социально-нравственном это нововведение можно рассматривать как асоциальное действие, которым власть поощряет недобросовестных граждан, провоцируя внутридомовые разборки жильцов.
Рассмотрим на примере жительницы дома на Валовой — Татьяны Алексеевны, которая оставила в редакции ксерокопии своих платежек за 2011 год. В ее квартире нет приборов учета, а сама квартира не приватизирована. Последнее имеет значение. Если бы квартира была в собственности Татьяны Алексеевны, она могла бы последовать примеру недобросовестных граждан, которые выписались из своих квартир и сдают их в наем, не оплачивая коммунальные услуги за квартирантов. А за услуги, потребленные неучтенными лицами, расплачиваются вот такие, как наша читательница.
Изменения стали действовать, как уже говорилось, с июля прошлого года, но до этого с Татьяны Алексеевны незаконно брали корректировки. Увы, как мне подтвердили в комитете ЖКХ Саратова, некоторые УК злоупотребляли своим положениям и брали за сверхнормативное потребление с «неоприборенных» жильцов. Так что незаконный побор в Саратове, можно сказать, носит массовый характер. Правда, наша читательница не платила за корректировки, она их вычеркивала в платежках. А сумма, кстати, за первое полугодие 2011 года для нее немаленькая — 1622 рубля.
Но она значительно ниже, чем плата за второе полугодие, когда, согласно изменениям, ей стали начислять с учетом коэффициента. Она платит по нормативам за двух человек. За холодную воду, например, из расчета 18 кубов. А поскольку стали умножать нормативы на коэффициенты, то надо платить уже не за 18 кубов, а почти за 40. В месяц сорок кубов холодной воды?! Они с сыном купаются в собственном бассейне? Общая сумма «доплаты» за второе полугодие составила уже 3837 руб.! Это уже не беда, а бедствие для женщины, которая получает пенсию 5992 рубля. Конечно, она как ветеран труда получает ЕДВ. Но ведь размер этой ежемесячной выплаты рассчитан по нормативам потребления, а плата с учетом коэффициентов не берется во внимание.
Так в чем вредность коэффициента? Он позволяет поставщикам либо исполнителям услуг брать деньги с добросовестных потребителей за коммунальные услуги, которыми пользуются недобросовестные граждане. Изменение в Правила возвысило бессовестных над добропорядочными людьми.
Активисты дома на Соляной получили в УК выписку из отчета по лицевым счетам, где указано, что в 31 квартире никто не живет, а значит, в графе плательщиков коммунальных услуг стоят нули. Но на самом деле, в этих квартирах люди живут. Причем семьями. А значит, услугами пользуются и в немалых объемах. Потому и возникает такая большая разница между фактическим объемом воды, принятой домом, и общей суммой кубов воды, потребленной жильцами. Но тне всеми, а добросовестными, теми, которые платят. Остальные — халявщики. Живут и радуются. А те, кто им сдает квартиры, слегка обогащаются. Особенно страдают жильцы домов, находящихся в центральных районах. Тут дома наполовину или того больше забиты квартирантами. И нет никаких нормативных актов, которыми были бы определены требования к собственникам-сдатчикам жилья. Например, такое — в сдаваемом жилье должны быть установлены счетчики, а квартиранты либо временно прописаны (зарегистрированы), либо собственник даст о них сведения с правом проверки предоставленных сведений о количестве квартирантов. Может быть, местной власти следует озадачиться возникшей проблемой? Издать свои нормативные документы?
Впрочем, думается, и сейчас есть возможность навести порядок. Но не силами активистов-жильцов, а с помощью правоохранительных и фискальных органов. Разумеется, при участии представителей УК или ТСЖ. По-моему, управляющая организация просто обязана устанавливать фактическое количество жильцов, которые проживают в их домах. Тем более когда обращаются добросовестные плательщики с просьбой обойти квартиры, где поселились квартиранты. УК «Волжская ЖЭК», отказавшая в помощи активистам из дома на Валовой, в корне неправа. Тем более что активисты получили в этой УК бланки «Акта о выявлении количества фактически проживающих», а там прямо указано, что в составе комиссии по выявлению… «представители управляющей компании и совета многоквартирного дома». Такие проверки выявят нарушения паспортного режима, факты незаконного пребывания в России и губернии, отсутствие какой-либо прописки, российских паспортов, виз и так далее. Разве не этим должны заниматься органы? Зачем же вешать обязанность по наведению порядка на общественность? У нас людей в погонах много, и оклады у них в разы больше, чем пенсии общественников. Да и нелепо заставлять не совсем молодых и здоровых людей ходить по квартирам, в которых неизвестно кто живет, а то и вовсе скрывается от правосудия. Да и потом, не все квартиросдатчики знают, как надо оформить квартирантов, чтобы шла оплата ЖКУ без тяжких последствий для остальных жильцов, постоянно проживающих в доме. Но ходить по съемным и прочим «бесприборным» квартирам, где платит один, а за его семью оплачивают комуслуги соседи, должны все-таки уполномоченные и наделенные хоть какой-нибудь властью лица. Официальные. Иначе все превратится в базар, скандал, разборки, с поджогами дверей, выбиваний окон и глаз. Думается, что этого никто не хочет, не так ли?
Станислав Шалункин