Саратовских школьников разделили по конфессиям
Последние несколько лет школьная программа заметно сократилась: уменьшилось количество учебных часов по литературе, из курса совсем исчез предмет «Астрономия», поскольку, как посчитали образовательные чиновники, ученики и так перегружены.
Но перегрузка ничуть не помешала обязательному введению предмета «Основы религиозных культур и светской этики», который с нового учебного года будут изучать все четырехклассники. Однако саратовские эксперты расходятся во мнении о пользе нововведения: одни уверены, что изучение религиозного курса может иметь непредсказуемые последствия, другие считают, что новый предмет абсолютно безобиден и лишь поможет расширить детский кругозор.
Споры о целесообразности введения нового предмета в российских школах фактически потеряли всякий смысл летом 2009 года. Именно тогда президент Дмитрий Медведев предложил ввести уроки основ религиозной культуры и светской этики в ряде областей и посмотреть, что из этого получится. Под эксперимент попал 21 регион (Саратовской области не было в их числе), где в течение двух лет проводилась обкатка школьного курса. В прошлом году Минобразования и науки РФ сообщило, что эксперимент был признан удачным, и с 1 сентября 2012 года новый предмет будет введен во всех школах страны. Но уже в обязательном порядке, а не в добровольном, как было во время эксперимента. Чиновники от образования пояснили: предмет имеет культурологическую направленность и не подразумевает обучения религии.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Священник Сергий ШТУРБАБИН, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской митрополии:
— Если посмотреть содержание учебных пособий по «Основам религиозной культуры и светской этики», то будет видно, что там сильна этическая составляющая. По сути, это уроки нравственности в рамках православной, исламской, иудейской религии. Есть мнение, что всего лишь один год обучения — слишком мало, но я считаю, что любое слово, сказанное ребенку, не уйдет как вода в песок, а обязательно даст свои всходы. Тем более что около трети школ в нашей области не первый год знакомит школьников с православием в рамках факультативной работы — кружков и различных курсов.
Действительно, учебники по новому предмету подтверждают слова священника. Вот несколько тем пособия по «Основам православной культуры»: совесть и раскаяние, христианская семья, православная молитва, милосердие и сострадание. В «Основах светской этики» поднимаются такие темы, как культура и мораль, дружба, добродетель и порок, семейные праздники, этикет. А вот несколько вопросов из того же учебника: «Было ли вам когда-нибудь стыдно? По какому поводу?», «Проанализируйте одну из проделок Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, сделайте выводы», «Почему важно бороться со злом? Обоснуйте свою точку зрения».
В начале 2012 года началось всероссийское родительское голосование. Новый школьный курс состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религий» и «Основы светской этики», но выбрать для изучения можно только один. В феврале итоги появились в 60% российских регионов, но в Саратовской области родители продолжали выбирать модули. В начале марта почти все регионы определились с изучением предмета, но в минобразования области давали четкий ответ: результатов пока нет. В конце марта ситуация так и не изменилась, итоги были озвучены представителями областного минобразования и епархии лишь на прошлой неделе. Оказалось, что Саратовская губерния оказалась впереди планеты всей: 65% родителей выбрали для своих детей модуль «Основы православной культуры», в то время как по России эта цифра составляет всего 28%.
Подавляющее большинство родителей российских школяров решили дистанцировать детей от изучения религиозных культур и выбрали предмет «Основы светской этики» (цифра по России — 47%). В Саратовской губернии таких оказалось всего 13%, еще 19% выбрали изучение «Основ мировых религиозных культур», и в этом мы почти совпали с общероссийским показателем (20,3%). Что же касается православия, то во многих регионах этот модуль сильно отстал и оказался едва ли не на последнем месте. К примеру, в Санкт-Петербурге православие выбрали чуть более 10% родителей, Новосибирской, Томской областях — 18%, Красноярском крае — 20%, Алтае (Барнаул) — 10%, Башкирии — 1,8%.
Исламскую культуру в Саратовской области будут изучать всего 1,9% школьников, что составляет 404 человека (хотя на территории губернии проживает около 300 тысяч мусульман). Основы иудейской культуры не выбрал для изучения ни один родитель, как и буддизм.
В Духовном управлении мусульман Поволжья сообщили, что предвидели такие результаты и с самого начала опасались, что родители-мусульмане, дабы не выделяться из общей массы, выберут модуль, которому отдадут предпочтение большинство. Именно этим объясняется тот факт, что лишь четыреста человек выбрали изучение собственной, исламской культуры.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ахмед МАХМЕТОВ, заместитель муфтия по общественным отношениям Духовного управления мусульман Поволжья:
— Мы активно готовимся к преподаванию нового школьного курса: разрабатываем методические пособия, обучаем школьных учителей. Но все-таки имеется некоторое опасение, что деление детей в классе по религиозному принципу может привести к созданию некоторой напряженности. В идеале подобный школьный предмет должен включать в себя мировые религии, когда на один урок можно пригласить батюшку, на другой — имама, на третий — раввина. То есть ориентировать учеников на общие знания. Такой подход смог бы не только позволить представителям различных конфессий лучше узнать друг друга, но и отчасти объединить общество.
