ТЮЗ — это праздник, который всегда с тобой
Саратовский ТЮЗ имени Юрия Киселёва — один из символов города, посещение его — счастливый ритуал, в который были вовлечены сначала родители нынешних тридцати-, сорокалетних, потом они сами, а теперь и их дети.
Мой шестилетний сынишка замирает от таинственного колдовства «Аленького цветочка» точно так же, как я много лет назад. А еще раньше на чудесную аксаковскую сказку, которой ныне уже 64 года, ходила моя мама.
«Маленькая Баба-Яга» — еще одна культовая постановка ТЮЗа. Ей, правда, поменьше лет, чем «цветочку», — всего лишь 32 , но и на ней сменилось столько составов актеров, что дух захватывает. Впрочем, старых добрых сказок — и классических, и современных — в репертуаре театра хватает. Озорной и приключенческий «Золотой ключик» и мистически-философский «Маленький принц», забавный и одновременно трогательный «Велосипед с красными колесами» и комедийные «Волшебные кольца Альманзора», красочная андерсеновская «Дюймовочка» и настраивающий на волну самых необычных перевоплощений «Конек-горбунок». Говоря откровенно, многие театры могли бы, особо не напрягаясь, почивать на лаврах всех перечисленных пьес. Однако спокойно мог бы позволить себе жить любой другой театр, но только не ТЮЗ. Потому что с самого своего рождения, с момента пребывания в руках такого кудесника, как Киселёв, ТЮЗ феерично-неуспокоен. ТЮЗ неравнодушен, как и подобает детству, чьим живым и убедительным воплощением он является. Саратовский театр юного зрителя работает фантастично мобильно: 473 спектакля в год, 171 тысяча зрителей, 11 премьер, режиссерами которых становятся зачастую известнейшие в стране и в мире режиссеры.
Кстати, на мой заданный как-то по случаю вопрос, как ему удается привлекать режиссеров из первого мирового эшелона мэтров, занимающих первые строчки когда в негласной, а подчас и во вполне гласной артистической табели о рангах, директор театра Валерий Райков рассмеялся: «Все проще некуда, большие художники имеют хорошую привычку взаимодействовать с талантливыми людьми, с труппами, в которых имеется большой творческий потенциал. Мы, слава богу, никогда этим не были обделены. Ну а дальше — все просто. Под лежачий камень вода не течет, поэтому бегать, ездить и общаться приходится много и активно. Наши актеры заслуживают и реально достойны работы с самыми прекрасными режиссерами, поэтому с ТЮЗом охотно сотрудничают ярчайшие творческие личности».
Кстати, ТЮЗ — будем называть вещи своими именами — давно стал не просто театром — продюсерским центром. Коммуникабельность, дипломатичность, великолепное чувство времени его главного менеджера Райкова творят чудеса. ТЮЗ аккумулирует идеи и сотворяет действо, о котором говорят в столичных городах. Возьмем хотя бы такой факт: вот уже на протяжении пяти лет одной из золотых визитных карточек ТЮЗа стали его творческие лаборатории под названием «Четвертая высота». В рамках означенных форумов проходят встречи с виднейшими драматургами, театральными критиками и режиссерами, устраиваются чтения и показы новых пьес и их обсуждения. Творческие лаборатории — путешествия в сосредоточие театрального духа, эксперимент, школа и открытый университет лицедейства в одном флаконе. В нынешнем году театр проводит «Четвертую высоту» прямо на всех четырех площадках — такая вот магия цифр и нумерологическая логика. Запланировано проведение трех лабораторий и одного мастер-класса по световому оформлению. Уже темы лабораторий сполна демонстрируют размах международной деятельности ТЮЗа, его встроенность в мировое театральное пространство. Действо «Современная американская драматургия» пройдет при поддержке посольства США в РФ, «Современная немецкая драматургия» патронируется институтом ГЁТЕ, и, наконец, «Современная французская драматургия» уже заручилась покровительством посольства Франции в РФ, а также Французского института культуры.
