В Саратове вновь выявлено крупное мошенничество — на этот раз в сфере индустрии красоты
Каких только замечательных услуг не предлагают в наше время мошенники! И путешествия по всему миру по смешным ценам, и чудодейственные лекарства от любых болезней. И вот, наконец, возбуждено уголовное дело по обману потребителей в крупном косметическом центре с очень солидной вывеской. Конечно, в этом деле пока все фигурирует на уровне версий и конкретно обвинять кого-либо рано. Но сама схема предполагаемого обмана весьма интересна.
Сетью салонов «Академия красоты» саратовские правоохранительные органы заинтересовались еще весной нынешнего 2013 г. Тогда поступило заявление в суд от одной из посетительниц — Татьяны НОВОКШОНОВОЙ, которая посчитала себя обманутой. Отдав за косметический набор 39 тыс. 900 руб. (эту цену назвали льготной, остальные клиенты платили больше), она обнаружила, что чудо-средства по уходу за кожей явно не соответствуют той рекламе, которой усиленно сопровождаются, более того, оказывают негативное воздействие. К тому же экспертиза показала, что никакой черной икры, которую называли главным компонентом всех этих средств, в них нет. А если есть, то в крайне незначительном количестве. Остальное — обычная целлюлоза, окрашенная оксидом железа в черный цвет. Таким образом, цена за подобный косметический набор не должна превышать примерно четырех тысяч рублей, а ее продавали более чем в десять раз дороже.
Татьяна суд у «Академии красоты» выиграла, правда, на это потребовалось ровно семь месяцев. Косметику она приобрела 18 февраля. В суд обратилась в марте (одновременно полиция начала проводить собственное дознание). 7 июня суд в Энгельсе признал правоту клиентки. 29 августа областной суд подтвердил правильность этого решения, отвергнув жалобу продавцов. 18 сентября женщине вернули деньги. К тому времени накопилась информация о других «счастливых» приобретателях чудодейственной косметики. Характерная деталь: когда возбуждали уголовное дело, в качестве потерпевших проходили десять женщин. Но как только информация появилась в прессе, число поданных заявлений уже в ближайшие два дня выросло до полусотни.
Самое интересное в этой истории — способ работы косметических салонов. Все указывает на то, что клиентов профессионально завлекали и убеждали в том, что приобрести именно эту косметику крайне необходимо. Потом у некоторых посетителей возникло ощущение, что их подвергли гипнотическому воздействию. Но чувство это возникло с опозданием: вернуть назад заветный чемоданчик, полученный в салоне красоты, было уже нельзя.
Татьяна Новокшонова рассказала, как проводили ее обработку. Сначала последовал звонок из так называемого «колл-центра» — специального подразделения компании, сотрудники которого занимаются только обзвонкой потенциальных покупателей. Поясняют, что номер телефона дала подруга, которая перед этим приобрела товар и осталась им очень довольна. В центре, кстати, был девиз для посетителей: «Пришел сам — приведи десять человек!» Возможно, кто-то ему и следовал. Большинство же находили по телефонам в социальных сетях и по другим случайным контактам.
С Татьяной все было так же, как с остальными: уговорили прийти на пробную процедуру по омоложению при помощи элитной косметики. Получив согласие, сотрудники центра попросили захватить с собой паспорт.
Документ она, как и все посетительницы, оставила на входе, якобы для того, чтобы его можно было зафиксировать при формировании клиентской базы и строжайше отчитаться за использование в пробных целях очень дорогостоящей косметики.
— Мне сначала намазали половину лица, — говорит Новокшонова, — потом стали доказывать, что у меня очень плохая кожа, через несколько лет я буду выглядеть просто ужасно и только средства «Mon Platin», которыми здесь торгуют, могут меня спасти. Убеждали очень настойчиво, при этом часть косметики уже была у меня на лице.
Когда выяснилось, что у меня с собой нет необходимых денежных средств, успокоили, сказав, что дело поправимо. Мне сейчас же моментально оформят банковский кредит. Тем более что мой паспорт был у них в руках. Тогда у меня появились первые подозрения. Особенно когда в анкете указали, что моя зарплата 20 тысяч рублей. Я им пояснила, что в данное время не работаю, сижу дома с детьми. Мой муж неплохо зарабатывает. Стоит ли брать кредит, может быть, я попрошу у него деньги и приду еще раз?
Но отпускать меня категорически не захотели. Более того, растолковали, что муж вообще не должен знать, что я приобретаю их косметику и ею пользуюсь — иначе, дескать, у меня из-за моей плохой кожи могут возникнуть семейные проблемы. Сейчас я понимаю, как это глупо звучит, а тогда почему-то послушалась.
Дальше было то же, что со всеми. Кредит оформили и покупательницу отправили домой на такси.
Похожие показания давали практически все заявительницы. Лариса ИСАКОВА, которой тоже «помогли» взять экспресс-кредит, рассказала, что косметика ей не помогла. Но когда она обратилась в салон с претензией, ей ответили, что, во-первых, компания с ней никакого договора не заключала, поэтому все претензии можно теперь предъявлять только к банку, который кредит выдавал. Во-вторых, и это главное, раз она уже открыла чемоданчик и начала пользоваться косметикой, вернуть назад его уже нельзя — это использованный товар. И вообще, раз ей не помогает такая чудесная косметика, значит, она просто неправильно ею пользуется. На этом все.
Кстати, на Первом канале вышел репортаж о разоблачении крупной косметической компании. В нем президент компании Роман ГОЛЬЦМАН уверенно говорит, что саратовское уголовное дело — это происки конкурентов, черный пиар.
Еще одна клиентка, пенсионерка, пожелавшая остаться неназванной, рассказала о методах воздействия, которым она подверглась.
