Налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права (п.п. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).
Вместе с тем на практике нередки случаи, когда после подачи жалобы налогоплательщиком, но до момента ее рассмотрения вышестоящим налоговым органом спор между плательщиком и налоговым органом урегулирован, допущенные нарушения прав налогоплательщика устранены. В этом случае согласно п. 4 ст. 139 НК РФ лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
Основным постулатом защиты прав является положение, согласно которому недопустимо понуждение частного лица к осуществлению каких-либо действий по защите его субъективных прав, то есть инициатива защиты всегда принадлежит именно налогоплательщику. В силу этого налогоплательщик вправе решать, осуществлять ли ему какие-либо действия, направленные на защиту своих нарушенных прав, или отказаться от их осуществления.
Поэтому в п. 4 ст. 139 НК РФ указано, что лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.
При этом следует учитывать, что отзыв жалобы лишает данное лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям, в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ).
Таким образом, подача жалобы и возможность ее отзыва гарантируют налогоплательщику реализацию своего мнения.
УФНС России по Саратовской области