Главная / Издания / Навреди себе сам

Навреди себе сам

Навреди себе сам
02 мая 2012

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№19 (767) 2-9.05.2012

Чиновники решили бороться с самолечением граждан

Реклама лекарственных препаратов может полностью исчезнуть из газет и телевидения, оставшись лишь в специализированных медицинских изданиях. Сторонники данной инициативы считают, что подобный запрет отучит саратовцев заниматься самолечением и лекарственные препараты будут назначаться только по рекомендации врача. Противники уверены, что столь кардинальные меры не принесут пользы, поскольку недоверие населения к эскулапам и очереди в поликлиниках являются основной причиной самолечения. Будет ли польза от принятия нового закона, выяснял «МК» в Саратове».

Моя попытка номер…

Новый законопроект, запрещающий рекламу пилюль и порошков, уже разработан и скоро будет внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Инициаторами нововведения выступил думский комитет по охране здоровья и его председатель Сергей Калашников. По мнению разработчиков, то, что происходит сейчас в стране, а именно бум самолечения, может привести к опасным последствиям, поскольку реклама часто не несет и трети информации, необходимой потребителю, не указываются побочные действия, совместимость лекарства с другими препаратами и прочая важная информация. Семь лет назад думским инициаторам удалось добиться того, чтобы из телевизионной рекламы убрали образ человека «в белом халате», а также счастливых пациентов, которые якобы излечились благодаря чудодейственным пилюлям и порошкам. Но на этом борьба застопорилась.

Новый разработанный законопроект — уже третья попытка запретить рекламу лекарств в СМИ, и в особенности на телевидении, поскольку главной рекламной площадкой для фармацевтических производителей остается именно ТВ. Первой ласточкой оказалась инициатива замминистра здравоохранения Татьяны Стуколовой, которая еще в 2003 году заявила, что реклама приводит к увеличению потребления дорогих и не всегда эффективных препаратов. К слову, это была первая и последняя инициатива чиновников Минздрава — уже несколько лет они не вступают в дискуссии по данному поводу, полностью отстранившись от обсуждения лекарственной темы. Можно догадаться, что виной тому семейный бизнес «Мадам Арбидол» — министра здравоохранения РФ Татьяны Голиковой, которая по понятным причинам не хочет даже обсуждать запрет рекламы лекарств, ведь именно арбидол крутится в рекламных роликах в период эпидемии гриппа и простуд чаще всего. В этот раз Минздравсоцразвития также заняло нейтральную позицию, сообщив, что сосредоточилось на рекламе биологически активных добавок. В октябре 2009 депутат Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, предусматривающий запрет рекламы на телевидении, радио и в печатной прессе. Однако ни одна из этих инициатив не получила развития. Но, как предполагают аналитики фармбизнеса, в этот раз у законопроекта есть все шансы пройти, поскольку инициатива идет от думского комитета по охране здоровья, а это немаловажно.

Саратовские эксперты расходятся во мнении, будет ли польза от запрета рекламы.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Татьяна ГРОЗДОВА, доктор медицинских наук, профессор, заместитель исполнительного директора по защите прав застрахованных граждан Территориального фонда ОМС по Саратовской области:

— Как врач, я вообще не понимаю рекламы лекарств и считаю, что ее быть не должно, поскольку она вредит здоровью пациента. Взять, к примеру, те же антациды — препараты, снижающие кислотность желудочного сока. Их сегодня активно рекламируют как средства от изжоги: выпил пакетик или таблетку — и изжога прошла. Пациент принимает лекарство, «глушит» симптом, у него действительно все проходит, и к врачу он не обращается. А потом может оказаться, что изжога оказалась предвестником язвы желудка или онкологического заболевания. Кроме того, на лекарство может возникнуть индивидуальная непереносимость или аллергические реакции, о чем в рекламе не сообщают.

На сегодняшний день реклама лекарственных средств регулируется двумя актами: федеральным законом «О рекламе» и статьей 44 федерального закона «Об обращении лекарственных средств». Ограничения рекламы не носят строго запретительного характера, а относятся в основном к ее содержанию.

Тем не менее есть мнение, что абсолютный запрет на рекламу лекарств приведет к снижению информированности населения, то есть людям будет просто негде узнавать о новинках фармацевтического рынка.

— При неправильном употреблении лекарства оно превращается в яд, — считает Валерий Бакуткин, доктор медицинских наук, профессор. — В рекламе не указываются дозировка, длительность приема, поэтому здоровье пациента подвергается определенной опасности. По моему мнению, рекламу нужно запрещать, и особенно если мы собираемся вступать в Европейское экономическое сообщество, где реклама лекарственных препаратов запрещена. Что же касается информированности населения о лекарствах, то у нас сейчас идет явный перекос: людям рассказывают не о профилактике заболеваний и здоровом образе жизни, а о лекарствах. Такого быть не должно.

