Результат пребывания избранного президента в Саратовскую область должен проявиться позже
О предыдущих визитах Владимира Путина мы вспоминали в прошлом номере. И вот не прошло и восьми лет, как ВВП опять посетил нашу землю. Очень насыщенно посетил, с ночевкой.
Не каждый свежеутвержденный губернатор может похвастаться встречей в первый же день с президентом. Валерий Радаев такой чести удостоился.
Премьер-министр, избранный Президент России Владимир Путин посетил Саратовскую область с двухдневным визитом 5-6 апреля. Валерий Радаев, выдвинутый на должность губернатора, был утвержден депутатами областной думы за несколько часов до прилета высокого гостя и встречал его уже в качестве полноправного руководителя региона. Что тут с чем совпало — утверждение губернатора подогнали под визит Путина или приезд Владимира Владимировича приурочили к смене власти в губернии — не так уж важно. Возможно, имело место и то и другое. Но о том, что визит Путина — знак высокой поддержки новому губернатору, комментаторы заговорили сразу, как только стало известно о прилете избранного президента. Отдельные — к слову, весьма многочисленные граждане — даже были уверены, что Путин лично прибудет в областную думу на голосование по кандидатуре Радаева, и собрались на площади Столыпина, чтобы увидеть исторического лидера страны.
Разумеется, Путин не представлял Радаева депутатам. Не по рангу это ему. Обошлись, как положено, полпредом президента в ПФО Михаилом Бабичем. Но сам факт приезда в Саратов и ночная аудиенция в Радищевском музее — достаточное выражение политической поддержки новой региональной власти. Аванс доверия, который придется отрабатывать.
Беседа избранного президента с губернатором состоялась в музее им. Радищева ближе к полуночи и продолжалась около получаса. Стенограмма ее опубликована на сайте премьер-министра. Заметно, что Валерий Радаев волновался, и когда Путин спросил его: «Что вы считаете основным, самым главным на сегодняшний день, первоочередным?», попытался поднять вопрос о том, что на самом деле тяжким грузом легло на его плечи — о государственном долге губернии. Почти сорок миллиардов рублей. «Владимир Владимирович, основное, считаю, и первоочередное, попросить хотел этот долг…», но Путин прервал его: «Не-не-не. Я имею в виду с точки зрения развития области в целом». Тем самым жестко дав понять, что с долгами, за которые Радаев, как бывший спикер областной думы, несет не меньшую ответственность, чем бывший губернатор Павел Ипатов, саратовским властям придется разбираться самим. Зато будущий глава государства поддержал Радаева в его намерениях объединить политические элиты и опереться на поддержку общественности и посоветовал поднимать экономику через привлечение инвестиций, особо указав на важность жилищного строительства. «Когда я сказал «привлекать инвестиции, создавать условия», я имел в виду все отрасли экономики — и сельское хозяйство, и промышленность. Но одно из направлений является наиболее чувствительным и очень важным — это жилищное строительство. Прошу вас на это тоже обратить особое внимание», — напутствовал нового губернатора избранный президент.
Основным содержанием первого дня (точнее, вечера) визита Путина в область стало совещание в художественном музее им. А.Н. Радищева с директорами ведущих музеев страны. Тамара Гродскова, директор Радищевского музея, назвала это совещание аж «встречей века» для музейного сообщества. Руководители 28 крупнейших музеев России — Эрмитажа, Пушкинского музея, Третьяковки, музея Московского кремля, музея-усадьбы Льва Толстого в Ясной Поляне и др. — собрались в Саратове, что очень почетно для нашего города. Путин, открывая совещание, сказал: «Я, к своему стыду, не знал, что в Саратове такое учреждение — первый русский музей». Первый провинциальный художественный музей в границах Российской Федерации (вообще есть еще музей, основанный Айвазовским в Феодосии, но он теперь в Украине). И конечно, для нашего Радищевского это — признание.
Владимир Путин сообщил музейщикам, что по сравнению с 2005 г. сумма бюджетного финансирования учреждений культуры вырастет в 4 раза («не на какие-то проценты, а в четыре раза») и что надо развивать инфраструктуру туризма, так как Лувр посещают в год в разы больше людей, чем Эрмитаж, не потому, что Эрмитаж хуже, а потому, что в Париж приезжают в год 30 миллионов туристов, а в Петербург — 5 миллионов. Министр культуры РФ Александр Авдеев посетовал, что в России существует сильнейшая нехватка помещений для музейных экспозиций, а саратовский музей особо похвалил («в Саратове великолепный художественный музей, один из лучших в России»), призвав глав регионов почаще посещать такие музеи.
Разговор с музейными работниками продолжался более трех часов. Директора забросали Путина предложениями по облегчению налогового бремени и расширению прав музеев на исследовательскую и коммерческую деятельность. В частности, снять с них пошлину на ввоз купленных за рубежом предметов искусства. «Помните, Владимир Владимирович, когда вы ввезли из Чехии фарфоровый иконостас, с вас затребовали пошлину и вы распорядились снять ее для физических лиц. Так же надо сделать и для музеев». Путин отшучивался: «Не помню. Дело шьете», но обещал подумать. В конце встречи Владимир Путин сказал, что культуру он сейчас ставит на первое место.
