Будут ли саратовские школьники ежедневно исполнять гимн?
Чем только не забивают голову ученикам общеобразовательных школ! Уроками гольфа в качестве третьего урока физкультуры, правилами поведения в интернете, которые будут изучаться в рамках программы ОБЖ, а теперь ещё и пением российского гимна по утрам, видимо, для «разминки» и позитивного настроя на учёбу.
Самое удивительное, что нелепые инициативы чиновников очень часто находят отклик в Минобрнауки РФ, как случилось и с исполнением гимна. Власти не оставляют попыток вырастить из детей патриотов, причём пытаются сделать это с минимальными финансовыми вложениями. В ситуации разбирался «МК» в Саратове».
Оригинальный способ повышения патриотизма выбрали чиновники Калужской области. С 1 сентября этого года все школьники региона будут обязаны перед началом уроков исполнять российский гимн. Соответствующий приказ издало министерство образования Калужской области. Причём обязали не просто петь, но и получать оценки — за знание текста и хорошее исполнение. Инициатором этой инициативы стал губернатор области Анатолий АРТАМОНОВ, ранее прославившийся тем, что предложил запретить использовать слово «кризис», а до этого предпринимавший неоднократные попытки прикрыть в своём регионе силовые виды спорта, которые якобы «развивают у детей агрессию, и вообще в них доминируют в основном представители Кавказа». Всё это напоминает самодеятельность волгоградских чиновников, которые в своё время обязали все местные школы и детские сады вывешивать портреты Владимира ПУТИНА, к чему сам президент отнёсся скептически.
Понятно, что эпатажных персон хватает как среди региональных чиновников, так и среди федеральных. Но самое удивительное, что идею ежедневной распевки гимна поддержали в Минобрнауки РФ. «Уверены, такую практику поддержат школы в других регионах России», — сообщила первый замминистра образования и науки Наталья ТРЕТЬЯК и добавила, что это предложение позитивное, поскольку его реализация сможет укрепить патриотический аспект воспитания детей. Видимо, чиновница забыла о том, что согласно российскому законодательству исполнение государственного гимна уместно лишь на официальных церемониях, посвящённых торжественным событиям, государственным праздникам, открытию памятников и прочему. Начало уроков в школе даже с большой натяжкой не назовёшь «торжественным событием».
В Госдуме РФ на оригинальное предложение тоже среагировали довольно странным образом. Сначала первый зампред председателя комитета Госдумы по образованию Владимир БУРМАТОВ выразил надежду, что данное новшество «будет встречено местными школьниками и их родителями с удовольствием», о чём сообщило одно из федеральных СМИ. А буквально на следующий день ещё один зампред того же комитета, академик Михаил БЕРУЛАВА назвал инициативу ежедневно исполнять гимн в школах «популистским предложением». Если уж подобный разброд и шатание наблюдаются в думском комитете, то что говорить про региональные власти и педагогическую общественность. Ведь Калужская область не первая ставит на детях патриотический эксперимент: такие же новшества власти пытались внедрить в Белгородской и Костромской областях, а также в некоторых школах Пензенской области.
Педагоги и директора школ в Саратовской губернии отнеслись к подобному новшеству неоднозначно.
По мнению Ирины ШАЛАК, директора лицея № 50 города Саратова, исполнение гимна было бы уместно в общей организационно-воспитательной работе.
— Скажем, если каждое утро проводить «пятиминутку», на которой рассказывать школьникам о памятных датах, интересных и важных событиях, происходивших в нашей стране, — разъясняет свою позицию Ирина Тасбулатовна. — Что же касается ежедневного исполнения гимна, то здесь всё неоднозначно. В своё время работники завода техстекла начинали каждый день с исполнения гимна предприятия. Конечно, там были взрослые люди, а здесь дети и ситуация иная, но думаю, всё будет зависеть от того, как их настроить.
Валерий НЕФЁДКИН, директор саратовской школы № 23, считает, что если будет указание сверху и подобную инициативу одобрят региональные чиновники, значит, ученики будут петь гимн ежедневно. «Я думаю, это будет даже полезно для воспитательного процесса», — указал директор.
Но тему «пользы» поддерживают не все педагоги.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Галина ПОЛИЩУК, директор средней школы № 6 г. Маркса:
— В нашей школе последние три года проводятся общешкольные линейки по различной тематике — они могут быть приурочены как к историческим датам, так и к государственным праздникам. На линейках учащиеся исполняют гимн, но петь его каждый день не самая удачная идея. Патриотизма у детей от этого не прибавится, кроме того, есть и другая сторона вопроса. В общеобразовательных учреждениях существуют нормы, регламентирующие длительность уроков и перемен, и освободить специально «под гимн» даже 10 минут перед уроками задача не из лёгких.
Учителя также поясняют, что гимн — это распевная и довольно сложная для исполнения композиция. У детишек в младших классах голосовые связки только формируются, и многие ученики просто не потянут исполнение, так же как и подростки, у которых голос «ломается».
По мнению Эльвиры КОШЕВАРОВОЙ, директора саратовской гимназии № 87, с одной стороны, инициатива с гимном неплохая, но с другой — сложно представить, как можно всех школьников выстроить в линейку перед уроками для пения гимна.
— Думаю, здесь нужна серьёзная подготовка детей и подростков, иначе у школьников это вызовет обратную реакцию, ведь в подростковом возрасте всегда велика вероятность протеста, — считает Эльвира Анатольевна. — Всё зависит от того, насколько тонко и корректно подходить к этому вопросу. Может быть, уместно начать со старшеклассников, а потом уже приобщать к гимну среднюю и младшую школу.
Учащиеся балашовской школы № 9 уже не первый год исполняют гимн на всех торжественных мероприятиях. Как считает Андрей РЫЖКОВ, директор общеобразовательного учреждения, школьники, безусловно, должны знать гимн своей страны. Для этого можно предусмотреть и на начальной ступени, и в среднем звене большее количество учебного времени для его изучения в рамках предметов гуманитарного и эстетического цикла. Пока же на знакомство с гимном отведён один час во 2-м классе на предмете «музыка».
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Андрей РЫЖКОВ, директор средней общеобразовательной школы № 9 им. П.А. Столыпина г. Балашова:
— Идея ежедневного исполнения гимна школьниками вызывает у меня сомнения. Во-первых, само определение говорит, что это торжественная песня, исполняемая, соответственно, по особенным случаям. При каждодневном исполнении восприятие торжественности может исчезнуть, и мы получим обратный эффект. Это равносильно тому, как если бы ежедневно есть торт, а дождавшись дня рождения, не притронуться к нему из-за пресыщения.
В то же время для воспитания патриотизма в школах необходимо решение целого комплекса вопросов. Как указывает Андрей Рыжков, для этого требуется пересмотреть организацию образовательного процесса, программного материала, структуры педагогических коллективов. Например, при увеличении подушевого норматива финансирования возможно возвращение во многие школы таких должностей, как старший вожатый, вожатый, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
— Целесообразнее было бы освободить учителей-предметников от выполнения функций классного руководителя, передав эти функции отдельным педагогам-воспитателям, — считает Андрей Георгиевич. — Хотя при существующих перегрузках школьников говорить об эффективности воспитательного процесса не приходится. Тема воспитания патриотизма сложна, многогранна и требует серьёзного обсуждения на всех уровнях.
Похожего мнения придерживается и Тамара ЗУЕВА, директор школы № 1 города Саратова:
— На мой взгляд, ежедневное исполнение гимна — явный перегиб, — говорит Тамара Николаевна. — Одно дело, когда дети поют его на торжественных мероприятиях, и другое — каждый день, перед уроками, превращая это в обычное, повседневное занятие. Самое важное при патриотическом воспитании — достучаться до сердца ребёнка, затронуть тайные струны в его душе, чтобы при исполнении гимна видеть слёзы в глазах детей, а не равнодушие. Для этого нужна большая, серьёзная воспитательно-патриотическая работа, которая не ограничивается только исполнением гимна.
Но к чему удивляться нелепым инициативам, идущим из регионов, если даже федеральные чиновники стараются перещеголять друг друга в рвении вырастить патриотов. Вспомнить только недавнее заявление депутата Госдумы РФ Ирины ЯРОВОЙ, которая выступила против углублённого изучения иностранного языка в школах.
Госпожу Яровую смутил тот факт, что на изучение иностранного языка школьник в общей сложности тратит 939 часов, а на русский приходится всего 866. «Граждан какой страны мы растим?» — поинтересовалась народный избранник и указала, что нынешний государственный образовательный стандарт делает ставку на «чуждый российской матрице личный успех выпускников», а не на воспитание нравственных ценностей. И возможно, замечание Ирины Яровой можно было бы иронично пропустить мимо ушей, если бы её не называли одним из главных кандидатов на пост нового министра образования.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр ПАНТЕЛЕЕВ, кандидат психологических наук, политический психолог:
— Сегодня школьники будут каждое утро петь российский гимн, а завтра их заставят приходить на торжественные мероприятия в сарафанах и кокошниках. Подобные инициативы больше всего напоминают очередную попытку чиновников проявить свой административный раж. Но в реальности это обычная симуляция патриотического воспитания. Если стоит цель вырастить из детей патриотов, нужно восстанавливать молодёжные объединения в школах, создавать программы по развитию патриотизма. Скажем, организовывать поездки школьников по историческим местам, к памятникам культуры, дабы подростки могли проникнуться гордостью и уважением к своему Отечеству. Однако подобные инициативы очень удобны, поскольку позволяют сэкономить бюджетные средства, которые можно было бы потратить на серьёзную патриотическую воспитательную работу, и имитировать бурную деятельность по воспитанию молодёжи.
Действительно, патриотизму невозможно научиться из-под палки, бездумно открывая рот для исполнения торжественной песни. Механическое повторение гимна, без изучения, проникновения в историю своей страны абсолютно бессмысленно. И это как раз тот самый случай, когда внешняя картинка подменяет собой внутреннее содержание, создавая видимость патриотического воспитания. Но чиновников сей факт, видимо, абсолютно не волнует.
Ирина Лихоман