Главная / Издания / "План Барбадоса"

"План Барбадоса"

"План Барбадоса"
16 мая 2012

Дмитрий Чернышевский

МК в Саратове

№21 (769) 16-23.05.2012

«МК» в Саратове» провел свой экзамен по истории Великой Отечественной

Ветеранов все меньше. Война все дальше. На 9 Мая народ цепляет на лацканы и антенны автомобилей георгиевскую ленточку и считает, что все в порядке — «Я помню, я горжусь!». А что на самом деле молодежь помнит о войне?

В вузе

Вопрос заинтересовал меня после того, как я услышал по телевизору от одной из участниц шоу «Каникулы в Мексике» поразительную фразу. Желая блеснуть интеллектом, девушка применила сравнение: «План Барбадоса провалился». Может быть, я что-то недопонял или отстал от жизни и помимо всем известного «плана Барбаросса» из истории Великой Отечественной есть какая-то новая идиома? Нет, Google на запрос «план Барбадоса» исправно выдал: «Может быть, вы хотели «план Барбаросса»? Неужели все так плохо и, как утверждают в газетах, «современная молодежь путает Жукова с Суворовым, в школах перестали учить историю, в голове у студентов каша из дат, почерпнутая в Википедии»? Незадолго до майских праздников я читал лекцию в одном из вузов Саратова и решил выяснить ситуацию, что называется, из первых рук. Провел небольшое анкетирование студентов-гуманитариев (но не историков). Поспрашивал их, когда началась Великая Отечественная война, воевали ли их родные, попросил назвать главных полководцев, основные сражения и союзников СССР. Результаты разные, и в целом не такие уж плохие.

Да, студенты постоянно путали Вторую мировую и Великую Отечественную. Многие не знали, что СССР еще и с Японией воевал, и никто не знал, что на Японию напали именно мы (выполняя союзнический долг). Примерно половина не смогла назвать наших союзников (часто забывали про США), а союзников фашистской Германии и того меньше. Почти половина не смогли вспомнить ни одного полководца Великой Отечественной и ни одного союзника СССР. Зато из тех, кто вспомнил, — два человека назвали Кутузова, три — Хрущёва.

Но при этом практически все гордятся, что их предки участвовали в войне. Две трети знают «маршала Победы» Георгия Жукова, и довольно много вспомнили Рокоссовского, Конева, Василевского. Подавляющее большинство назвало главные битвы войны — Сталинград, Курск, а один студент выдал целое эссе с точным перечислением всех важнейших сражений и описанием их хода (наверное, любитель военной истории).

На улице

Результаты побудили меня продолжить эксперимент. Я отправился к главным корпусам трех наших университетов — СГУ, СГТУ и СГСЭУ — и начал задавать эти же вопросы всем проходящим молодым людям. Естественно, не все отвечали, многие просто спешили по делам, но в общем ответы подтвердили первое впечатление.

Все студенты гордились нашей победой, смущались, когда не могли вспомнить военных песен или последнюю прочитанную книгу о войне, многие смотрели «Семнадцать мгновений весны», «В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие». На вопрос «Участвовали ли ваши близкие в Великой Отечественной войне?» почти все удивленно поднимали глаза и совсем не заученным голосом говорили: «В нашей стране нет семьи, которую бы не затронула война».

На вопрос «Рассказывали ли вам бабушки/дедушки о войне?» многие ответили отрицательно. Тут я сам виноват — почти у всех бабушки и дедушки по возрасту в войне участвовать не могли, а воевавших прабабушек и прадедушек многие просто не застали в сознательном возрасте в живых. Живая память о войне, конечно, стала слабее. Война, конечно, стала больше страницей из учебника истории. Но все еще близкой страницей, к которой ощущают семейное отношение.

Были и такие моменты:

Студентка СГСЭУ. На кофточку приколота георгиевская ленточка — идет поздравлять ветеранов.

Бородатый студент-философ и его товарищ заспорили при мне у памятника Кириллу и Мефодию об идеологии нацизма и сравнении режимов Сталина и Гитлера. И бородатый убедительно доказывал, что распространенное журналомерское мнение «в войне воевали два тоталитарных режима» — «дешевка».

Группа студентов «политеха» оказалась участниками «Студвесны», знавшими больше военных песен, чем я.

Проходивший мимо здания «эконома» студент ПАГСА резался по инету в «танчики» и выдал мне целый ворох сведений о различиях тактико-технических характеристик ИС-2 и «пантеры».

Перлы

Естественно, не обошлось без ляпов и настоящих перлов. Многих ставила в тупик просьба назвать несколько книг о войне. Среди ответов были — «Война и мир» Толстого (я даже удивляться перестал), «Как закалялась сталь», «Петр Первый» и даже… «Тимур и его команда». Среди фильмов о войне мне назвали «Турецкий гамбит» и… «Трою» (!). Хорошо, что не «Гладиатор»… Кто такой Александр Матросов, без подсказки не смог вспомнить никто, а некоторые после подсказок перепутали его с Павликом Морозовым. Зато человек шесть согласились с тем, что Иван Сусанин был героем Великой Отечественной.

Двое веселых парней у СГУ сообщили мне, что в Великой Отечественной СССР воевал с Германией, США и «Антантой», а оборону в блокадном Ленинграде возглавлял Александр Невский, но, по-моему, они просто прикалывались. Зато никто из тех, кого я спрашивал, не смог ничего сказать о героях войны, чьи имена связаны с Саратовом, — никто не знает, кто такой генерал Лизюков, именем которого называлось артиллерийское училище, никто не вспомнил о генерале Панфилове и политруке Клочкове, только одна девушка ответила, кто такая Марина Раскова (и то потому, что живет на улице, носящей ее имя).

Но самый перл я хорошо запомнил еще лет пять назад из ответов во время анкетирования на дне открытых дверей: «Великая Отечественная война длилась семь лет. Для нашей страны она была захватнической по характеру. Нашими союзниками были Италия и Япония. Немцам все же удалось захватить Москву, Сталинград и Новосибирск. Ленинград тоже пострадал — немцы сожгли его до основания и убили всех жителей».

Впрочем, справедливости ради надо заметить, что невежество, коли оно начинало проявляться, не ограничивалось знаниями о Великой Отечественной и цвело пышным цветом. Ради смеха я начал спрашивать, кто такая Мадонна, ожидая в худшем случае забвения Богородицы и ответа про американскую певицу. Но был буквально сражен наповал фразой: «Мадонна? Черт ее знает... кажется, работает в Билайне».

6 часов на Вторую мировую

В общем, после проведенных «исследований» — при всей их нерепрезентативности — и общения на форумах в инете у меня осталось стойкое впечатление, что о Великой Отечественной стали знать гораздо меньше. Случаи, когда молодые люди знают очень много и на очень серьезном уровне, есть, но все они — результат самообразования и личного любопытства. Базовые, фундаментальные знания, закладываемые массовой школой, резко сократились. По сравнению с выпускниками советских школ нынешние абитуриенты знают о войне намного меньше.

Стоит ли этому удивляться? Ведь такой результат заложен на уровне политики Министерства образования. По учебным планам, рекомендованным министерством, в школах уже больше 10 лет на изучение войны на базовом уровне отводится 6 (прописью — шесть) часов. На всю войну. С Брестской крепостью, битвой под Москвой, блокадой Ленинграда, подвигом Александра Матросова и красным знаменем над Рейхстагом. Для сравнения — когда я учился (в конце семидесятых годов), Великую Отечественную мы проходили целую четверть. Третью — самую длинную.

По-моему, закономерно, что с таким «образованием» в России появляются молодые дебилы, кидающие зигу и считающие, что в Великой Отечественной победила не та сторона. Как несколько лет назад сказал человек, прошедший от Корсунь-Шевченковского котла до Белграда: «Мы 4 года лезли под пули, страдали дифтерией, вычесывали вшей, лежали в болотах и морозили задницы в сугробах, лишь бы избавить мир от фашистских мразей, а теперь наши правнуки считают, что быть нацистом — это круто, а коммунистом — смешно. Была бы сила в теле — уши бы поотрывал этим дуракам!»

Поводы для оптимизма

Несколько утешает одно: в России «скверные законы смягчаются их скверным исполнением». Минобраз может что угодно выдумывать в своем рвении превратить подрастающее поколение России в неучей, но пока еще у нас в школах есть замечательные учителя, считающие: «Какое мне дело до кадавров — искусственно созданных существ — из Министерства образования и того, что они отводят. Я потрачу на Великую Отечественную столько времени, сколько мне потребуется. И так же, думаю, поступит любой другой учитель. Федеральный стандарт вообще не слишком плотно связан с реальностью. Как и, собственно, Министерство образования, отнимающее время уроков на бессмысленные мониторинги и контрольные проверки знаний учеников».

Благодаря таким учителям не все наши школьники блещут невежеством о подвигах своих прадедов. К счастью, часто в самой обычной школе (в данном случае — балаковской) журналисты, выполнявшие задание редакции, встретили такие ответы учеников 9-х классов:

«Я хорошо знаю, что мы победили в вой­не с фашистами и было это в 1945 году. Много страданий и жертв перенес наш народ за четыре года войны. Около 30 миллионов советских людей погибло в Великой Отечественной войне. Но если бы наши не победили, то даже не представляю, что было бы с нами?! Мы просто стали бы рабами, а может, вообще бы нас не было на этой земле».

«Война началась 22 июня 1941 года. Много людей погибло на той войне во имя жизни и свободы людей. Мой прадед по отцовской линии был на фронте, где в одном из боев был тяжело ранен, потерял руку».

«Дядя моей бабушки ушел на войну и пропал без вести. А сколько таких вот извещений и похоронок получали наши прабабушки в те страшные годы?! Неисчислимые жертвы понес наш народ в той войне, чтобы мы сегодня могли спокойно учиться и нормально жить. Огромное спасибо всем нашим ныне здравствующим ветеранам Великой Отечественной войны, а также труженикам тыла за великую Победу, которую мы считаем величайшим праздником всего нашего народа».

Дмитрий Чернышевский

Оставить комментарий