ТЮЗ рождает десятки интереснейших проектов — один из самых последних по времени — спектакль в жанре так называемого «документального театра» «Быть или не быть? Да не вопрос». Постановка анализирует, исследует, преломляет через сегодняшнее восприятие монолог Гамлета из одноименной трагедии Шекспира. Спектакль поставил ученик Льва ДОДИНА, человек, за которым прочно укрепилось реноме одного из интереснейших молодых режиссеров, — Дмитрий Волкострелов. «Быть или не быть» — первый в истории саратовской сцены спектакль, созданный с применением технологии «вербатим»: со сцены звучат тексты интервью, взятые творческой труппой спектакля и, разумеется, его режиссером прямо на саратовских улицах.
Классика никогда не покидала здешних сценических подмостков. Очередное пришествие высокой классики ждет саратовских зрителей. Режиссер Анатолий Праудин, знакомый саратовцам по мольеровскому «Мнимому больному» и пронзительной «Гальере» (пьеса Михаила Бартенева по мотивам маркесовского «Полковнику никто не пишет») начинает репетиционный процесс над «Фиестой» Хемингуэя. Роман, созданный столетие назад, не просто не устаревает — история, поведанная знаменитым прозаиком, история, пронизанная мыслями и страстями, раздумьями о совершенстве и поиске своего «я» в мире, обреченном на кризис, невероятно современна. Поэтому спектакль прямо-таки обязан получиться интересным, тем более что постановкой его занимается столь неординарный человек.
Так что «Фиеста», попавшая в руки такой личности, просто-таки обязана стать звездной.
Но если «Фиеста» взойдет на небосклоне саратовской театральной жизни к концу года, то «И звезды над нами» (режиссер Аня Михаэлис) засверкают уже этим летом. Точнее, в первый день лета — Международный день защиты детей. Эта работа — органичная часть немецко-российского проекта, осуществляемого при поддержке института Гёте и Федерального фонда культуры Германии совместно с Театром молодого поколения (город Дрезден).
Уже совсем скоро состоится главное театральное событие года — первая премьера на Большой сцене нового спектакля. Литературный источник для постановки выбран впечатляющий — «Капитанская дочка» — пьеса Адольфа Шапиро по повести Александра Сергеевича Пушкина. Премьера заранее интригует грандиозностью заложенных в нее замыслов и идей, ведь в этом огромном историческом и одновременно бытописательском полотне занята практически вся тюзовская труппа. Да и состав постановщиков вызывает чувство глубочайшего почтения: режиссер — один из ведущих театральных режиссеров России, президент российского центра «АССИТЕЖ» Адольф Шапиро. Художник — лауреат национальной премии «Золотая маска» Юрий Хариков.
Параллельно «Капитанской дочке» в том же новом пространстве обживается еще один творческий проект — на этот раз международный. Юных театралов ждет спектакль под интригующим названием «Ла Феста, или Кто получит пистолет». Упомянутый спектакль — плод совместной работы двух итальянских режиссеров — Мануэлы Капече и Давида Доро.
Апрель обещает тюзовским артистам море работы, а нам, зрителям, соответственно, — море впечатлений. На излете второго месяца весны на камерной сцене ТЮЗа ожидается федеральный фестиваль Франкофонного театра «Водевиль»: голос города». Фестиваль пройдет при поддержке посольства Франции, совместно с «Альянс — Франсез Саратов». Зрелище под французским соусом будет как нельзя кстати для молодежи от шестнадцати и до двадцати пяти лет, изучающей язык Гюго и Бальзака.
Серенький К. — какое море предположений… Как там у Саши Чёрного? «Подходит некто в сером, но по моде». Воланд тоже, если мне не изменяет память, появился в сером костюме. Ну, успокойтесь, успокойтесь, ничего дьявольского. Все скромно и достойно. А загадочный К. — всего лишь серенький козлик — персонаж сказки Виктора Ольшанского. Поклонники ТЮЗа наверняка знают чудесную сказку-притчу этого автора — «Зимы не будет», вот уже не первый год собирающую аншлаги на малой сцене нового ТЮЗа.
Над старой сказкой, рассказанной на новый лад, работает художественный руководитель театра, народный артист России Юрий Ошеров.
