Снять жильё в Саратове — да что может быть проще! Если вы студент, приехавший на учёбу, труженик, прибывший на заработки, или просто нуждаетесь в крыше над головой — к вашим услугам множество фирм, гордо именующих себя риэлтерскими. Они легко найдут вам квартиру, дом, комнату, да вообще всё что душа пожелает. В любом районе города и за умеренную плату — у них огромная база данных. И официально — с заключением договора. Только… не будьте жадинами — оплатите их труд заранее, при подписании этого самого договора. И ещё не будьте занудами — не вчитывайтесь слишком подробно в строчки пунктов взаимного соглашения о «возмездном оказании услуг». Тогда не будет никаких проблем у них. А вот у вас… Что ж, если и будут, то по вашей вине. А самое главное — по вашему собственному согласию.
Клиент всегда не прав
Я захожу под арку дома в самом центре Саратова — на улице Чапаева, напротив цирка. Кстати, в этом же здании находится Следственный отдел СУ СКР по Октябрьскому району. В глубине двора вижу множество вывесок — от торговли нижним бельём до оформления и оценки земельных участков. Но нужная мне фирма себя внешне не выдаёт — кому надо, тот найдёт, инфа есть в инете.
Иду наугад. На втором этаже сразу несколько дверей, похожих на офисные. Приходится спрашивать: где занимаются вопросами аренды жилья. Вывески нет и здесь — только расписание работы. Что ж, и это неплохо.
Обстановка в офисе аскетичная. Три конторских стола, два компьютера, несколько стульев. Двое молодых людей и девушка восточной внешности, которая первой вступила со мной в диалог. Сказала, что сейчас мне всё объяснят, и тут же переключилась на новую посетительницу. Парни также были заняты — один говорил по мобильнику, другой, судя по выражению лица, мучительно о чём-то размышлял. Прошло не менее минуты, прежде чем он решился предложить мне свои услуги.
Мой собеседник назвался менеджером. Хотя по внешнему виду я принял бы его за подростка из сиротского приюта или из семьи, находящейся «в социально опасном положении». Он изложил мне два пути возможного развития событий. Первый: я выезжаю по адресам, где сдают жильё, вместе с агентом фирмы — за каждую поездку с меня 200 руб. Когда будет найден подходящий вариант, заключается договор и я плачу фирме стоимость месячного проживания — с учётом моих запросов (однокомнатная квартира в центре) это составит от 10 до 12 тыс. руб.
Второй путь — гораздо более для меня выгодный: договор заключается сразу же и мне передают сведения о сдаваемых в наём квартирах. Это называется «оказанием информационных услуг» — звучит солидно! И дёшево — придётся заплатить фирме сумму, равную всего лишь половине стоимости квартиры. Сплошная экономия. Ради этого стоит раскошелиться и отдать деньги прямо сейчас, при подписании договора.
К моему восторгу от предстоящей выгодной сделки примешалось смутное сомнение — квартира ещё не найдена, половину от какой стоимости я должен заплатить сейчас? Менеджер ненадолго замялся, потом показал мне соответствующий пункт договора. Получалось, что мне следует выложить пять с половиной тысяч рублей — тем самым оплачу все услуги фирмы и ещё её «дополнительные расходы на содержание базы данных». То есть стоимость будущей аренды квартиры никакого значения не имеет. Что-то здесь не срастается.
Да и вообще текст договора (кстати, набранного очень мелким шрифтом) вызвал у меня массу вопросов. И тут парнишка, величающий себя менеджером, окончательно потерялся. Смущённо произнёс, что работает всего два дня и ещё не успел вникнуть во все нюансы своего нелёгкого ремесла. Заверил, что деньги, которые я заплачу, ему, бедному, не достанутся — он передаст их в кассу агентства. Так что не стоит подозревать его в корыстных побуждениях.
Я и не подозревал. Просто показалось странным, что солидная организация доверяет только что принятому сотруднику, не вполне понимающему смысл своих обязанностей, заключать договоры и взимать с клиентов плату наличными на месте. Никакого чека или квитанции, между прочим, при этом не предусматривается. Попробуй потом докажи, что ты заплатил по договору.
Ну а сам договор показался мне сочинённым по принципу: «исполнитель всегда прав, а заказчик — дурак набитый». Чего стоит одно перечисление обязанностей договаривающихся сторон. Пока действует договор — а это 30 календарных дней — заказчик не имеет права искать себе жильё другим способом и вообще сотрудничать по данному поводу с какими-либо «третьими лицами». Не дай бог использовать полученную от фирмы — исполнителя информацию в каких-нибудь посторонних целях. Он обязан рассмотреть все до единого (!) варианты жилья, какими бы дикими они ему не казались. «Прозванивать варианты» (так в договоре) следует немедленно — в течение получаса после их появления в базе данных, иначе никакие претензии не принимаются. Варианты выбирать только самостоятельно. Ну и, конечно, «вежливо и корректно общаться с собственником», «приезжать на просмотры в трезвом состоянии и опрятном виде». Словом, заключая договор, клиент взваливает на себя кучу обязательств.
А что же исполнитель? Он обязуется «поддерживать базу данных и обеспечивать функционирование информационной системы на должном уровне». И всё. Причём, в отличие от заказчика, имеет право «привлекать сторонние источники».
Наконец, самое главное — ответственность сторон! При каких обстоятельствах я могу расторгнуть договор и получить назад свои деньги, если меня что-то не устроит? Ничего не нашёл об этом, зато узнал, что «договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, в случае когда заказчик ведёт себя грубо и неуважительно по отношению к исполнителю». Ни о каком возврате денег при этом, разумеется, нет и речи. В законодательстве, о коем в договоре вскользь упоминается, отсутствует формулировка, что такое «грубо и неуважительно». Выходит, это определяется на усмотрение — кого? Всё того же исполнителя!
