Во все времена главным оружием женщины была красота, но сколь различны стандарты этого «вооружения»!
Устоявшееся словосочетание «стандарт женской красоты», на мой взгляд, содержит в себе системное противоречие. Красота не может быть стандартной — вгоняется в определенный формат лишь мужское представление о ней. А уж этих форматов… О, как разительно менялся идеал женского совершенства в разные эпохи у разных народов, приобретая порой самые причудливые и парадоксальные формы, — достаточно лишь припомнить. Оглядываясь на прошедший праздник 8 Марта, попытаюсь рассказать о кое-каких стандартах, да и об откровенных нестандартах — тоже…
Уверен, что многим мужчинам понравится женщина, при милом росте в 164 сантиметра имеющая параметры 86-69-93. Хотя на подиум ее определенно не пустили бы, да и всякие разные эстеты сказали: фи, а отчего талия почти 70 сантиметров, да к тому же и рук нет?! Это я к тому, что знаменитая Венера Милосская, который век восхищающая весь цивилизованный мир, имеет именно такие габариты. Но о вкусах не спорят, особенно с теми, с кем спорить бесполезно, — с представителями иных эпох и цивилизаций. Вот у древних египтян совершенными считались женщины высокого роста с широкими плечами, узкой талией и неширокими бедрами. Этакие биатлонистки, стреляющие подведенными зеленой тушью глазами на желтовато-смуглом лице. Сами египтяне, не подозревавшие о биатлоне, подбирали сравнения куда поэтичнее: дескать, экзотическое растение на гибком колышущемся стебле… А вот знаменитая египетская царица Клеопатра, завоевавшая и великого Цезаря, и сомнительного вояку Марка Антония, была совсем не похожа на Монику БЕЛУЧЧИ, которой привелось сыграть эту властительницу Египта. У настоящей Клеопатры были низкий лоб, тяжелый подбородок и длинный острый нос. В общем, больше смахивает на учредительницу дня 8 Марта фрау Розу ЛЮКСЕМБУРГ, а отнюдь не на обворожительную синьору Белуччи.
В аскетическое Средневековье идеалом красоты считалась, разумеется, Дева Мария, и потому девушек кутали в огромное количество одежд — так, что порой торчал один носик. В романтическом XIII в., классическом веке трубадуров и рыцарских турниров, возносилось на пику победителя поклонение Прекрасной Даме. Но мало кто ныне знает, как выглядело большинство этих Инезилий и Марианн — губки розочкой, продолговатые лица, носики и... полное отсутствие груди. Наш КУСТОДИЕВ, да и их РУБЕНС были бы в шоке! Плоскогрудые барышни вообще были идеалом доблестных рыцарей Средневековья. Так, в Испании девушек заковывали в такие корсеты, на фоне которых рыцарские доспехи, эта консервная банка, в которой можно перевариться заживо, казались очень удобным элементом одежды.
Анджелина ДЖОЛИ, одна из нынешних икон красоты, была бы принята за какую-нибудь пастушку-простушку у склона Альпийских гор: о, этот бюст, неприличные губы, белые зубы деревенской девицы! Особое презрение вызвал бы загар (в случае с г-жой Джоли — автозагар): многие века смуглая и загорелая кожа считалась атрибутом простолюдинок, а скажем, в век XVII, золотой век классицизма, Версаля и шикарных королевских дворов, дамы прогуливались с солнцезащитными масками, которые они фиксировали... в зубах! Из всех светил на них падали лучи только короля-солнца — ЛЮДОВИКА XIV.
Возрождение пышных форм совпало, как несложно догадаться, с Ренессансом. Господа Рубенс, ТИЦИАН, ТИНТОРЕТТО и другие гении, любившие что попышнее, принялись создавать свои шедевры, с коих до сих пор улыбаются нам аппетитные красотки, под которыми наверняка проломился бы подиум. Хотя кое-кто уже требует прекратить это и подобное безобразие! Так, в Пенсильванском университете, что в США, блюстительницы нравов сняли репродукцию картины некоего мерзавца по имени Франсиско ГОЙЯ «Маха обнаженная». Своей сексистской порнографической мазней этот сеньор унизил достоинство всех женщин! По крайней мере, примерно так говорил о шедевре великого Гойи феминистский комитет заботы о женщинах (именно так!) при университете…
В старинной Испании уродовали грудь, а в древнем Китае — ноги. Атрибутом красивой женщины в Поднебесной непременно была маленькая стопа — не более 15-20 сантиметров. Девушку с большой стопой можно было сплавить замуж разве что за какого-нибудь вонючего землепашца, оттого родители с детства бинтовали дочерям ступни. Корректировался рост ноги, нарушалась циркуляция крови, а результат с точки зрения современного человека выглядел крайне убого: ножка бедной китаянки, вырастая, изгибалась в подъеме и превращалась во что-то вроде копытца. На этих-то копытах «красавица» козочкой и скакала в доме своего мужа. Он-то, козел, был в полном восторге... Шли века. Отдельные образцы современной китайской обуви до сих пор заставляют задуматься: а не на копыта ли они пошиты?..
В Европе на рубеже XIX-XX вв. и чуть позже, конечно, варварскими китайскими методиками не пользовались, однако и тут находились свои перегибы. В моде было болезненное бледное лицо, обведенные темными кругами глаза кокаинистки. Надрыв, экзальтация, Мирра ЛОХВИЦКАЯ, впалые щеки, декаданс. Чтобы достичь впечатляющих кругов под глазами, бедные и бледные женщины нарочно не высыпались, а еще пили уксус и лимонный сок. Разве что нафталином себя не пересыпали — и то слава богу... Таков был крикливый эстетический манифест против нехорошего, ай-яй-яй, буржуазного общества.
