Главная / Издания / С чувством выпитого долга

С чувством выпитого долга

С чувством выпитого долга
16 декабря 2014

Ирина Лихоман

МК в Саратове

№51 (904) 17.12.2014

В ларьках и палатках Саратовской губернии вновь появятся пиво и сигареты?

Нестабильная экономическая ситуация заставляет чиновников искать выходы из положения и выдвигать довольно неожиданные инициативы. Из последних — возврат пива и сигарет в ларьки. И это после активной «антиларьковой» политики, развернувшейся во многих российских регионах несколько лет назад. Есть ли шанс вернуться в прошлое и расширить количество розничных объектов, торгующих алкоголем, выяснял «МК» в Саратове».

Сигареты и запреты

Удивительно, но первыми о возврате лёгкого алкоголя и табака в нестационарные торговые объекты заговорили не активисты партии ЛДПР и не мелкие предприниматели, а Федеральный антимонопольный комитет. Ещё в октябре глава ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ на заседании Правительства РФ предложил вернуть алкоголь и табак в малую розницу. Чиновник сообщил, что после запрета продавать пиво и табак в палатках площадью менее 50 кв. м сотни тысяч небольших предприятий вынуждены были закрыться.

Те же, что всё-таки выжили, если не торгуют алкоголем и сигаретами нелегально, работают с отрицательной рентабельностью. Игорь Артемьев пояснил, что, по его мнению, корзину маленького магазина нужно просчитывать как «необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить». Особенно сильно, как указал господин Артемьев, пострадали мини-магазинчики в небольших городах и сельской местности, где торговля пивом и сигаретами была «бюджетообразующей». Действительно, с 2013 г. в России запретили продажу пива в палатках и ларьках (ещё раньше под запрет попали более крепкие спиртные напитки), а с первых дней 2014-го киоскёры лишились возможности торговать табаком.

При таком заявлении от главы ФАС, сразу возникает масса вопросов: а как же государственная политика, направленная на оздоровление нации? Или после очередного поднятия акцизов алкоголь и сигареты станут «неприподъёмными» для большинства населения с доходом ниже среднего (а таких в нашем государстве треть), но тогда какой смысл возвращать ларькам пиво с куревом? А может быть, это элемент борьбы с продовольственными сетями? Или поиск новых налогоплательщиков? Но ответов на эти вопросы пока нет.

ФАС поддержало Министерство промышленности и торговли РФ, чиновники которого пообещали создать рабочую группу и обсудить возвращение пива и сигарет в ларьки. На волне предстоящего краха, который крупные ритейлеры предсказывают мелкому розничному бизнесу после введения муниципальных сборов, Минпромторг задумался о том, как бы эффективнее всего поддержать отрасль. Сети — это хорошо, но чиновники предлагают сделать ставку на малые формы торговли (нестационарная и мобильная торговля, ярмарки, сельскохозяйственные рынки, небольшие магазины), по крайней мере, это предусмотрено в обновлённой версии стратегии развития торговли. В ведомстве указывают на необходимость упрощения открытия новых нестационарных магазинов, что же касается алкоголя и табака, то чиновники Минпромторга не против рассмотреть возможность вернуть пиво и сигареты в ларьки.

Градус накала

Но в Саратовской области триумфальное возвращение алкогольно-табачной продукции в ларьки и палатки будет омрачено тем, что последних осталось не так-то много, особенно в областном центре. Напомним, что пик «антиларёчной кампании» пришёлся на 2010 г., местные власти сносили все ларьки, которые не имели «правоустанавливающих документов на занимаемые земельные участки» — так сообщал комитет по экономке администрации г. Саратова. А таких из работающих почти 1500 тыс. оказалось 70%. Куда возвращать сигареты и алкоголь, даже если инициатива ФАС и Минпромторга в конечном итоге превратится в законопроект, а следом в официальный документ?

Саратовские предприниматели расходятся во мнении относительно новой инициативы.

Предприниматель Михаил ЯКУШЕВ был одним из последних, чей торговый ларёк оказался закрыт в приснопамятном 2010 г. Однако с тех пор прошло больше четырёх лет, и сегодня предприниматель не считает возврат к прошлому удачным шагом.

— На мой взгляд, «ларёчная» тематика отжила, как и базарная торговля, поэтому возвращение алкоголя и табака в ларьки уже неактуально, — считает Михаил Николаевич. — Сегодня у нас практически не осталось уличных вещевых базаров, да у тех, что ещё функционируют, не так много покупателей. Ведь гораздо проще, удобнее и порой дешевле пойти в магазин, где бывают скидки, распродажи, есть возможность померить вещь в удобных условиях. Та же ситуация с продовольственными рынками: кто сегодня пойдёт на рынок за майонезом или колбасой, если рядом с домом есть сетевой магазин или раз в неделю можно поехать в гипермаркет и там купить всё необходимое? Ларёчная торговля, при большом количестве сетевых магазинов, расположенных в шаговой доступности, вряд ли будет настолько актуальна, как 10-15 лет тому назад.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Михаил ЯКУШЕВ, председатель гильдии организации мелкорозничной торговли при Торгово-промышленной палате Саратовской области:
— С моей точки зрения, возвращение ларёчной торговли сродни тому, как переобуть человека из удобных, качественных, брендовых ботинок в валенки. «Ларьковый» период остался позади, и я не думаю, что есть смысл к нему возвращаться. Опять же возникает вопрос: куда возвращать алкоголь и сигареты? В Саратове практически не сохранилось ларьков, только на окраинах города, и то очень незначительное количество. Поэтому даже если эта инициатива пройдёт, для нашего города она окажется абсолютно бессмысленной, поскольку заново ставить ларьки никто не разрешит.