— Во время процедур входит сотрудница, которая вводит клиента в гипнотическое состояние. По-другому это называется нейролингвистическим программированием или технологией высоких продаж. В совершенно трансовом состоянии клиенту предлагают купить косметику на сумму около 45 тысяч рублей, а иногда и на 90 тысяч рублей. После того как сделка заключена, человека сажают в такси, поскольку он находится в состоянии измененного сознания и может просто не дойти домой, а то и вовсе попасть под машину. Только дома люди приходят в себя, у некоторых появляются головные боли, повышенная сонливость после посещения салона, а затем и аллергические реакции на эту якобы натуральную косметику.
Эта женщина рассказала и о другом. Она тоже не хотела подписывать кредитный договор, поскольку ее доход был завышен по меньшей мере втрое. Но тогда к ней обратились уже не с той изысканной вежливостью, как вначале, а совсем наоборот — жестким тоном приказали подписать. Она это сделала, поскольку опасалась физической расправы — в итоге подписала все документы, даже не прочитав их.
В ходе следствия будет установлено, что из этого соответствует действительности и в какой мере. Пока же можно лишь сказать, что реально приобретенную в «Академии красоты» косметику у клиентов вернуть не было никаких шансов. И еще одно: уже сейчас проведенным исследованием установлено, что в состав некоторых косметических средств из набора входят токсичные вещества. Поэтому аллергическая реакция многих покупательниц не была случайной.
Случай этот наиболее яркий за последнее время, ведь речь идет о красоте. Но механизмы мошенничества всегда имеют общую основу, не важно, пользуются ли ими цыганки на улицах, бродячие торговцы или сотрудники представительных компаний, сидящие в роскошных салонах. Главное для них — подавить волю человека, заставить уступить пусть даже в малом: взять товар в руки, отдать какую-то, до поры до времени незначительную денежную сумму. Проявив слабость в малом, человек становится потенциальной жертвой мошенников, поэтому главное тут в том, чтобы удержать дистанцию, не включиться в игру, в которой невозможно выиграть.
А похожих историй у нас происходило предостаточно. Одна из них прогремела год назад, в январе 2013-го.
Тогда ГУ МВД было объявлено, что задержана группа мошенников, продававшая людям биологически активные добавки (БАДы) по несусветным ценам.
Обманывали чаще всего пожилых людей. Схему деятельности преступной группы оперативник полиции называли весьма сложной. Мошенники представлялись работниками соцсферы, имеющими контакты в органах власти. К людям приходил «врач-геронтолог» с разными степенями и званиями, в том числе из Москвы, рассказывал о новых методиках, лекарствах, давал рекомендации по конкретным заболеваниям. Далее лже-специалист рекомендовал отказаться от всех других препаратов и перейти на новые. Пенсионеры спрашивали этих специалистов: почему новых лекарств нет в аптеках? Те отвечали: они дорогие, их могут подделать, доставка только адресная и по федеральной программе, по которой затраченные средства должны вернуть.
Одному из пострадавших было 76 лет. Он рассказал следователям, что ему предложили лекарство для больных суставов — он позвонил по телефону, указанному в рекламе. Пенсионер заплатил 12 тыс. руб. за начальный курс.
Еще одна пострадавшая рассказала, что лекарство понадобилось ее 80-летней матери.
По телефону «невропатолог» назвался ТЯПКИНЫМ Михаилом Александровичем, он сказал, что лекарство, прописанное врачом в поликлинике, не поможет, и посоветовал другое. Женщину насторожило множество терминов — обычно врачи стараются доступно объяснять. Новое лекарство — «Умактив», по ее словам, стоило 24 тыс. «Врач» сказал, что ее матери положена скидка как ветерану труда и назвал сумму в 10 тыс. Лекарство привез курьер.
Стоимость препаратов доходила до 600 тыс. руб. Эти БАДы на заводах-производителях стоили 200-300 руб. Каждый участник получал по 10% от продажи. Деньги также тратились на закупку таких препаратов, как «Гепар», «Живая клетка», «Умактив», на рекламу, которая прокручивалась саратовскими теле- и радиокомпаниями.
В Саратовской области группа действовала год. Установлено, что они работали и в других субъектах Федерации. В январе полиция провела 13 обысков, задержаны 11 участников группы, в том числе 5 женщин. Все они жители Саратовской области. Были изъяты ювелирные украшения, золотые слитки, пластиковые карты, сберкнижки, деньги, БАДы. Возбуждены уголовные дела.
Руководителем организации являлся 50-летний мужчина, остальным участникам было от 20 до 30 лет. Медобразования ни у кого из них не было. Социальное положение — некоторые имеют высшее образование, все официально неработающие. Каждый новый участник группы начинал свою «карьеру» с обзвона потенциальных клиентов, затем проходил обучение (разыгрывались ситуации продавец-покупатель), получали первичные медицинские знания. Существовали юридические фирмы, которые прикрывали их деятельность. Каждый представлялся вымышленным именем, все фиктивно «работали» в действующих медучреждениях.
Таким манером они «развели» более тысячи человек на сумму, превышающую десять миллионов рублей. Их долго не удавалось задержать, поскольку они пользовались телефонами, зарегистрированными в других регионах — Томске, Омске, Москве.
Сейчас следствие подходит к концу, скоро дело будет направлено в суд.
Хитрость мошенников не иссякает — они ищут все новые и новые формы «работы» с доверчивым населением. Жаль только, что до сих пор не появилось действенных методов борьбы с ними. Хотя правила безопасности в таких ситуациях известны даже детям: не разговаривай с незнакомыми и, конечно, не верь, что они хотят тебя облагодетельствовать.
Станислав Орленко