Ранжируем саратовских политиков по степени влиятельности
Смена власти в Саратовской области, о необходимости которой так долго говорили единороссы, совершилась стремительно, как таяние снега нынешней весной. Через три часа после назначения Валерий Радаев уже занял кабинет Павла Ипатова на Московской, 72.
Через 13 дней после назначения он был утвержден полноправным губернатором. Через неделю после утверждения от ипатовских министров в правительстве никого не осталось и была сформирована новая верхушка исполнительной власти региона. В Саратове все еще зыбко, еще не улеглась пыль после сражения и дележки портфелей, но уже можно сказать о полной смене персонального лидерства в областной политике. И расставить первые предварительные оценки — who is who (кто есть кто) в саратовской политике.
Это не рейтинг влиятельности политиков — его можно будет составить, когда проявятся первые результаты и станет ясно, кто какими возможностями в новой власти располагает. «По делам их узнаете их». Пока это — «рейтинг приближенности» политиков к кругам, совершившим переворот в областной администрации. Как эта «приближенность» скажется на возможности новых политических лидеров области получить реальное влияние на дела и решение проблем — покажет ближайшее время. И еще одно предварительное замечание. Речь пойдет только о политиках — о тех, для кого публичная политика в регионе — главное дело. Поэтому ни силовиков, ни ректоров, ни банкиров и теневых воротил тут не будет.
Безусловно, лидером по всем пунктам сейчас является новый губернатор Валерий Радаев. Период у него такой — «сто дней». Когда авансом выдается кредит доверия, и от общества, и от власти, и от бизнеса. Все заинтересованно ждут, что у него получится, и готовы закрывать глаза на текущие трудности как на переходное явление. Показателем щедрого политического аванса новому губернатору на федеральном уровне стал и визит в Саратов избранного президента Владимира Путина и — с ходу 30-е место Валерия Радаева в рейтинге «Независимой газеты». В этом рейтинге влияния глав регионов губернатор Саратовской области Валерий Радаев дебютировал на достаточно высокой позиции. Он занимает 30-ю строку списка в разделе «сильное влияние». Павел Ипатов никогда так высоко не взлетал. При этом авторы рейтинга оговариваются, что «все новички стартуют с сильных позиций, но в дальнейшем произойдет коррекция их положения в зависимости от предпринимаемых ими действий».
Стремительное формирование Радаевым нового правительства свидетельствует в пользу Валерия Васильевича. Оно показывает, что новому губернатору есть на кого опереться. И серия широких популистских действий первой недели, таких как передача здания занимаемого ранее ГФИ Общественной палате области, а зала приема официальных делегаций (особняка Шмиттов) — художественной школе, «особняка Аяцкова» — госпиталю ветеранов, живо напомнила период «штурма и натиска» новоназначенного в 1996 г. Дмитрия Аяцкова. Тем более что многие ключевые фигуры в правительстве Радаева работали министрами у того же Аяцкова: Павел Большеданов, Александр Ларионов, Андрей Россошанский, Сергей Лисовский, Борис Шинчук… Но, с другой стороны, о новой власти в области, в отличие от времен Аяцкова, нельзя говорить как о «команде губернатора». Это скорее «команда единороссов», представляющая блок кланов, четко ориентированных на Вячеслава Володина. Именно это делает лидерство Валерия Радаева «отраженным» от его близости к Москве. Реальным лидером ему еще предстоит стать — своими делами.
Влиятельный депутат Государственной думы, председатель аграрного комитета и неформальный куратор области по партийной линии Николай Панков сегодня по степени своего влияния выглядит вторым человеком. «Правая рука вождя», он реально значит очень много. Однако заметно старание Панкова «уйти в тень», ограничить свое публичное присутствие в решении вопросов, выполняя согласованную линию в интересах команды и нового губернатора. Вряд ли Панков сохранит позиции «второго лица» в регионе, пусть и неформального, но его роль одного из ключевых политических игроков губернии на обозримое будущее никем не ставится под сомнение.
Первая женщина-спикер областного парламента в ПФО Марина Алёшина выдвинулась в лидирующую группу политиков не только по факту своего избрания председателем областной думы. Приближающиеся выборы в облдуму и ее позиция как заместителя Радаева по партии в случае успеха в октябре могут сделать формальный статус «второго человека в области» более весомым. Основная тяжесть избирательной кампании, а следовательно, и руководства партией ляжет на нее (учитывая загруженность губернатора неподъемными проблемами управления областью).