Кстати, о протестах против буржуазного общества. Наш город может похвастаться совершенно уникальным нововведением, которое в свое время чудовищно разозлило наших пра- и прапрабабок. Итак, в начале марта 1918 г. толпа возмущенных женщин попыталась взять приступом здание биржи (ныне корпус ПАГС на Театральной площади). В то время там располагался клуб анархистов. Женщин возмутил документ, расклеенный по всему Саратову на стенах и заборах. Речь о знаменитом «Декрете об отмене частного владения женщинами», изданном якобы «Свободной ассоциацией анархистов города Саратова». Документ, конечно, был фальсификацией, но какой интересной и резонансной! Поверили же…
Данный «декрет» был датирован 28 февраля 1918 г. и стилизован под подлинные декреты Советской власти. Согласно этому документу, с 1 мая 1918 г. все женщины в возрасте от 17 до 30 лет изымались из частного владения и объявлялись «достоянием (собственностью) народа». Бумага регламентировала правила и порядок, прошу прощения, «пользования экземплярами народного достояния». Так, мужчины имели право использовать это национализированное имущество не чаще четырех раз в неделю, а для подтверждения своих прав и трудовой, а не эксплуататорской сущности должны были представить соответствующие выписки из решения профсоюза или заводского комитета. А вот пункт номер три, дивный слог: «§3. За бывшими владельцами (мужьями) сохраняется право на внеочередное пользование своей женой».
Несмотря на то что документ был сфабрикован саратовским трактирщиком Михаилом УВАРОВЫМ, его положения кое-где приняли за чистую монету и претворяли в жизнь. Только вмешательство властей и жалобы лично ЛЕНИНУ помогли остановить триумфальное шествие «декрета» по охваченной смутами и войной стране…
Да что там дела давно минувших дней! И в наше время имеется немало образчиков женской красоты, существенно отличающихся от непреложного 90-60-90, голливудских улыбок, эпиляций/пилатеса/спа и прочих, э-э, макияжей.
Красота — это действительно страшная сила. Так, прекрасные полинезийки стачивают себе зубы до треугольной формы, как у акулы. У туарегов (это такие берберские товарищи, живущие в Северной Африке) девушке проблематично выйти замуж, если при наклоне вперед на ее животике образуется меньше 12 складок — и ведь пересчитывают!
«Жираф большой — ему видней», — непременно спел бы Владимир Семенович, случись ему побывать в Бирме. Точнее, не жираф, а жирафа. Тамошние дамы удлиняют шеи при помощи особых медных колец, да так, что она доходит порой до 50 сантиметров. Эту шею да к древним китайским копытцам — такой зоопарк вышел бы!
В Европе в разные эпохи была модна осиная талия в 38-40 сантиметров. Ни одна уважающая себя жительница острова Тонга не доведет себя до такого ужасающего состояния. Дело в том, что признанные красавицы в этом островном государстве весят от 130 килограммов (убойные дамочки!), и тучность считается признаком успешности и здоровья. Еще бы! Ведь до сентября 2006 г. тонганийцами и тонганийками правил выдающийся монарх — король с увесистым таким именем Тауфаахау Тупоу IV. Это был настоящий, как сказал бы Борис Николаевич ЕЛЬЦИН, политический тяжеловес: в лучшие годы его вес доходил до 200 килограммов!
А вот в Кении женщины-масаи прокалывают себе уши во многих местах и вставляют проволочки, пилочки и бусы. Это великолепие, по мысли масаев, компенсирует отсутствие волос на голове: череп дамы из Кении бреют «под ноль». Чем не психическое оружие?..
Ладно. Зачем нам Африка, бабы и деды масаи или какой-нибудь берег турецкий (где тоже толстушек и оригиналок хватает), если у нас под боком живут самые красивые, самые обворожительные и душевные женщины в мире — наши россиянки? И если все остальное еще можно как-то оспорить, то вот уж это не обсуждается!
«Голливудская красавица» — донельзя устойчивое словосочетание. Скарлетт ЙОХАНСCОН, Меган ФОКС, Шарлиз ТЕРОН — да, соответствуют. А вот иногда этой идиомой оперируют применительно к даме, которая, мягко говоря, на красавицу не походит. Блистательная звезда Голливуда Мэй УЭСТ, «императрица Бродвея» и бесспорный секс-символ 30-х и 40-х, которая говорила, что «в любом возрасте можно стать моложе», имела простоватое широкое лицо и короткие ноги, была очень низкого роста (155 см) и являлась счастливой обладательницей гигантского бюста (130 см, не обхватишь!). Видно, недаром танкисты США прозвали «Мэй Уэст»… 2-башенную модификацию легкого танка М2! Но при всем при этом «противотанковая фемина» мисс Мэй была невероятно обаятельна и иронична, чего стоит хотя бы вот это «спортивное» «Я никогда не знала, сколько у меня было любовников. Меня никогда не интересовал счет — а только игра» или вот это, совершенно шикарное: «Я стараюсь избегать искушений, против которых могу устоять». Куда там глупенькой «трансформерше» Меган Фокс! Впрочем, на всякую западную West у нас найдется своя восточная РАНЕВСКАЯ. Неповторимая Фаина Георгиевна, мягко говоря, не принадлежала к числу красавиц, однако все мы помним и любим ее, в том числе и за это: «Эта дама уже сама выбирает, на кого производить впечатление». Это все о той же Венере Милосской, с которой я начал говорить об идеалах женской красоты. Поэтому советую даже тем дамам, кто считает себя дурнушками, не отчаиваться: мы живем в столь интересное и своеобразное время, когда востребованы решительно все стандарты красоты…
Антон Краснов