Что же касается пива, то Михаил Якушев считает, что практически полностью запросы населения в пенном напитке удовлетворяют продовольственные сети и пивные магазины.

— В последние несколько лет в Саратове открылось немало пивных магазинов, и я не думаю, что их хозяева обрадуются, если рядом появятся ларьки, — высказывает своё мнение предприниматель. — Аренда и плата за «коммуналку» такого магазина несравнима с содержанием мелкой торговой точки. И если недалеко от такого объекта торговли поставить несколько ларьков, магазин просто закроется.

По мнению Сергея ЖУКОВА, председателя гильдии торговых организаций при ТПП Саратовской области, инициатива Минпромторга и ФАС вполне своевременная и правильная.

— Конечно, в Саратове осталось немного ларьков, но они есть в районных центрах, посёлках, деревнях. Об этом не нужно забывать. И для жителей маленьких сёл такие торговые объекты часто бывают выходом из положения: пенсионерам отпускают в кредит хлеб, молоко, консервы. Если к этому ассортименту добавят пиво и сигареты, думаю, ничего страшного не произойдёт. Зато торговая точка в этом случае имеет больше шансов сохраниться и работать дальше. Другой вопрос — культура потребления, но сейчас алкоголь продаётся совершенно свободно в сетевых магазинах, которые расположены буквально на каждом шагу. Думаю, что ФАС понял: мелкую розницу нужно потихоньку поднимать, как-то поддерживать. Ведь как ни крути, это рабочие места, налоги.

Похожего мнения придерживается и Владимир КОМАРОВ, исполнительный директор некоммерческого партнёрства «Единый союз предпринимателей и фермеров «Содружество». В своё время, в период «ларёчной войны» «Содружество» активно выступало против муниципальной кампании по ликвидации несанкционированной уличной торговли. Предприниматели из НП собирали подписи под обращением к первым лицам города, а также писали письма президенту и премьеру с просьбой отказаться от демонтажа уличных ларьков, утверждая, что такие шаги приведут к росту безработицы в областном центре.

— Мне кажется, что подобная инициатива вполне своевременна, — считает Владимир Комаров. — Расширение продовольственной линейки будет неплохим подспорьем для мини-маркетов, а также ларьков, которые остались на окраинах города. Ведь сегодня есть посёлки, где не только нет гипермаркетов, но и сетевых магазинов крайне мало. Маленькие магазинчики могут находиться в шаговой доступности, так почему бы не дать предпринимателям шанс заработать?

Змий побеждает?

Но сколько не говори о «социальной направленности» ларьков, многочисленные маркетинговые исследования показывают совсем иную картину. По данным столичных аналитических агентств, примерно 50-60% прибыли продуктовые ларьки получали от продажи курева и спиртного (по другим данным — 80%). Если прибавить к этому так называемую «закуску под пиво», то есть чипсы, орешки, фисташки, сухарики, сухую рыбу и проч., то показатель вырастет ещё больше. Поэтому «шанс заработать» — это явное отклонение от госполитики, направленной на постепенное вытеснение алкоголя из жизни российских граждан. По крайней мере, легального алкоголя. Исходя из этого, возникают серьёзные вопросы: а как отнесутся к подобным инициативам Минздрав, Росалкогольрегулирование, а также общественные организации, выступающие в защиту здорового образа жизни?

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр СТЕПАНОВ, кандидат экономических наук, член Общественной палаты Саратовской области:
— Убеждён, что предлагаемый «механизм» поддержки малого бизнеса в сфере мелкорозничной торговли за счёт возврата к прежнему формату реализации алкоголя и табачных изделий — это не шаг назад, а десять. Считаю, что возврат к прежней системе — это просто неуважение самих себя. Мы только начали избавляться от повсеместной и постоянной, независимо от времени суток торговли алкоголем. И всё равно: посмотрите, сколько точек реализации алкоголя и табака находится в любом районе города, они расположены буквально в шаговой доступности. Становится ясно, что мы ещё в самом начале пути оздоровления нации. И никакой экономикой обосновать возврат к прежней системе нельзя. Я не призываю к «сухому» закону — ни в коем случае. Повторить вырубку виноградников? Или ещё какие-либо новации такого рода предложить? Нет, нет и нет. Но ставить дополнительные объекты торговли алкоголем абсолютно ненужная и опасная инициатива.

Тем не менее власти столичного региона быстро среагировали на новое предложение. Буквально на днях, во время заседания комиссии Мосгордумы, глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей НЕМЕРЮК заявил, что торговать лёгким алкоголем в ларьках столичных парков можно будет уже летом следующего года. Немерюк дополнил, что для этого городской думе нужно будет инициировать принятие поправок в федеральный закон. Но вряд ли с этим возникнет проблема, поскольку информация о том, что власти Москвы хотят вернуть пиво и сигареты в розничную продажу в ларьках и палатках, уже появлялась неоднократно. Чиновники аргументировали это очень просто: всё равно отдыхающие проносят в парки и зоны отдыха и сигареты, и пиво. Так ради чего было огород городить? Можно предположить, что постепенно пример столицы будут перенимать и другие российские регионы, вот только окажется ли среди них Саратовская область — пока предугадать сложно.

Ирина Лихоман

Оставить комментарий