Главная / Издания / Сила привычки

Сила привычки

Сила привычки
16 апреля 2015

Дмитрий Митрошин

Saratovnews

апрель 2015

Рубрика "Дежурный по городу"

Отец сказал, что пока торговые ряды за Крытым рынком не закрыли, надо успеть купить ботинки. Там же дешево всё. Привык туда ходить. Громогласный общественник Александр Журбин в администрации Фрунзенского района бушевал: ему негде теперь будет приобрести трусы!

Предприниматели уверяли, что закрытие рядов приведет к росту социальной напряженности, поскольку десятки продавцов лишатся рабочих мест.

Если б на Аллее роз стояли общественные туалеты, то и по поводу их сноса сейчас разразился бы скандал. И про рабочие места сказали бы, и про невозможность более терпеть… произвол властей.

Но пройдет немного времени, и граждане скажут: нормальный сквер получился. Это дело привычки. Про ларьки так называемой шаговой доступности, почти изведенные в Саратове, тоже говорили, что горожане будут возмущаться. Ничего подобного. Кто сейчас вспоминает эти вечно вонючие объекты торговли? Кто вспоминает, что на проспекте Кирова продавали лифчики и хот-доги? Кому этого сегодня не хватает?

Помню времена, когда торговых рядов за Крытым не было. Чистый скверик, лавочки, а ближе к кинотеатру "Победа" вас фотографировал нагловатый уличный фотограф, тут же совавший в руки бумажку с адресом, по которому можно получить фотку. У многих саратовцев есть такие снимки. Еще тут стояли весы и штука, с помощью которой измеряли рост. Был газетный киоск. Кажется, еще пончики продавали.

Потом поставили торговые лотки, на которые вывалили воблу, анаком и сигареты. Десятки миллионов рублей заработали люди, получившие от чиновников городской администрации в аренду землю у Крытого рынка. Впрочем, от этих сделок лучше стали жить и первые, и вторые. Еще, наверное, и поражались тому, как всё просто. Миша, ты гений, говорили они заплетающимся языком, допивая дорогой виски. Теперь ряды собираются снести. По-моему, главная причина в том, что Миша больше не гений.

Когда рядовые горожане говорят, что покупать продукты питания и шмотки у Крытого рынка им удобно, и они не хотят лишаться этого удобства, это означает только одно: несмотря на заявления муниципальных чиновников о том, что норматив по торговым площадям в Саратове перекрыт в полтора раза, в центре города недорогих магазинов нет. Поэтому в моем представлении, сворачивая торговлю в сквере, муниципалитет должен был думать не только о благоустройстве, но и удобстве горожан. Потому что у саратовцев с любым уровнем дохода независимо от места проживания должна быть возможность приобретения трусов и ботинок по той цене, которая их устраивает.

Ведь почему-то проведение ярмарок на Театральной площади, после которых жуткий бедлам, считается социально важным мероприятием, которое областная и городская власть ставит себе в заслугу. В какой-то степени торговые ряды на Аллее роз выполняли ту же функцию. Люди обеспеченные сюда не ходили. Зачем им паленый Версаче? Сюда шли за смоленскими носками, китайскими болванками, бритвенными принадлежностями, батарейками, пуховыми подушками, куртками и нижним бельем неизвестного происхождения. Если для этой торговой массы с определенной ценовой политикой саратовские власти не найдут другого места, то всё это горожанам придется покупать в сетевых магазинах, а, значит, дороже. То есть желание муниципалитета сделать за Крытым рынком красиво (а стоять за этим желанием может что угодно) непременно повлечет дополнительные расходы саратовцев.

Можно, конечно, сесть в машину и доехать до «Метро» или «Ленты», где при больших объемах продаж и цены терпимые. Но у всех ли пенсионеров есть машина? А если авто нет, поедет ли он на маршрутке в такую даль? Вряд ли. Мой отец, проживающий в центре, точно не поедет. Значит, пойдет в ближайший магазин и переплатит лишних пару сотен, которые для него вовсе не лишние.

Это я подвожу к тому, что Саратов совершенно не приспособлен для малообеспеченных слоев населения. Саратов – город преимущественно для среднего (средненького) класса, основу которого у нас составляют не столько предприниматели, сколько чиновники, депутаты и силовики. Они собственно и являются у нас самым предприимчивым классом. Это ж они владеют всеми торговыми площадями в городе. Или забыли куда и с чем ходил бывший гордеп Миша, и что из этого вышло?

Я-то, например, рад, что после 1 мая не увижу за Крытым рынком страшных пластиковых конструкций. Наверное, лавочки поставят. Пончики вернут и весы. Но мне неприятно, что массу горожан это расстроит. Вообще это нормально – думать о том, как твои действия отразятся на других людях. Нормально для интеллигентного человека и вменяемой власти, просчитывающей последствия своих шагов.

Надо отдать должное, люди, привыкшие торговать на Аллее роз, расстроены куда больше, чем горожане, привыкшие здесь что-то покупать. Торговцы собрались в группу, изъявили готовность перекрыть улицу Чапаева. Народ заговорил о своих правах, стал грозить политическими последствиями. Когда дело касается кого-то лично, мы завсегда готовы проявить гражданскую сознательность, кричим, что дойдем до европейского суда по правам человека. Тут другой вопрос. Почему, скажем, отвратительные саратовские дороги граждане не воспринимают, как ущемление своих личных прав? Мы все платим налоги, состоянием проезжей части недовольны до крайности, однако, выражаем недовольство только когда колесом авто въезжаем в очередную ямину.

Почему весенняя саратовская грязь не оскорбляет человеческого достоинства горожан настолько, чтобы начать писать во все инстанции? Почему привыкли и смирились с горами мусора?

С мусором в нашем городе тоже, кстати, были эксперименты. Еще в советские времена во избежание этих самых гор в Саратове придумали способ, как справляться с мусором без контейнеров. По улице в определенный час ехала мусороуборочная машина, которая через каждые 50 метров издавала звуковой сигнал. Машину уже ждали люди с мешками мусора. Опоздал – беги за уехавшей машиной квартал. Я бегал. Причем был далеко не одинок. Уверен, со стороны это выглядело очень забавно. Ну вот этот забег горожан с мешками и пакетами.

Не только тургеневский Герасим является образчиком смирения. Я, например, когда в армию попал, не мог поверить, что можно привыкнуть вставать в шесть утра и плохо питаться. Но втянулся. Вставал, голодал. И даже находил поводы для шуток. Я вообще не знаю такого, к чему не мог бы привыкнуть наш человек. Привыкнут граждане и к новому виду сквера у "Победы", к тому, что здесь больше не будут торговать смоленскими носками. Журбин найдет, где покупать трусы.

Привыкла бы еще городская власть при принятии решений руководствоваться интересами горожан. А тот ведь в случае с торговыми рядами не покидает ощущение, что это какой-то акт возмездия, разборка между хозяйствующими субъектами, а не желание сделать город чище и комфортнее. Ну потому что ни в чем другом лично я этого желания не вижу.

Дмитрий Митрошин

Оставить комментарий