Работающие старики будут жить на одну зарплату?
Пенсионную систему кидает то в жар, то в холод. Чиновники объявляют о грядущем повышении пенсионного возраста, потом отменяют решение, продумывая новые экономические ходы. И чаще всего новшества оказываются не в пользу граждан.
Инициатива о лишении пенсий работающих пенсионеров озвучивается уже не в первый раз, и не исключено, что рано или поздно граждан поставят перед выбором: либо работа, либо получение пособия. В Саратовской области трудится почти треть всех пенсионеров, поэтому проблема может оказаться весьма существенной.
Министерство финансов России решило не повышать пенсионный возраст в ходе реформы пенсионной системы, о чем сообщил министр финансов Антон Силуанов. Хотя еще в конце мая министр высказывал мнение о том, что возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин целесообразно сделать одинаковым. Мол, женщины живут дольше, а выходят на пенсию на 5 лет раньше — непорядок. Почему теперь министерство резко сменило направление, остается только догадываться.
Возможно, это связано с новыми инициативами, которые зреют в недрах Минфина. Новый министр в очередной раз обратил внимание на необходимость увеличения минимального трудового стажа для получения пенсии, отметив, что ни в одной стране мира нет такой ситуации, когда «проработал пять лет и уже имеешь право на получение пенсии». По словам Антона Силуанова, минимальный трудовой страж должен быть увеличен как минимум вдвое.
Помимо этого в начале мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать проект стратегии развития пенсионной системы в России. Согласно поручению в стратегии должен быть предусмотрен механизм увеличения пенсии гражданам, выразившим свое намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии. Об этом Владимир Путин упоминал еще будучи на посту премьер-министра. Он предложил увеличить размер пенсий тем, кто намерен по достижении пенсионного возраста, имея хороший заработок, отсрочить оформление пенсии. При этом уровень и обычных пенсий должен расти так, чтобы прибавка не съедалась ростом цен.
К слову, отсрочить получение пенсии можно и сейчас. Как сообщили в отделении Пенсионного фонда по Саратовской области, пенсионер может не уходить на заслуженный отдых и продолжать работать, а через несколько лет его пенсия увеличится. Насколько — сказать трудно, поскольку для расчета действует формула, в которой учитывается все: длительность трудового стажа после вхождения в пенсионный возраст, изначальный размер пенсии и прочее. Но, как говорят экономисты, прибавка не будет столь существенной, чтобы из-за нее отказываться от пенсии. На сегодняшний день в Саратовской губернии не было ни одного (!) заявления от пенсионера, желающего отсрочить назначение пенсии. Действительно, зачем? Если можно и работать, и получать пособие от государства.
Но как ни крути, все эти меры не смогут закрыть дыру в Пенсионном фонде и не решат проблем. Эксперты-экономисты предполагают, что заявления об отсрочке пенсии могут закончиться не добровольным, а принудительным характером исполнения, а именно лишением пенсии работающих стариков, о чем уже было заявлено.
Напомним, что близкие к властям разработчики «Стратегии-2020» (сценарий развитии экономики на ближайшее десятилетие) предложили простой выход из пенсионного коллапса: лишить работающих пенсионеров государственного пособия, аргументировав это тем, что «пенсия — это страховка от нетрудоспособности», а вовсе не выплата по старости, как это формально определено в законодательстве. Правительственные экономисты подсчитали, что средний доход работающих российских пенсионеров в 1,5 раза выше среднего дохода по стране. И если пожилой гражданин работает, значит, он трудоспособен и оснований для выплаты ему пенсии нет.
Интересно, что негативное отношение к подобному рода инициативам из всех правительственных структур высказал только Минздравсоцразвития, указав, что сегодня нет ни морального, ни юридического права отнимать пенсии у работающих стариков. Все остальные чиновники, включая первых лиц государства, отмолчались, несмотря на явную антисоциальную направленность проекта. Сейчас тема пенсионеров, получающих «два дохода» снова всплыла.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Николай Тимофеев, председатель Саратовского областного профсоюза работников народного образования и науки:
— Лишать пенсии работающих немыслимое дело. Наши учителя сегодня получают самые маленькие пенсии — 6-7 тысяч рублей и просто вынуждены работать, чтобы не умереть с голоду. Другое дело, если доход будет повышен и пенсии будут доведены до среднего размера оплаты труда по экономике в регионе — 16 тысяч рублей. В противном же случае преподаватели и воспитатели окажутся на грани нищеты. Второй момент: не секрет, что в системе образования работает 15-20% пенсионеров. Если все они сразу уйдут из школ, кто придет на их место?
Действительно, больше всего пенсионеров работает в бюджетной сфере. В системе здравоохранения ситуация еще более напряженная, чем в образовании: к примеру, почти половина педиатрических кадров находится в пенсионном и предпенсионном возрасте. Напряженная ситуация с узкими специалистами. Если все пенсионеры в один момент уволятся по собственному желанию, здравоохранение в прямом смысле рухнет. То же самое касается образования, сфер обслуживания, тех работ, на которые молодежь не идет из-за низкой оплаты труда.