После совещания Тамара Гродскова показала Путину коллекции Радищевского музея, то, в каких условиях хранятся экспонаты, и Путин принял решение о выделении средств для строительства нового хранилища. Молодец Тамара Викторовна — использовала визит премьера на 100% на пользу музею и городу.
На следующий день, 6 апреля, Владимир Путин посетил новое здание Саратовского театра юного зрителя. Громада нового ТЮЗа строилась 25 лет — дольше, чем некоторые египетские пирамиды, и неоднократно была на заметке президента, а затем премьера Путина в период его работы. Неудивительно, что наконец достроенный театр стал одним из объектов, посещенных избранным президентом в Саратове.
Выслушав рассказ директора театра Валерия Райкова о многолетних злоключениях на стройке и осмотрев великолепные интерьеры театрального зала, Путин посоветовал Райкову организовывать в ТЮЗ коллективные посещения. Поскольку это очень перекликается с недавними пожеланиями общественников генералу Сергею Аренину устраивать коллективные экскурсии милиционеров в музеи, следует ожидать, что вскоре полицейские и школьники дружными рядами отправятся в ТЮЗ и Радищевский музей, где промеж них будут вести культурную работу, а они будут расти над собой.
После дел культурных избранный президент отправился в Энгельс, где на военной базе крупнейшей дивизии стратегических бомбардировщиков прошло совещание по строительству жилья для военнослужащих. На нем, кроме избранного Президента РФ и военных, присутствовали министр обороны Анатолий Сердюков, полпред Михаил Бабич и губернатор Валерий Радаев. И здесь было сказано то, чего так долго ждали десятки тысяч автомобилистов Саратовской области: президент заговорил о дорогах. «Я недавно был в Самаре, и граждане обращаются с вопросом: «Трасса-55 на некоторых участках просто стала такой, что по ней не только проехать, пройти невозможно, до города Жигулевска например». Надеюсь, что там в ближайшее время начнется реконструкция, в том числе и по дамбе, по мосту. Но вот и здесь мы сейчас с Валерием Васильевичем (Радаевым. — Авт.) говорили, смотрели на то, что происходит на дорогах Саратова. В этом году в разы увеличатся дорожные фонды, региональные дорожные фонды. Собственно, что значит «в разы увеличатся» — их раньше не было просто, а сейчас они сформированы, наполняются деньгами. По Саратову, как губернатор сказал, где-то будет около 5 млрд. Повторяю: в разы больше, чем в предыдущие годы. Рассчитываю на то, что эти средства будут потрачены рационально и в самых нужных местах — в областных центрах, на селе, дворовые пространства будут соответствующим образом оформлены», — сказал Путин. Пожалуй, для жителей области это самое важное, что было во время визита. 5 миллиардов на дороги? Неужели мы наконец доживем до тех времен, когда по дорогам нашей губернии можно будет проехать не чертыхаясь?
Осенью проверим. Как раз к выборам в облдуму.
На фоне новости про дороги сообщение премьер-министра о скорой ликвидации проблемы с обеспечением жильем военнослужащих по всей России прозвучало, конечно, менее значимо. В России сейчас строится домов для людей в погонах на 109 миллиардов рублей. И когда их все построят, то всем военным дадут квартиры. К 2013 году. Ура! Но так как местные власти — и об этом Путин сказал, обращаясь к Радаеву как губернатору, — должны обеспечить военные городки детскими садами, школами, коммуникациями и так далее, то для нас, гражданских жителей области, уже не ура, а проблема. У нас и для себя детских садов не хватает. Но в целом, конечно, хорошо, что государство повернулось лицом к человеку в погонах. Как сказал император Александр III, «у России только два союзника — русская армия и флот». И их надо поддерживать.
Путин улетел, пробыв в регионе за два дня порядка 17 часов. Что же в итоге останется после его визита? Политическая поддержка новому губернатору? Это, конечно, хорошо, но во что она выльется, зависит от того, как себя покажет Валерий Радаев на новом посту. Совет опираться на депутатский корпус, на общественность? Думаю, Валерий Радаев и сам понимает, что без объединения невеликих сил региона ему область не поднять. Деньги на новое хранилище в Радищевском музее? Хорошо, но это мелочь. А что же самое важное?
Я думаю, что подлинное значение визита Путина раскроется позднее. Когда новое правительство Валерия Радаева сможет, выполняя наказ избранного президента об опоре на общественность и депутатский корпус, объединить усилия областных и муниципальных властей и создать в регионе условия для масштабных инвестиций. Не такие, какие при Аяцкове пытались сделать, принимая областные законы и снижая какие-то проценты в малой доле налогов, идущих в областной бюджет. А по примеру Белгородской или Пензенской областей, где инвесторам, готовым вложить деньги в создание современного производства, без задержек выделяют участки земли со всеми подведенными коммуникациями, связью и инфраструктурой. Тогда и обещанная Путиным поддержка инвестиционных усилий нового губернатора выльется в конкретные проекты и стройки, рост зарплат и — не в последнюю очередь — налоговых доходов региона. Тогда и с долгами начнем рассчитываться.
Но сможем ли мы в полной мере воспользоваться этими перспективами — зависит от губернатора, его министров, глав муниципалитетов, депутатов. И жителей. То есть от нас с ними.
Дмитрий Чернышевский