Саратов плывет без всякого паводка. Город накрывает самое страшное в наших краях стихийное бедствие, которое называется "снег сходит". Ни один ураган не наносит такого ущерба Саратову, как простой переход воды из одного агрегатного состояния в другое. От сосульки можно уберечься, если быть внимательным. К половодью можно подготовиться, купив сапоги и лодку. От схода снега никто не спасется. Весну не остановить.
О неподкупности главного саратовского синоптика Михаила Болтухина можно слагать легенды. Дорожные службы давно должны стать спонсорами прогноза погоды, чтоб метеорологи не очень научно, но регулярно объясняли в канун весны, что снег, выпадающий в Саратовской области, не такой как везде. Он едок, ядовит и черен не потому, что грязный, а потому что проходит фильтрацию через особые черные облака, коих над нашей губернией – самая большая концентрация. Только поэтому саратовские дороги весной размывает, и мы переживаем очередной локальный апокалипсис, а потом тратим немалые деньги на ремонт ходовой – меняем стойки стабилизаторов и накладываем гипс.
Сложность для коммунальных служб заключается в том, что бюджетные деньги, выделенные на латание дыр, нужно потратить заметно. Чтоб после пресловутого ямочного ремонта стало хотя бы так, как было осенью. Но при том что растут аппетиты у самих дорожников, тратить бюджетные средства заметно с каждым годом все труднее.
Допускаю, что кто-то может обидеться. Но, граждане, я знаю, что говорю. Года четыре назад чинили межквартальные дороги в нашем микрорайоне. Асфальт не клали, его намазывали тонким слоем, как намазывает на хлеб сливочное масло человек, которому масла нельзя совсем, но очень хочется. Тут подошли ребята из нашего ТСЖ и за денежку попросили дорожников заасфальтировать участок дороги длиной метров десять – от мусорных баков до ворот парковки. Так я вам скажу, этот участок несмотря на огромный трафик и сейчас как новый, а там, где "намазывали", ямки и ямы.
И вот тут мы плавно подходим к теме сегодняшних занятий. Ну и делайте всё сами, воскликнет чиновник городской администрации. Но не Америку откроет, а лишь обозначит новый модный тренд.
Губернатора Валерия Радаева спрашивают о состоянии театра оперы и балета: не находится ли учреждение культуры в аварийном состоянии? Глава региона переспрашивает представителя СМИ: "А вы готовы помочь с ремонтом? Нет? Ну а что тогда…"
Депутат облдумы Николай Семенец, отвечая на вопрос, готов ли он совсем отказаться от зарплаты, тоже серчает и переводит стрелки на журналиста: "А вы готовы?"
На Привокзальной площади обвалился подиум памятника Феликсу Дзержинскому. Тоже там что-то растаяло. То ли снег, то ли экскременты бомжей, которые любят тут помочиться. По счастью, в этот момент рядом никого не оказалось. Здешний гаишник перекрестился жезлом.
Зрелище теперь не из ряда вон, а как раз-таки обычное для Саратова. Но все же вокзал – ворота города. Тут можно привычно пошутить, что всякого входящего через ворота железный Феликс встречает задом. Ну да это тоже глубоко символично. Поверь, незнакомый иногородец, на слово.
Кто чинить будет? А вот кто спросит, тот и будет. Мы тут живем. Увидел, что валяется мусор – не жди никого, возьми и убери. Это нормально для любого воспитанного человека. Не нормально то, что этим приходится заниматься с той же регулярностью, с какой мы платим налоги.
Тенденция такова, что государство потихоньку освобождается от социальной нагрузки, перекладывая ее на плечи самих утопающих. Есть те, кто должен работать за деньги, но они почему-то со своими функциями не справляются. Например, полиция не в состоянии обуздать преступность, потому зовут на помощь народных дружинников. Это те же полицейские, только почти бесплатные. Где-нибудь еще есть такое? В Америке или Европе есть дружинники? Нет, это наше изобретение.
В школе говорят, что воспитанием детей должны заниматься родители, тогда как учителя оказывают исключительно образовательные услуги. А помимо того, что государство вкладывает колоссальные деньги в образование, закупает компьютерные классы и интерактивные доски, стены красят и окна меняют на деньги родителей. Еще и на жалость давят. Вы же хотите, мол, чтобы ваши дети учились в красивых классах.
Почему-то никогда не требуются государству помощники в деле распределения бюджетных средств, определении размера содержания чиновников и депутатов. Ведь есть же такой отдел или управление, которое этим ведает. Кто-то решает, сколько должен получать министр, председатель думского комитета, а сколько уполномоченный по правам человека. Но тут у них сбоев не бывает.
Есть финансирование официальное, которого должно хватать, а есть второй круг поборов, когда мы затыкаем дыры, образовавшиеся при неумелом, непрофессиональном освоении бюджетных средств. И чем больше не хватает, чем больше занимаем, увеличивая госдолг, тем непрофессиональнее люди во власти. Но попробуй отгони их от кормушки. Вон они какие ершистые.
Интересно, что так у нас во всем. Вы же сами знаете, на субботнике всегда работают на совесть. Вышли во двор жильцы подъезда и сделали, как надо. А если кто-то должен сделать что-то по долгу службы, за деньги, которые мы уже заплатили, это всегда большая проблема. То есть государство обчищает наши карманы и при этом уповает на гражданскую сознательность. Мол, ну что ж вы, давно бы организовались и сделали. Давай, журналист, ремонтируй театр. Что – не патриот? Только языком молоть можешь?
Я не поддерживаю бизнес, который уходит от уплаты налогов, но по-человечески я его понимаю. Потому что знаю людей, которые налоги платят исправно, но они не знают, у кого спросить – где дороги? Я не призываю не платить налоги во имя содержания армии дармоедов, но, добиваясь пущего развития местного самоуправления, за что так ратует государство, решать проблемы надо по мере их поступления. На сходе граждан. Нужна дорога, скинулись, и вот она есть. Собрались по поводу памятника Дзержинскому, и вместо ремонта решили убрать это пугало к чертовой матери. То есть расставим приоритеты. Сначала тратим деньги на то, что для нас жизненно необходимо, а если останется – на всякую ерунду. Ну так ведь мы поступаем в семье?
Вот когда сделаем то, что нам надо и как нам надо, тогда и заплатим чиновникам. И столько, сколько сами сочтем нужным. Соберемся и решим, на сколько наработал в прошлом месяце губернатор, на сколько – глава города, отдельные министры и депутаты.
А вообще отстаивать интересы граждан – это большая честь, которую на рубли не разменяешь. Что их в депутаты – пинками гнали, кого-то жгли паяльной лампой, заставляя стать министром? Да вроде не было такого. Так что и бесплатно можно. Пусть забота о населении станет для них большим субботником. Не патриоты, что ли?
А мы на сэкономленные средства дороги отремонтируем. Я запомнил тех мужиков, которые нам асфальт положили от мусорки до парковки. Звоните.
Дмитрий Митрошин