Что же до повышения размера имеющейся пенсии, то в конвенциях Международной организации труда (МОТ) действительно имеются нормы о невыплате пенсий работающему населению. Но МОТ в своих рекомендациях оговаривает, что ограничение по выплате пенсий возможно только в одном случае — если размер социальных выплат достаточен для жизни. То есть как раз достигает того самого среднего размера оплаты труда по экономике региона, о чем говорят профсоюзы. Но до этого уровня пенсиям еще далеко.
Между тем эксперты указывают, что увязка пенсий с фактом трудоспособности, грубо говоря, притянута за уши. Поскольку согласно Конституции РФ «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». И пенсия — это именно те социальные гарантии, которые берет на себя государство перед пожилыми гражданами. Эти гарантии не могут исчезнуть в никуда, если человек продолжает свою трудовую деятельность. Впрочем, судя по тому, что подобными предложениями «грешат» правительственные экономисты, Конституция давно перестала быть гарантом, обладающим высшей юридической силой.
Как считает Александр Степанов, экс-министр экономики Саратовской области, пенсионеры — ценные рабочие кадры. В стране не первый год наблюдается нехватка трудовых резервов, особенно не хватает квалифицированных и опытных специалистов. А пенсионеры — именно та категория граждан, которые получили образование и опыт еще в советские годы, и если они до сих пор работают — значит, являются профессионалами и устраивают работодателя по всем статьям.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член совета Общественной палаты Саратовской области:
— Мне кажется, что лишить работающих пенсионеров дохода вряд ли кто решится, ведь пенсионеры у нас не самая спокойная аудитория, с которой можно проводить подобные эксперименты. Понятно, что пенсионная реформа буксует и имеются финансовые сложности, но эти проблемы нужно решать поэтапно, а не так, одним махом. Если же эта инициатива все же воплотится в жизнь, не думаю, что экономика страны от этого существенно выиграет. Поскольку граждане просто перейдут на «серые» зарплаты, у них появится прямой резон не оформляться на рабочем месте, но продолжать работать.
Оказывается, закрыть дефицит Пенсионного фонда можно простым способом, не лишая пожилых людей их дохода и не увеличивая пенсионный возраст. Нужно просто решить затянувшийся вопрос с профессиональными пенсиями.
Напомним, что при подготовке пенсионной реформы было решено, что получатели досрочных профессиональных пенсий (работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями, работники Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) будут получать пенсии за счет дополнительных отчислений работодателей. Однако законопроект о профессиональных пенсионных системах, первое чтение которого состоялось еще в 2002 году, так до сих пор и не принят. Последний раз, в 2011 году, его заблокировали депутаты-единороссы, заявив, что закон не будет принят в обозримой перспективе, поскольку он излишне увеличивает налоговую нагрузку на бизнес. В итоге пенсии «досрочникам» выдаются за счет бюджета. Зато бизнес не пострадал.
В докладе Минздравсоцразвития об итогах пенсионной реформы указано, что численность получателей досрочных пенсий достигла 34% от числа пенсионеров по старости и составляет более 10 млн человек, более 73% «досрочников» продолжают работать, причем три четверти — на тех же рабочих местах. На выплаты пенсий этим категориям граждан уходит 1/4 бюджета ПФР, или около 900 млрд руб. ежегодно. Сумма, которой бы вполне хватило не только на покрытие дефицита в Пенсионном фонде, но и на прибавку существующих пенсий.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Владимир КАПКАЕВ, управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по Саратовской области:
— Пенсионный фонд, как исполнитель, может рассчитывать исключительно на федеральную поддержку, поскольку тех средств, что выплачивают работодатели в виде пенсионных взносов, на содержание пенсионеров явно не хватает. Но идти по пути увеличения пенсионного возраста или отмены пенсий работающим пенсионерам — не выход. По крайней мере, сейчас. Подобные революционные решения могут вызвать негативные последствия. Тем более что варианты решения проблемы существуют. И один из них — профессиональные пенсии. В «досрочниках» сегодня числится каждый пятый пенсионер Саратовской области, получающий трудовую пенсию по старости. Однако введение закона о профессиональных пенсиях, который должен перенести эти расходы с государственного Пенсионного фонда на предприятия, не первый год тормозится бизнес-лобби. И работодатели не только остаются в стороне от выплаты пенсий, но и не стремятся к созданию достойных условий труда, которые сократили бы количество назначений пенсий с учетом специального стажа.
Так вот он — скрытый финансовый резерв. И как говорят эксперты, вариантов для «оздоровления» дотационного Пенсионного фонда еще предостаточно. Кроме тех, которые могут осуществляться за счет благополучия граждан.
Власть имущие предпочитают этого решения проблемы не замечать. Конечно, гораздо проще черпать средства из карманов нищих пенсионеров, чем заставить раскошелиться олигархов. Ведь, как известно, первая десятка отечественных миллиардеров состоит, в том числе, из владельцев тяжелых и опасных производств: нефтяной и газовой отрасли, черной и цветной металлургии, горнодобывающей промышленности.
Ирина Лихоман