Передвигаться на автомобиле по Саратовской области станет комфортнее, если…
Помню, когда я в первый раз в середине 90-х годов выехал за пределы Саратовской области на автомобиле, контраст между нашими дорогами и теми же дорогами, но у соседей, был разительный. Стоило пересечь границу Самарской области — и как будто попадал в другую страну: и асфальт гладкий, и ям поперек пути нет.
В прошлом году ездил в Дивеево через Пензу — впечатления те же самые. Только за спиной остаются знаки АДФ, символизирующие одного из бывших губернаторов и Саратовскую область, как дорога разительно улучшается. За 10 лет ничего не изменилось: дороги в Саратовской области как были самыми плохими в России, так и остались. Такое же разорение на трассе я встретил только в Мордовии, в районе знаменитых лагерей, но там, в отличие от нас, кипели дорожные работы.
В этом году у нас сменилась власть. Дороги такие, что хуже не придумаешь. Отзывы в Интернете от несчастных водителей, которых угораздило попасть в наш регион, не нуждаются в комментариях: «Убитые дороги Саратовской области... Саратовская область всегда славилась своим бездорожьем, но такое я увидел впервые... дорог просто нет» (юзер dimannb); «200 км бездорожного ада в Саратовской области» (видеорепортаж юзера warvar); «Федеральная трасса в Саратовской области полностью разбита» (видео юзера olgasobina); «Ток не через Саратов. Тут живу. Дорог нет. Яма на яме» (юзер bars555). Даже прокуратура области вмешалась в вопрос и «установила, что дороги находятся в безобразном состоянии». Мне, впрочем, никакого Интернета и прокуроров не надо. Я сам постоянно езжу в Балаково и могу подтвердить: что по правому берегу (трасса Сызрань — Саратов — Волгоград), что по левому (Самара — Энгельс — Волгоград) дороги после зимы были в ужасном состоянии. Таком, что новый губернатор Валерий Радаев одно из первых своих совещаний вынужден был посвятить их безотлагательному ремонту. «Граждане уже все машины свои разбили», — отметил он, поручив принять самые срочные меры для восстановления проезда по дорогам.
Комитет дорожного хозяйства отрапортовал, что из 110 тыс. квадратных метров срочного ямочного ремонта в области уже сделали 40 тысяч. Действительно, самые зубо(колеса)дробительные участки по балаковской трассе залепили. Но надолго ли? И когда же у нас дороги будут не хуже, чем у соседей?
Бедная Саратовская область. Каждый новый губернатор начинает с экстренного ремонта дорог. Дмитрий Аяцков, украсивший границы области своими бетонными вензелями, в 1996-1997 гг. начинал с большого ремонта дорог. Тогда много писали, что вот наконец-то дороги в Саратовской области сделаны! Кончилось все это «делом Джлавяна» и тюремным сроком для бывшего министра дорожного строительства области. Правда, некоторые аяцковские дороги — например, до Балтая, в относительно хорошем состоянии были еще в прошлом году. Павел Ипатов 6-7 лет назад тоже активно ремонтировал дороги. И тоже много было сделано, но кончилось все теперешним «дорожным адом». В Саратове пару лет назад с большой помпой осуществляли «проект партии» по дорогам, освоили 900 млн руб. — и где теперь эти миллионы? А дорог как не было, так и нет.
Дорожный вопрос давно уже из хозяйственного стал политическим. На моих глазах со времен Аяцкова стоимость дорог взлетела от миллиона рублей за километр до миллиона евро и выше, без всякого улучшения ситуации для нас, автомобилистов. На дорогах пыль, вокруг финансовый туман, а когда же будет по-другому?
Для начала надо разделить вопрос на две части: почему наши дороги плохие? и можем ли мы позволить себе хорошие дороги? Ответ на первый вопрос в массовом сознании прост: воруют, сволочи, вот дороги и плохие. Причем так думают не только простые люди, но и политики и экономисты. «Эксперты говорят, что расходы на строительство наших дорог завышаются в 3-5, а то и в 11 раз, — утверждает экономист Михаил Делягин. «Объяснение такому ценообразованию очень простое — повальные воровство и коррупция», — вторит ему публицист Никита Кричевский.
Да, воруют. «Дело Джлавяна» тому подтверждение в нашей области. Но насколько велик вес воровства и коррупции в итоговом состоянии наших автотрасс? Может, есть и другие причины?
Глава администрации Балаковского района Андрей Сайфудинов, объясняя плачевное состояние печально знаменитой дороги Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград, называет совсем другую причину: «Дороги, сделанные 6-7 лет назад, уже выработались из-за недостаточного содержания. Вместо 80 млн рублей, ежегодно необходимых для содержания областных дорог, много лет давали 28-32 миллиона. Плюс поток большегрузных фур, превышающих все мыслимые нормативы по нагрузке на полотно, который никто не контролирует. Вот дороги и разбили вусмерть».
Эка невидаль — мнение чиновника, скажете вы. Он заинтересованная сторона! Но… знаете ли вы, что нормативы по ремонту дорог в нашей стране долгое время устанавливались с учетом рекомендации Всемирного банка? До 2008 г. банк рекомендовал тратить на ремонт 1 км федеральных трасс 50 тысяч евро (2 млн руб.) в год, местных трасс — 25 тысяч евро. В 2008 г. ВБ рекомендовал сократить расходы на федеральные трассы до …8 тысяч евро в год. Чтобы было понятнее, только на ямочный ремонт автобанов и региональных дорог в Германии выделяется по 25,5 тысячи евро на километр в год, а капитальный ремонт дорог обходится немецким налогоплательщикам почти в 400 тысяч евро за километр. В России все последние годы на содержание дорог выделялось лишь 20% от необходимого, и это намного более «весомый» фактор, чем коррупция со всеми ее «подвигами».