Позиции главы Саратова сейчас прочны как никогда. Он сыграл важную роль в свержении Ипатова, его контроль над областным центром никем не оспаривается. Да, с позиций тех, кто меряет все занятыми постами, он «ничего не получил» от смены власти. Но, собственно, что он мог получить — самому стать губернатором? Он вроде бы таких стремлений не высказывал. Перейти ему в вице-губернаторы? Это вряд ли было бы «повышением». А вот как руководитель Саратова он заметно выиграл. Теперь у него нет конфликта с губернатором, как было при Ипатове, и даже при наличии объективных противоречий между областью и областным центром, присутствующих в любом регионе, Валерий Радаев сейчас крайне не заинтересован в спорах и стычках с главой Саратова. Как по общеполитическим соображениям, так и из-за предстоящих выборов в областную думу, где ресурсы Олега Грищенко будут очень нужны. Поэтому глава Саратова может рассчитывать на «зеленую улицу» в своих взаимоотношениях с областной властью, что для Грищенко очень важно. А для жителей областного центра очень полезно.
Еще одно место авансом. Назначенный зампредом правительства области по экономике, Павел Большеданов — бывший министр финансов у Аяцкова и бывший спикер областной думы — получил ключевой пост, а с ним и ответственность за самые вопиющие проблемы губернии. За 40-миллиардный долг, угрозу банкротства и выполнение рекомендации президента Владимира Путина по решению этих проблем — привлечению инвестиций.
Сити-менеджер Саратова. Человек, которого прочили в зампреды правительства области. Администратор, сумевший уйти от конфликтов и стычек своих предшественников и осуществлять долговременное взаимодействие с главой города Олегом Грищенко. Обладает важным качеством эффективного политика: добивается результатов, не выпячивая себя и сохраняя хорошие отношения с остальными участниками процесса. Такие люди обычно успешно продвигаются в карьере, так как в них мало кто видит врагов. Степень его влияния на дела обычно недооценивается, что также идет ему на пользу.
Вместе с Большедановым бывший глава Марксовского района — главный ответственный за экономику. Зампред правительства по инфраструктуре, имеющий в подчинении промышленность, транспорт, ЖКХ и строительство. Именно сюда должны прийти средства, которые будет искать Большеданов, именно здесь будут создаваться условия для инвестиций, о которых говорил Владимир Путин. Моисеев имеет менее богатое прошлое и не был членом «команды Володина» в узком смысле, но зато он моложе и ему — в отличие от Большеданова — еще только предстоит показать себя. Поэтому он рядом с ним по месту, при всей разности формального послужного списка.
Зампред по социальной сфере. Я поставил его ниже Большеданова и Моисеева только из-за чрезвычайной остроты экономических проблем, которые будут отвлекать все силы и внимание губернатора в ближайшее время. В то же время политический опыт Россошанского, его связи в СМИ, особенно на телевидении, и важная роль возглавляемых им отраслей в проведении выборов в октябре увеличивают его сегодняшнее влияние.
Шоумен и создатель пиар-поводов. Невероятно активная личность, которая принимает участие в обсуждении почти всех важных вопросов независимо от того, хотят ли этого другие или нет. Облдеп Ландо не получил никакого нового назначения — возможно, просто из-за своего возраста. Но это, я вас уверяю, нисколько не уменьшает его (как многим может показаться, шутовской) роли. К тому же надо учитывать, что Александр Соломонович еще и медиатор, посредник, связывающий новую областную власть с главой Саратова.
На этом персонализацию «авансов» (а кроме Олега Грищенко, все участники, представленные выше, получили свои позиции авансом) я считаю необходимым остановить. Дальше начинается совсем уж область гаданий. Например, вице-губернатор — руководитель аппарата губернатора области 30-летний Денис Фадеев. По должности вроде бы очень важный человек. Занял пост, когда-то существовавший для Александра Дурнова, весьма приближенного к телу губернатора Д.Ф. Аяцкова, но все же второстепенного чиновника. По возрасту напоминает такого же молодого вице-губернатора у Аяцкова, которого звали Вячеслав Володин. Но Володин тогда — выходивший на переговоры к толпам разъяренных забастовщиков и умевший успокоить их, назначавший глав районов и курировавший весь пиар, и Фадеев сегодня — это «две уж очень большие разницы». Сможет ли молодой выдвиженец «ЕР» стать кем-то реальным в политике — покажет будущее, пока же ему рано иметь персональное место в любом обзоре. Также неизвестно, как сильно повлияет на строительство и ЖКХ области соответственный министр Сергей Канчер с его кирпичными заводами… Или зампред по сельскому хозяйству Александр Соловьёв, «спикировавший» в область с поста замминистра сельского хозяйства РФ. У него есть брат — депутат облдумы Владимир Соловьёв, влиятельный в Балакове. Но кем он сам будет в области — пока не понятно. Станет ли кем-то большим, чем радетелем семейному бизнесу? Если нет, то все будут говорить, что его в Саратов «сослали» или даже «разжаловали». А если сумеет стать реальным тяжеловесом в аграрном секторе области, стяжать хотя бы часть влияния, в свое время имевшегося у отца всех наших политиков-аграриев Бориса Дворкина, тогда напишут, что Соловьёв «уходил в Москву, чтобы вернуться». Со славой. Но очевидно, что сейчас ранжировать его как политика в области рано. Даже авансом.
Поэтому подводим черту. Пока.
Дмитрий Чернышевский