«Самоубийца» — название зловещее. А между тем оно вышло из-под пера драматурга Николая Эрдмана, культового сценариста, придумавшего оптимистические, жизнеутверждающие сценарии к такой советской киноклассике, как «Веселые ребята», «Волга-Волга». Эрдмановский «Самоубийца» — есть смешение жанров. Это гротеск и драма, буффонада и веселье до слез, проливаемых над опостылевшей пошлостью, подлостью и абсурдностью бытия. Режиссером сложной, неординарной и не единожды закрывавшейся властью пьесы выступит Михаил Бычков, создатель камерного театра в Воронеже. Саратовцам этот мастер наверняка хорош знаком по «Ревизору» Николая Гоголя.
Детский театр не только спектакли, но и самый что ни на есть прямой контакт со зрителем. «Возвращение Синей птицы» — благотворительный, не имеющий возрастных ограничений проект, запущенный в свое время в поддержку детей, больных церебральным параличом, традиционно собирал полные залы. Потом он съездил в Москву, а ныне под нужды зрителей с ограниченными физическими возможностями оборудуются все театральные входы. К началу следующего сезона произойдет окончательное оснащение оборудованием двух театральных зданий по программе «Доступная среда». Это означает, что ТЮЗ будет готов принять зрителей, в силу недугов не имеющих возможностей прийти своими ногами.
Как готовность театра к сотрудничеству можно расценивать и его добрые контакты с детским коллективом из Фрунзенского района с романтично-добрым названием «Театралика». 17-18 марта состоялись премьерные показы этого театра «Бузина-матушка» по одной из самых сложных и поэтичных сказок Андерсена. Мартовские показы прошли по адресу Чапаева, 74, — именно здесь располагается малая сцена нового ТЮЗа.
В этом году актеров театра юного зрителя ждут два интереснейших форума — международный состоится в конце лета в Японии — саратовский спектакль, привезенный в Страну восходящего солнца, увидят зрители восьми городов. Другое событие — отечественное, но не менее ожидаемое творческим народом. На московский фестиваль «Гаврош» саратовцы привезут такой сокровенный и веселый «транспорт», как «Велосипед с красными колесами». История вомбата, кота и сумчатой мышки уморительна и грустна одновременно. Приключенческую сказку поставил киевлянин Артур Артименьев. Сказка имеет успех, потому театр продолжил сотрудничество с талантливым мастером. Сохраним интригу новой постановки, упомянув о том, что зрелище предстоит не менее захватывающее.
А вот еще один, в высшей степени неординарный проект находится пока в стадии согласования, уточнения и утверждения. И говорить о нем вслух, может быть, и немного преждевременно, но не рассказать — грешно, потому как ТЮЗ придумал и старается все сделать для воплощения поистине уникального опыта, не знающего аналогов в истории мирового сценического искусства. Тюзовцы мечтают осуществить постановку чудесного экспериментального спектакля, у режиссерского руля которого стояли бы мегазвезды современного мирового театра: Матиас Лангхофф, Питер Брук и Ариана Мнушкина.
Театр — пространство непростое, рабочий график личностей, о которых вы только что прочитали, расписан на месяцы вперед, и потому чрезвычайно важно, чтобы все перечисленные личности совпали во времени и пространстве. Не сомневаюсь, что все совпадет, потому что ТЮЗ любит своего зрителя. А любовь — это созидающая энергия. Согласитесь, мало какой город обладает театром для детей и юношества, в котором происходит все вышеперечисленное. Актеры обживают ныне открывшуюся на Чапаева большую сцену. Там ведь все новое — габариты, эстетика, акустика, невероятно широкие технические возможности. И процесс обживания и, естественно, влюбливания в новую сцену доставляет актерам истинное удовольствие. Потому что люди театра по-настоящему полнокровно и всецело могут жить только перед зрителями. Четыре площадки старого доброго ТЮЗа — словно четыре волшебных зеркала, отражающих жизнь и мечты о ней, словно четыре магических портала, через которые можно проникнуть в страны Фантазии и Воображения, Добра и Гармонии.
Светлана Микулина