Второй по важности фактор после недофинансирования — неправильная эксплуатация. Покрытие федеральных трасс в России рассчитано на 10 тонн на ось, местных — на 6 тонн. На деле же огромное количество фур идет с перегрузом ради прибылей перевозчиков, и поток большегрузов давно перешел все границы. Этой весной на моих глазах фуры расколошматили балаковскую дорогу до полных ошметков (пока не ввели сезонный апрельский запрет на их передвижение через область). Нагрузки на дороги вообще резко возросли. С 1995 г. автопарк в России вырос с 17 до 42 млн автомашин, в Саратовской области ежегодно выезжает на дороги до 30000 новых машин, а протяженность дорог с твердым покрытием растет намного медленнее. С 1995 г. в стране ввели несколько более 60 тыс. км таких дорог — в среднем по 3 метра на каждый новый автомобиль! Неудивительно, что дороги разрушаются.
Наконец, не следует сбрасывать со счетов климат и географию. Россия, во-первых, очень большая — «бремя пространства» у нас больше, чем в любой другой стране мира. Для дорог это оборачивается, например, тем, что в России расстояние транспортировки строительных материалов от карьера до места прокладки дороги в среднем в 3-4 раза выше, чем в Европе и даже США. Только один этот фактор удорожает стоимость строительства и ремонта дорог на 3-5% в сравнении с большинством западных стран. Плюс наш климат, наши зимы и особенно — до 500 циклов замерзания и оттаивания воды в год. Большегрузы разбивают дорогу, вода проникает в трещины, при замерзании расширяется, рвет полотно, тает и течет дальше, и все повторяется снова. За одну весну можно любую трассу разрушить.
А как же Финляндия и Канада, где тоже холодно, а дороги отличные? А так: в Финляндии общая длина дорог с твердым покрытием составляет 78 тысяч километров, а совокупный автопарк — 1,15 миллиона автомашин (с учетом грузовых). В России — 750 тысяч километров на 42 миллиона автомашин. То есть на 1 км у нас нагрузка в 4 раза больше. При этом расходы на автодороги у Финляндии в 2009 г. — 1,5 миллиарда долларов, у России — 7,2 миллиарда долларов (не считая субвенций регионам). То есть на 1 км дорог Россия тратит 9,6 тысячи долларов в год, а Финляндия — 19,2 тысячи долларов. Поэтому там и дороги лучше. Мы возвращаемся к п. 1 — недофинансированию.
Хотя речь идет о саратовских дорогах, мне все время приходится сбиваться на федеральный уровень, и это не случайно. У регионов (и тем более муниципалитетов) денег на дороги нет. И в ближайшее время не предвидится. И что же нам со всем этим дорожным ужасом делать? Губернатор Радаев предложил кардинальное решение: поскольку у районов и области средств на поддержание дорог нет, передать главные трассы из областного ведения в федеральный. И по существу он прав: надо увеличивать расходы на дороги. Об этом же говорил и президент Владимир Путин во время визита в Саратовскую область, когда сообщил Радаеву, что благодаря восстановлению дорожных фондов в этом году регион получит порядка 5 миллиардов на дороги. Можно как угодно сетовать на дороги, на дураков и на воровство (бороться с которым несомненно надо, и самыми жесткими способами!), но пока Россия тратит на свои дороги в два раза меньше Германии (в 2008 г. — 8,5 млрд евро против 16,1 млрд евро), будучи в сто раз больше нее, нам хороших дорог не видать. При том, что просто для поддержания дорог на немецком уровне в нашей стране из-за климата и расстояний придется тратить денег больше.
Можем ли мы позволить себе хорошие дороги? Можно подумать, у нас есть выбор. Если власти не захотят навести порядок с дорогами, протесты «среднего класса» (на 99% — автовладельцев) по поводу фальсификаций выборов в Госдуму в декабре 2011 г. покажутся им детскими шалостями. Дума нас непосредственно не касается, а вот авто на выбоинах мы бьем свои, а за свою копейку русский мужик удавится, еще Владимир Иванович Даль писал. Но, положа руку на сердце, Россия может себе позволить хорошие дороги. Надо тратить в два раза больше, чем сейчас? Да не вопрос — объемы финансирования дорожного строительства упали с 2,3% ВВП в 2000 году до 1% ВВП в 2008 году. Поднять их на прежний уровень — вот и все дела. И кто скажет, что в 2012 г. страна не потянет то, что тянула в 2000 г.?
Учитывая, что федеральные программы дорожного строительства предусматривают софинансирование регионов, можно полагать, что ситуация на наших дорогах в этом году улучшится.
Если мы выделим на дороги достаточно денег, если реформированная полиция сможет навести жесткий порядок на дорогах — пресечь поток перегруженных фур самыми жесткими методами, как она это делает сейчас с нелегальными таксистами, если в дорожном строительстве будут введены современные технологии строительства и ремонта (еще одна проблема, оставшаяся за рамками статьи) — тогда дороги в России будут не хуже, чем в Финляндии.
Хорошо бы — если мы доживем до такого чуда, чтобы оно было не на 1-2 года, а навсегда.
Дмитрий Чернышевский