Действительно, реклама сильно влияет на умы населения. Саратовские фармацевты рассказывают, что в аптеку нередко приходят пожилые люди и покупают на половину пенсии целые коробки широко разрекламированных лекарственных препаратов, многие из которых, к слову, стоят довольно дорого. И, возможно, в этом случае запрет вполне оправдан.

Поступай как знаешь

Однако некоторые саратовские эксперты предполагают, что проблема народного самолечения гораздо глубже и серьезнее, чем кажется на первый взгляд. И начинать нужно с качества бесплатной медицины, которое заметно хромает. Для того чтобы получить рекомендацию на безрецептурный препарат, саратовцам приходится выстоять в очереди к участковому терапевту. Что уж говорить об узких специалистах, запись к которым начинается за месяц вперед.

Еще одна причина, почему граждане предпочитают самостоятельно выписывать себе пилюли, — врач перестал пользоваться авторитетом.

— Причина популярности самолечения объясняется, в том числе, и низкой квалификацией врача, — считает профессор Евгения Верижникова, клинический фармаколог, доктор медицинских наук. — Люди не доверяют докторам и предпочитают искать способы лечения самостоятельно.  У врача сегодня нет реальной возможности приобрести новые знания: выехать на семинар он не может, поскольку нет денег, да и никто ему эту поездку не оплатит. На конференцию он тоже не может попасть, поскольку принимает пациентов.

Что же касается вреда от «домашней терапии», то Евгения Верижникова напоминает о позиции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которая, как ни странно, выступает за самолечение и считает, что разумное использование потребителем лекарственных препаратов при легких симптомах заболеваний вполне уместно. Единственный момент: ВОЗ строго определил четыре группы препаратов, которые отпускаются без рецепта и допускаются к самостоятельному использованию. Первая группа — противопростудные средства, вторая — анальгетики, которые можно применять для снятия зубной, головной боли. В третью группу входят слабительные и эубиотики (средства, регулирующие равновесие кишечной микрофлоры), в четвертную — местные препараты для лечения заболеваний кожи — угрей, сыпи, грибка стоп. Но на этом — все. Остальные группы препаратов, по мнению ВОЗ, должны продаваться исключительно по рецептам и рекламировать их нельзя.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгения ВЕРИЖНИКОВА, клинический фармаколог, доктор медицинских наук, профессор:

— Сегодня по всем телеканалам крутят ролики с препаратом «корвалол», который теперь выпустили в таблетках. Но это совершенно недопустимо, поскольку препарат устаревший и к тому же содержащий опасный фенобарбитал. Часто реклама построена довольно некорректно. Нельзя выпускать в эфир слоганы, которые обещают решение всех проблем со здоровьем, мгновенное избавление от недуга, а также разрешать фразы «препарат номер один на рынке», «наш препарат самый лучший», поскольку это вводит потенциального покупателя в заблуждение. А медицинские телепередачи? Там реклама еще более агрессивная и опасная, поскольку исходит из уст врачей. Но запрещать рекламу всех лекарств было бы неправильно, поскольку в этом случае проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя препараты станут пациентам неизвестны. Должна быть создана некая рецензионная комиссия из независимых врачей, которая бы решала: разрешать рекламу препарата или нет, и если разрешать, то в какой форме должна быть подана информация для покупателя.

Контроль над содержанием и объемами рекламы лекарственных препаратов есть во всем мире. А в некоторых бывших стран СНГ (Беларусь, Украина) для этого вопроса создана специальная комиссия, к ведению которой относятся регистрация лекарств и их выпуск на рынок. Соответственно, вся лекарственная реклама прежде чем попасть в СМИ сначала проходит оценку в специальном ведомстве. В России никаких комиссий по оценке содержания роликов нет, реклама относится к компетенции антимонопольной службы, которая просто не в состоянии отследить все товары.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Игорь МИХАЙЛОВ, председатель гильдии фармацевтов при Торгово-промышленной палате Саратовской области:

— У нас разрешен свободный отпуск безрецептурных лекарств и, соответственно, их реклама. Я не вижу в этом ничего предосудительного, хотя могу признать, что порой рекламные ролики бывают не совсем корректными. Но это не значит, что нужно полностью блокировать доступ всех лекарств на телевидение, такие категоричные решения не всегда верны. В одночасье все запретить и завтра проснуться в новой стране у нас не получится, по моему мнению, этот вопрос требует тщательной проработки.

Не исключено, что принятие закона об отмене лекарств приведет к тому, что из прессы и телевидения она уйдет в Интернет. Остаются еще аптеки, где и сегодня на кассе лежит стопка красивых цветных листочков с описанием нового препарата и его замечательных лечебных качеств. А некоторые фармацевты открыто предлагают покупателям: мол, почитайте о новом лекарстве, неплохое средство. Можно представить, во что превратятся аптеки после запрета рекламы на ТВ и в газетах.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий