В конце мая ООО «Промышленная Группа ФИНПРОМ-РЕСУРС» стала победителем конкурса «Предприниматель Саратовской губернии» в номинации «Инноватор года».
Но это почетное звание не самая высокая награда в жизни молодой и пока малоизвестной на российском рынке компании. В 2010 году ПГ «ФИНПРОМ-РЕСУРС» победила на конкурсе «Русских инноваций», представив, по мнению компетентного жюри, лучший инновационный проект России.
Загадочное слово «инновация» появилось в лексиконе россиян совсем недавно: оно прочно вошло в нашу жизнь с легкой руки Дмитрия Медведева. Об инновациях заговорили все, но далеко не так много людей на самом деле знают, что это такое? Генеральный директор ООО «ПГ ФИНПРОМ-РЕСУРС» Игорь Аблаев — один из тех немногих посвященных, кто имеет самое непосредственное отношение к действительно инновационным разработкам. Физик по образованию, он в 2000 году вместе с коллегами создал компанию, куда вошли творчески мыслящие единомышленники, умеющие не только генерировать идеи, но и, что очень важно, способные реализовать и продвигать неординарные технические решения на зарубежный рынок.
Был собран коллектив людей с очень высоким уровнем интеллекта, большим творческим потенциалом и солидным опытом работы на оборонных предприятиях. Компания стала заниматься инновациями в разных областях знаний, но с 2004 года основные усилия были сосредоточены на разработке технологии управления автомобилем ASG, объединяющей все системы машины в единую систему управления и связи.
— Есть инноваторы, которые работают ради процесса. Выдвинули идею, сделали макет, показали на выставке, положили на полку и успокоились. Мы же изначально были ориентированы на производство, на реальный результат. И были готовы буквально подвиги совершать ради продвижения своей идеи на рынок, — рассказывает обо всех перипетиях на пути к признанию Игорь Аблаев. — Считаю, мы очень опередили время, поэтому наши клиенты в данный момент находятся за рубежом, где хорошо востребованы высокие технологии, а не в России. Нам удалось заявить о себе, несмотря на жесткую конкуренцию, которая существует в автомобилестроении.
Мы решили направить свои усилия на Европу. С 2009 года являемся поставщиком для компаний «Пежо Ситроен», очень довольны сотрудничеством с французскими автопроизводителями и гордимся тем, что практически в одиночестве представляем россиян на европейском авторынке. Французы очень восприимчивы к инновациям, многие проекты инициируют сами, с ними приятно работать.
— Поясните, так в чем суть вашей инновации?
— Инновация состоит в том, что мы создали новую систему управления автомобилем. Можно сказать, что это не система, а электронно-электрическая платформа, которая включает в себя электронные блоки, провода и методы управления. Но, в отличие от всех существующих ныне систем, наша характеризуется очень изящной архитектурой. У нас нет огромных жгутов с проводами, а есть лишь небольшие блоки управления и 2-проводная сеть передачи энергии и информации. Нам удалось на 70% сократить длину и массу всех проводов, в связи с чем имеется большая экономия средств. Получился такой уникальный сплав цифровых технологий, конструкторской мысли и дизайна. Наша система, по сравнению с существующими, очень экономична, выполняет больше функций и обходится производителям гораздо дешевле. Только на одной опции «адаптивного света», которая меняет направление света вместе с поворотом руля автомобиля, производитель сможет сэкономить более 20 евро. Один наш электронный блок способен управлять 20 узлами автомобиля, относящимися формально к разным опциям: тормозной системе, свету, опциям комфорта и т. д.
— Какому проекту вы сейчас уделяете особое внимание?
— Наша компания работает над созданием электромобиля 3-го поколения. В июне 2011 года «ФИНПРОМ-РЕСУРС» принимал участие в 13-м Европейском автомобильном конгрессе, где представлял две совместные разработки с компаниями PSA Peugeot Citroen и Briot &Associates. Свои достижения на конгрессе демонстрировали признанные лидеры автомобилестроения, такие как компании: «Мерседес», «Форд», «Порше» и другие. Мы предлагали свои новые решения для электромобилей. Сейчас идет мощная борьба автопроизводителей, претендующих на лидерство в данном направлении. Все хотят, чтобы их электромобиль ездил долго и далеко. Пока его зарядка ограничена наличием или отсутствием электрозаправок и расстоянием примерно в 100 км.
— Несмотря на то что в данный момент ваши изобретения больше ориентированы на Запад, вы ощущаете, что в последнее время в России поменялось отношение к инновациям?
— Да, конечно. Приятным было получение признания на федеральном уровне. А в прошлом году нам очень помогло правительство области, выделив субвенции на научно-технические затраты. Теперь вот мы стали победителем областного конкурса. В последние три года заметно поменялось отношение к инновационным разработкам.
Чувствуется, что государство разглядело огромный потенциал инноваций. Однако этот потенциал необходимо реализовывать на различных рынках. Наша компания сейчас работает над новыми проектами: например, проект умных электрических сетей (Smart Grid). Европа планирует создать «умные электроподстанции» уже к 2015 году. У нас в России есть шанс не опоздать, тем более что у нас уже наработаны ключевые технологии мирового класса. Такая работа создает то, что называется «технологической мощью», и возвращает лидерство нашей стране.
Людмила Проворнова