Главная / Издания / А был ли мальчик?

А был ли мальчик?

А был ли мальчик?
02 октября 2013

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№41 (842) 2-9.10.2013

Мода на раздельное обучение охватила школы Саратовской губернии

Реформы общего образования сменяют одна другую, и вовсе не удивительно, если через несколько лет российские школьники будут разделены по половому признаку. Раздельное обучение — модный эксперимент, который довольно успешно идет едва ли не в каждом втором регионе страны. Где-то принципу «девочки — направо, мальчики — налево» следуют целые школы, но чаще в общеобразовательных учреждениях открываются несколько опытных классов. Саратовская губерния в этом отношении оказалась активной: у нас есть школа, полностью перешедшая на раздельный режим обучения, и педагоги, которые активно продвигают новые образовательные идеи в жизнь. В новшествах разбирался «МК» в Саратове».

Разделяй и властвуй

В этом году педагогическая общественность сделала рывок вперед, в светлое будущее. Которое, по мнению некоторых учителей, обязательно должно настать сразу после того, как мальчики и девочки будут учиться в разных классах. С 1 сентября сразу в нескольких школах Урала открылись экспериментальные классы по раздельному обучению. До этого подобные новшества были введены в общеобразовательных учреждениях Новосибирска, Перми, Читы, Тулы, Тамбова, Красноярского края, где даже были созданы женские Мариинские гимназии. Школьная программа от этого не изменилась, а дети разделены только на уроках. На переменах школяры бегают вместе, совместно посещают факультативы и внешкольные занятия.

Впрочем, кое-какие изменения российские школы, решившиеся на подобные инновации, все же вводят. Четкое разделение мужских и женских занятий — основной акцент в экспериментальном проекте. К примеру, уроки физкультуры у мальчиков и девочек существенно различаются: представительницы слабого пола занимаются хореографией, упражнениями на гибкость, сильного — занимаются на улице, с силовыми нагрузками и освоением скалодрома. Уроки труда также совсем разные: девочки постигают азы кулинарии, шитья, вязания и даже макияжа.

На вопрос «Зачем все это нужно?» отвечают психологи и педагоги, изучающие детскую психологию. Многие школы, решившиеся на гендерный эксперимент, работают по методике доктора медицинских наук, педагога-новатора Владимира БАЗАРНОГО, который выступает за раздельное обучение, дабы мальчики не развивались по женскому типу и не перенимали «девчачье» поведение. Методики Владимира Базарного применяются в школе № 9 города Балашова — единственном общеобразовательном учреждении Саратовской области, где вот уже восемь лет идет эксперимент по раздельному обучению. Здесь все так же: учебный процесс отдельно, зато на спортивных состязаниях и внешкольных мероприятиях дети вместе.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 города Балашова:

— Как показывают многочисленные исследования, физиологический возраст мальчиков и девочек различается в среднем на полтора-два года. То есть девочки более готовы к школе, лучше развиты. Мальчики немного отстают, у них другой темперамент, другая обработка информации. Поэтому у нас воспринимается как данность тот факт, что с начальной школы девочки становятся более успешными в учебе. Будущие мужчины на подсознательном уровне это тяжело переживают и, чтобы выразить протест (психологи называют это компенсаторной мужественностью), начинают хулиганить, то есть плохим поведением показывают свою мужественность. В итоге получается, что в обществе меняются социальные роли. Женщины лидируют, делают карьеру, занимают серьезные руководящие посты, мужчины же часто предпочитают не брать на себя ответственность и проявляют признаки инфантилизма. Такой своего рода перекос, и с этим нужно что-то делать. В нашей школе мы стараемся его по мере возможности исправить. Тем не менее я против раздельных школ — полностью закрытых, женских, мужских. Мне кажется, не стоит разделять детей в социуме, достаточно просто во время уроков развести их по разным классам. Сегодня около тысячи школ из 52 тысяч российских общеобразовательных учреждений являются экспериментальными площадками для раздельного обучения.

Но психологи и социологи не рекомендуют слепо копировать опыт балашовской школы.

Куратор школы № 9, кандидат социологических наук Марина МИХАЙЛИНА, завкафедрой социологии и психологии СарИПКиПРО, считает, что к разделению школьников по половому признаку нужно относиться осторожно.

— Конечно, на курсах повышения квалификации учителей мы рекомендуем экспериментальную идею раздельно-параллельного обучения, — говорит Марина Юрьевна. — Но делаем это очень аккуратно, ведь здесь необходимо согласие родителей. Как мне кажется, массово вводить подобное новшество не стоит: чем больше различных форм обучения будет, тем лучше. У мам и пап всегда должна быть альтернатива. К примеру, года два тому назад внедрить раздельное обучение попытались в одной из школ Ртищева, но там активно выступили родители, которые оказались против.

Хромая дисциплина

Противники гендерного эксперимента уверены, что главные минусы раздельного обучения — трудности в социальной адаптации, которые ждут детей.

По мнению Эльвиры Кошеваровой, директора гимназии № 87, с одной стороны, вполне возможно, что разделенные друг от друга стенами класса мальчики и девочки начнут лучше учиться. Но с другой, у детей могут появиться трудности в социальной адаптации, поэтому сложно сказать, стоит ли такая образовательная игра свеч. Есть и еще один важный момент, к психологии личности не имеющий отношения.