Саратовские иудеи также указали на единое преподавание блока основ религиозных культур, как самый оптимальный вариант для школьников различного вероисповедания.
— Лучше, если бы предмет был один и общий, на котором школьники могли ознакомиться со всеми религиями на базовом уровне, — считает Александр Лазерсон, председатель Саратовской иудейской общины. — Более того, сегодня в обществе наблюдается полное незнание основных основ религии. К примеру, на Пасху люди ходят на кладбище, поминают умерших, едят куличи и выпивают, хотя это языческая привычка и к православию не имеет никакого отношения. Причем сами священники говорили неоднократно о том, что для поминовения усопших есть иной день, но наши граждане упорно продолжают считать, что это православная традиция. Так что знание основ различных религий пришлось бы очень кстати.
Тот факт, что в Саратовской губернии не нашлось ни одного родителя, желающего, чтобы его ребенок изучал иудаизм или буддизм, видимо, объясняется тем же «эффектом толпы». Хотя, возможно, здесь есть и иные причины. Еще в прошлом году при содействии Общественной палаты РФ было проведено социологическое исследование среди родителей, чьи дети уже изучают тот или иной модуль курса религии и светской этики. По данным опроса, каждый пятый родитель (21%) сообщил, что ему не была предоставлена возможность выбрать тот или иной модуль. Мамы и папы из нескольких регионов, где прокатывался пилотный проект, сказали, что выбор за них сделали либо чиновники, либо директора школ. Если же до выбора модуля родителей все же допускали, то предмет выбирался не индивидуально, а коллективно. И в дальнейшем все дети изучали тот модуль, за который проголосовало большинство.
В Саратове также имел место похожий инцидент. Жительница Ленинского района обратилась к уполномоченному по правам человека Нине Лукашовой с жалобой, составленной от лица родителей детей, обучающихся в медико-биологическом лицее. Родители сообщили, что большинство выбрали из списка модулей предмет «Основы мировых религиозных культур», однако администрация лицея отказала им в категоричной форме, сообщив, что школьники будут изучать только православие. Директор лицея со своей позиции объяснила одному из саратовских СМИ суть конфликта. Мол, упор на модуль «Основы православной культуры» был сделан потому, что основной религией в РФ является православие и по данному модулю наиболее полно разработаны методические пособия. К слову, похожая ситуация сложилась в нескольких школах Заводского района и в учебном заведении Октябрьского района. Родители школяров посетовали, что им настоятельно рекомендовали выбрать один общий модуль, сославшись на нехватку учителей.
— Нам сказали: мы не будем ради шести детей из класса посылать учителя на обучение, поэтому выбора у вас нет, — рассказала Татьяна Сухопарова, мама одной из четырехклассниц.
Как считают религиоведы, преподавание в школе курса «Основы религиозной культуры и светской этики» не рассчитано на достижение результата, а больше похоже на обычную отчетность. По крайней мере в том виде, в котором есть сейчас.
Комментарий специалиста Владимир БЕЛОВ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии культуры и культурологи СГУ:
— В целом идея преподавания нового школьного предмета неплохая, но немного недоделанная. К примеру, почему изучение происходит только в 4-м классе? Ведь если знакомить детей с религией, то с начальных и до старших классов. Пока же получается какая-то нелогичность и несостоятельность, которая выхолащивает саму идею. Я всегда привожу в пример Финляндию, где ознакомление с религией начинается с младшей школы. В начальных классах дети изучают свою религию, в средней школе — все христианские конфессии, а в старших знакомятся с общемировыми религиями. У нас же нет систематичности, более того, выбрав один модуль, дети не смогут познакомиться с другими. Поэтому мне кажется, что в том виде, в котором предмет будет преподаваться, он нужен только для отчетности, но не для расширения познаний школьников.
Некоторые историки и вовсе не одобряют чиновничьей инициативы, считая, что не стоит смешивать религию и государство.
— Совершенно не обязательно выводить основы религии в отдельную дисциплину, поскольку в школьной программе, в учебниках истории есть ознакомление с историей религий, — считает доктор исторических наук Николай Троицкий, — и школьники могут получить необходимые базовые знания из общего курса. Да и кроме того, пока у нас еще церковь отделена от государства, и введение подобного курса в школах, по моему мнению, абсолютно неприемлемо.
Эксперты уверены: если в нашей стране — толерантность, о которой так часто говорят с высоких трибун, то массовое обучение школьников такому предмету недопустимо. Детей нельзя делить на религиозных и нерелигиозных, мусульман и православных, иудеев и буддистов, поскольку у школьников навсегда впечатается в сознание: есть свой, есть чужой. И чем это аукнется через несколько лет, можно только догадываться.
СПРАВКА
Духовно-нравственное воспитание и религиозные знания можно получить в Свято-Покровской православной классической гимназии, частной средней общеобразовательной школе с этнокультурным еврейским компонентом.
Ирина Лихоман