И ещё один пункт, который меня попросту потряс своей откровенностью. «Исполнитель не несёт ответственности (внимание!) за содержание, достоверность и точность материалов, предоставленных собственниками сдаваемого помещения»! Под «материалами» здесь, видимо, понимаются сведения. То есть за мои деньги мне предоставят кучу сведений о сдаваемом жилье, но за достоверность этих сведений агентство, берущее плату, не отвечает. Вот так.
Нет, в договоре сказано, что фирма предоставляет клиенту гарантии — он может... продлить в силу чрезвычайных обстоятельств срок договора на целый год. Или бесплатно поменять неподходящее жильё в течение двух месяцев. Но денег ему при этом никто не вернёт. И другими путями жильё искать нельзя. Иначе договору конец.
Деньги получить назад можно лишь одним способом — направив исполнителю претензию в письменном виде. Если её признают подлежащей удовлетворению, конечно. Я спросил другого менеджера фирмы — более сведущего и уверенного на вид, чем тот парнишка, с кем я общался первым: кто решает вопрос об удовлетворении претензии? Он ответил: «Наш технический отдел». Всё ясно. Кто берёт деньги, тот и определяет, нужно ли их возвращать. В условиях потрясающего неравенства обязанностей сторон по договору решение можно предсказать, не будучи провидцем.
Добавлю, что бланк договора был увенчан печатью «ИП Титов».
Плати только за результат
Предчувствую вопрос читателей: неужели договоры с такими условиями кто-то подписывает да ещё и оплачивает? Да, подписывают и платят, причём, судя по всему, очень многие. А вот что происходит дальше… Об этом я узнал от обратившегося в редакцию Александра САРМИНА. Он пытался воспользоваться услугами агентства, которое называется «ИП Ягудина» и находится всего в двух кварталах от «ИП Титов» — на пересечении улиц Чапаева и Кутякова. Спросите, что общего между этими фирмами? Их договоры похожи как близнецы, и ссылка там на один и тот же сайт. Правда, есть мелкие различия — например, пункты переставлены местами. Сумма оплаты вписана на бланке «ИП Ягудина» от руки. И никакой печати там вовсе нет.
Александр Сармин 17 августа увидел объявление о сдаче подходящей ему квартиры на самом известном сайте по купле-продаже и, позвонив, попал в агентство
«ИП Ягудина». Пришёл в офис, где с ним заключили договор на тех условиях, что я описал выше, и взяли с него 4 тыс. руб. Тут же связались с собственником, тот пообещал ждать клиента в своей квартире на улице Рахова.
Как нетрудно догадаться, по адресу хозяина не оказалось. Он ещё раз пообещал по телефону скоро быть, потом перестал отвечать на звонки. Александр прозвонил ещё несколько адресов, предоставленных ему фирмой. Везде квартиры либо были уже сданы, либо сдавались по гораздо более высокой цене, чем указана, либо были в непригодном для проживания состоянии.
Сармин, которому абсолютно негде было жить, с помощью своего знакомого нашёл другое жильё. И отправился в офис агентства, чтобы получить свои деньги назад. Но это оказалось невозможно. Запись разговора клиента с владелицей фирмы — В. В. ЯГУДИНОЙ — есть в редакции.
Денег парню возвращать никто не собирался на основании договора, им же подписанного. Обманул собственник? В договоре сказано, что фирма за него не отвечает. Прозвонил десяток квартир, ни одна не подходит? Прозвони триста квартир, что содержатся в базе данных, тогда говори, что тебя не устраивает наша работа. И вообще, месяц по договору ещё не истёк, какие могут быть претензии? А поскольку сам нашёл квартиру, значит, нарушил договор, и теперь претензии не принимаются вообще.
На вопрос, возможен ли возврат денег в принципе, риэлтерша ответила: возможен, если фирма не в состоянии предоставить сведения о сдаче жилья. Учитывая, что эти сведения могут браться откуда угодно и ни к чему фирму не обязывают, они всегда будут предоставлены. Точка.
У дверей Саша столкнулся с ещё одним клиентом-неудачником, Сергеем ПЕРПЕЛЮКОВЫМ. Он заплатил две с половиной тысячи и получил адрес комнаты, которая оказалась давно сдана. Приходили в офис на Кутякова и другие заказчики — претензии не были приняты ни у кого.
Сейчас Александр Сармин обратился с заявлениями в полицию и в Роспотребнадзор. Пока нет решения по его заявлениям, мы не вправе никого называть мошенниками. Но всё же призываем людей, приходящих в эти и другие подобные агентства, быть очень бдительными и думать — за что вы отдаёте свои деньги.
Наплыв посетителей, кстати, в офисах немалый — я сам видел и слышал разговоры по телефону со многими. В конторе «ИП Титов» к тому же обмолвились — у нас, дескать, семь офисов по городу.
Известный саратовский юрист Николай СКВОРЦОВ уверен, что деньги за подобные услуги надо отдавать исключительно после получения положительного для вас результата.
— Ситуаций, аналогичных той, о которой рассказано, множество! Остапов Бендеров в нашей стране всегда было предостаточно. Основная ошибка граждан, которые хотят снять квартиру, в том, что нужно оговаривать в договоре конкретный результат работ и платить только за этот результат. Сняли квартиру — заплатили комиссионные. Не сняли — риэлтер работает дальше. До подписания любой договор нужно внимательно изучить, поняв все неясности и сложности формулировок.
P.S. Когда масса облапошенных клиентов достигает критической и у дверей офиса выстраивается очередь из желающих ввернуть деньги, фирмы, предоставляющие «информационные услуги», меняют дислокацию.
Станислав ОРЛЕНКО