— Наша школа, как и большинство других городских общеобразовательных учреждений, переполнена, — высказывает свое мнение Эльвира Анатольевна. — И сделать раздельные классы для мальчиков и девочек просто нереально. К примеру, среди десятиклассников у нас 87 девочек и только 27 мальчиков (причина проста — многие юноши после 9-го класса уходят в техникумы). Зато «первоклашки» — практически одни мальчики! Ну и как здесь можно делать раздельное обучение?

В кадетских школах к подобным новшествам также относятся настороженно.

— Отмечу, что успеваемость школьников не связана с тем, вместе или раздельно они обучаются, — считает Елена МЕЩЕРЯКОВА, директор кадетской школы № 16 города Саратова. — В нашем образовательном учреждении обучаются как мальчики, так и девочки. Но есть класс, где только мальчики. И я бы не сказала, что достижения в учебе там лучше, чем при совместном обучении. Все так же: есть сильные ученики, есть слабые, и это совершенно не зависит от того, вместе обучаются мальчики с девочками или раздельно. Поэтому я бы не стала экспериментировать и разводить детей по классам только потому, что они разного пола.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Сергей ЖУРБИН, заместитель директора по воспитательной работе саратовской кадетской школы-интерната № 2:

— У нас обучаются только мальчики, ведь кадетская школа предполагает, в первую очередь, мужское воспитание. Что касается экспериментов с раздельным обучением в обычных общеобразовательных школах, то, честно говоря, я не вижу в этом никаких плюсов. Ведь кроме того, чтобы стать защитниками, мальчики должны учиться быть галантными кавалерами. Помимо этого подросткам необходимо общение с девочками, чтобы показать себя с лучшей стороны, самоутвердиться. Потому что свои худшие стороны он может показать перед мальчиками, а представительницы прекрасного пола здесь нужны как стимул, чтобы стать лучше. Хотя понять педагогов, которые поддерживают такие инициативы, отчасти могу. Сегодня очень «термоядерное» время и молодежь бурлит, как котел. Учителям не хватает рычагов воздействия. Дети бывают абсолютно неуправляемые, сложные, поэтому педагогические коллективы ищут выход из этой ситуации: к примеру, открывают те же классы МЧС, где более жесткая дисциплина, что положительным образом воздействует на поведение подростков.

Детская неожиданность

Однако, чтобы мальчики и девочки лучше воспринимали школьную программу, вовсе не обязательно идти на столь радикальные меры, как разделение по классам. Кандидат психологических наук Галина Эйгелис занималась исследованиями на тему «Гендерные различия школьников в учебной деятельности», изучала особенности познавательных процессов мальчиков и девочек в образовательной сфере. Российское образование, по мнению многих исследователей, и Галины Эйгелис в частности, рассчитано в основном на полноценное обучение девочек, интеллектуальный же потенциал мальчиков не раскрывается полностью. Формирование личности мальчика сопровождает женская психология: в детстве всегда рядом мама или бабушка, в детском саду воспитатель — женщина, и в школе тоже. Да что там говорить, большинство методических пособий написаны женщинами. Если рассматривать школьный процесс обучения и воспитания, то когнитивные процессы, то есть свойства памяти, мышления, внимания, у мальчиков отличаются от девочек. Эти различия наиболее актуальны для подросткового возраста. Не раскрытый полностью потенциал мальчика влияет на всю его последующую жизнь, видимо поэтому, предполагает Галина Владимировна, у нас в последнее время происходит смещение полов: маскулинизация женщин и феминизация мужчин.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Галина Эйгелис, кандидат психо­логических наук, зав. кафедрой пси­хологии СГТУ имени Гагарина Ю.А.:

— Я против раздельного обучения мальчиков и девочек, поскольку в социуме они вместе и им будет сложно контактировать. Тем более бессмысленно разделять первоклассников, ведь в начальной школе вообще не встает вопрос о взаимоотношении полов. Наиболее остро эти темы встают с 5-го по 9-й классы, и если уж говорить о раздельном обучении, то только с этого возраста. И опять же, подобные инициативы нужно тщательно взвешивать, анализировать, оценивать. Я предлагала более действенную модель: ввести курс по гендерной психологии, дифференциальной психологии для преподавания в пединститутах. Чтобы молодые учителя во время своей дальнейшей работы в школе могли учитывать психологию пола в процессе обучения и при оценке работ мальчиков и девочек. На курсах повышения квалификации также можно об этом напоминать учителям. Конечно, это получится не сразу, так как общество не готово принять такой дифференцированный подход и учитывать психологию пола в разной деятельности, но начинать это делать, на мой взгляд, пора.

Но многие саратовские педагоги высказывают простую мысль: разница между полами сильно преувеличена, поэтому не нужно никакого раздельного обучения, требуется лишь применить индивидуальный подход к каждому школьнику. Заметим, что в негосударственных образовательных учреждениях вопрос о разделении школяров по половому признаку даже не стоит, поскольку там каждый ребенок — индивидуальность, а не серая «форменная» масса, как в обычной школе. И тогда все встанет на свои места: дети будут развиваться и воспринимать школьную программу по мере своих способностей.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий