Завершено расследование уголовного дела по насильственному вовлечению в занятия проституцией
Криминальных историй, связанных с оказанием интимных услуг за деньги (в просторечии это именуется проституцией), в последние годы в Саратовской области было немало. Но рассказывая о них, приходилось обращать внимание на характерную деталь: девушек никто силой не затаскивал на панель, обычно их привозили из районов области, обещая в Саратове денежную и перспективную работу. Затем ставили перед фактом: хотите жить — торгуйте своим телом. Обратного пути не было — тут уже насилие становилось явью. В этом отношении последнее уголовное дело, на прошлой неделе направленное в прокуратуру для дальнейшей передачи в суд, выделяется из общего строя. Видимо, время наивных дурочек кончилось, и теперь пришел период похищений и лишения свободы — именно этим ознаменовалась данная история.
В конце октября 2012 г. в следственный отдел по Фрунзенскому району города Саратова поступило заявление 27-летней жительницы Энгельса. Она сообщила, что ее похитили, силой привезли в Саратов и изнасиловали.
Работникам следствия удалось установить, что 28 октября, вскоре после полуночи, двое молодых людей прибыли на автомобиле в город Энгельс, к дому, где, по их сведениям, была «хата» для охотников до платных любовных утех. Войдя туда, они представились сотрудниками «полиции нравов», схватили находившуюся там девушку и потребовали проследовать вместе с ними. Для убедительности лжеполицейские побили «задержанную», выволокли на улицу и затолкали в салон машины. Конечным пунктом их поездки оказалась улица Рахова в Саратове. Там ее так же насильно завели в квартиру. В этой квартире она против своей воли находилась примерно до двух часов дня, то есть более половины суток. Некоторое время она была прикована наручниками к батарее. Кроме того, один из похитителей, воспользовавшись беспомощным состоянием пленницы, ее изнасиловал. При этом ей было объявлено, что теперь она будет «работать» путаной в этой квартире, отдавая выручку своим новым хозяевам. Во второй половине наступившего дня, когда бдительность фальшивых блюстителей нравственности притупилась из-за усталости, жертва сумела открыть окно и стала звать на помощь. Ее крики привлекли внимание прохожих, которые вызвали полицию (теперь уже настоящую).
Одному из похитителей удалось скрыться. Другого, насильника, задержали буквально на следующий день и возбудили уголовное дело сразу по трем статьям УК РФ: «похищение человека», «изнасилование» и «совершение иных действий сексуального характера».
История тогда вызвала немалый общественный резонанс, но представители компетентных органов до последнего времени воздерживались от подробных комментариев, поскольку этот остросюжетный эпизод оказался лишь последним звеном в длинной цепи подобных событий.
В значительной мере прояснению криминальной картины способствовало задержание второго участника преступления, который в итоге оказался главным действующим лицом.
Старший следователь следственного отдела по Фрунзенскому району города Саратова Денис ФЁДОРОВ, которому довелось завершать расследование этого уголовного дела, рассказал мне, что все началось за восемь месяцев до развязки — то есть в феврале 2012 г. Вернее, еще раньше, когда в Саратове случайно познакомились двое парней, приехавших сюда на заработки из разных регионов России.
Один из них — тот, что помоложе (он в итоге и попался на изнасиловании), был обыкновенным работягой, вкалывал то на заводе, то водителем и не помышлял ни о каких противозаконных деяниях. Во всяком случае, до тех пор, пока не встретился с будущим подельником. Тот был на два года старше и уже успел отбыть наказание — год и восемь месяцев за организацию занятий проституцией. Освободился условно-досрочно в апреле 2011 г. Новому знакомому он сумел доходчиво объяснить, что сутенерство по уровню дохода не идет ни в какое сравнение с честно заработанными деньгам. Рабочий парень ему поверил и оказался первым, кого вовлекли в преступный промысел, — потом он вовлекал в него других.
Сейчас трудно сказать, какие пути привели двух друзей-подельников в неблизкую от Саратова Брянскую область. Но они там оказались в феврале прошлого года и там же приступили к осуществлению своих далеких от нравственных идеалов планов.
В кафе маленького города Стародуб они познакомились с двумя девушками, одной из которых на тот момент было 23 года, другой — 25 лет. Кстати, все их последующие жертвы будут примерно такого же возраста. Девушки позже поясняли, что они не ожидали никаких серьезных последствий от случайного знакомства. Просто посидели с веселыми мальчиками за столиком и согласились покататься с ними в машине.
Катание удалось на славу. Когда девушки очнулись в салоне машины, они были уже далеко за городской чертой родного Стародуба. Кавалеры пояснили им, что возвращаться назад без денег и без документов (паспорта девушки с собой не захватили, когда шли в кафе) по ночной пустынной трассе очень опасно. Лучше поехать дальше с новыми знакомыми — куда повезут. Что касается внезапного отключения сознания, случившегося у обеих подруг практически одновременно, то впоследствии девчонки приписывали это влиянию какого-то сильнодействующего препарата, который парни, видимо, подбросили им в бокалы с напитками.
Брянских девушек привезли в Энгельс, привели в пустую квартиру и сообщили, что теперь здесь они будут жить и работать. Когда те поинтересовались, в чем будет заключаться их работа, ответ прозвучал недвусмысленно: «путанить будете». Девчонки возмутились, запротестовали и тогда услышали серьезные угрозы. В том, что их приведут в действие, сомневаться не пришлось — одну из них тут же для наглядности побили.
Эти две первые жертвы новоявленных торговцев человеческим телом отличались от последующих (всего по делу проходят пять потерпевших, хотя, возможно, их было больше) тем, что их буквально силой превратили в проституток — раньше они и не помышляли, что попадут в число представительниц древнейшей профессии. У всех остальных панельный опыт уже имелся.
Еще одну девушку похитили уже в Саратове. Она тоже пыталась сопротивляться, за что была избита. Другую подельники зазвали на квартиру под предлогом оказания им тех самых интимных услуг за деньги. Там ее и оставили, удержав насильно. В будущем уголовном деле появлялись все новые и новые эпизоды и, соответственно, новые статьи УК РФ.
Наконец, наступил октябрь 2012 г., когда очередное похищение в Энгельсе подвело итог бурной деятельности новоявленных сутенеров.
Старший следователь Денис Фёдоров сказал, что всего в деле 12 эпизодов: наказание по совокупности может оказаться весьма серьезным — до пятнадцати лет лишения свободы.
Пожалуй, организация уличной проституции в Саратове и Энгельсе (если судить по данному примеру) вошла в стадию передела собственности — теперь сутенеры то ли перекупают, то ли отбирают «ночных бабочек» друг у друга. Возможно, это связано с тем, что желающих добровольно трудиться на панели становится все меньше — это обнадеживает, хотя об упадке рынка интимных услуг говорить преждевременно. Как известно, проституция принадлежит к тому роду явлений, которые способны перестраиваться в зависимости от запросов времени, и сейчас все больше уходит в интернет.
Станислав Орленко