Средства на детство
Предложение о расширении возможностей использования материнского капитала, в частности на помощь детям-инвалидам, было внесено в Госдуму РФ, рассматривалось несколько лет, однако не прошло даже первого чтения. Министерство здравоохранения РФ посчитало такие траты нецелесообразными. Но в 2014 г. президент Владимир ПУТИН всё же поручил правительству рассмотреть вопрос о дополнительных возможностях использования маткапитала для семей с детьми-инвалидами. Спустя полтора года, в сентябре 2015-го, чиновники разработали законопроект, который даёт право приобретать адаптивные средства для инвалидов, а вот потратить «материнские» деньги на оплату медицинских услуг или реабилитационных мероприятий по-прежнему нельзя. Как указывается в пояснительном документе, правила направления семейного капитала на компенсацию приобретения товаров и услуг и их перечень будут установлены Правительством России.
Депутат Госдумы РФ Ольга АЛИМОВА несколько лет назад вышла с инициативой выплачивать маткапитал мужчинам, которые единолично воспитывают детей. В отношении «материнских» денег для детей-инвалидов Ольга Николаевна высказалась кратко и лаконично:
— Если бы у родителей была возможность потратить средства материнского капитала на своевременное лечение и операцию, возможно, не пришлось бы использовать средства реабилитации для ребёнка, уже получившего инвалидность, — считает депутат. — Конечно, многие мамы, которые ко мне обращаются, будут рады и этому — протезы купить, памперсы, ещё что-то. Но в целом, на мой взгляд, получается, что государство пытается переложить свои обязанности по обеспечению детей-инвалидов средствами адаптации и интеграции на плечи родителей. Мол, если вы не хотите брать коляску, которая есть в наличии, — пожалуйста, приобретайте ту модель, которую считаете нужной, но уже за собственный счёт, то есть средства материнского капитала.
Invalidov net?
В пациентских организациях Саратовской губернии инициатива правительства вызвала скорее удивление, нежели радость.
Комментарий эксперта
Венера ПАВЛЕНКО, председатель саратовской региональной общественной организации инвалидов «Ты не один»:
— На закупку средств технической реабилитации выделяются бюджетные деньги, но теперь получается, что чиновники, прикрываясь благими намерениями, перекладывают их приобретение на родителей детей-инвалидов. Ни для кого не секрет, что те средства реабилитации, которые нам выделяют, дешёвые и не очень качественные. Мы стоим в очередях, ждём по три года, а в результате получаем товар, который служит несколько месяцев. Взять хотя бы тифлосредства для слепых: в прошлом году нам выдали специальное устройство для чтения книг, которое буквально рассыпается в руках. Я работаю с инвалидами и знаю, что такая ситуация нередка: повторяется с инвалидными колясками, ортопедическими принадлежностями и проч. И что же получается? Теперь родители будут отказываться от бесплатных средств реабилитации, поскольку они мало служат, и закупать на средства маткапитала более современные и качественные. Опять же далеко не всем нужны адаптационные товары, некоторые слабовидящие люди могут купить их самостоятельно. Почему бы не разрешить родителям потратить эти деньги на операцию для ребёнка, ведь, скажем, для слабовидящих или слепых деток это шанс стать полноценным членом общества. Операция, которая может сделать из инвалида здорового человека, — разве это не важно?
Общественница опасается, что подобные инициативы закончатся очень печально: власти начнут закупать ещё более дешёвые средства реабилитации, люди перестанут их брать, поскольку у них появится возможность приобрести качественный товар. В результате чиновники объявят, что инвалиды отказываются от помощи, и свернут бесплатные программы. Причём всем: кто имеет маткапитал, и тем, у кого его нет.
— У меня возникает впечатление, что инвалиды — лишние на чужом празднике жизни, — говорит Венера Павленко. — Мы никому не нужны, просто балласт, от которого власть имущие пытаются постепенно избавиться.
По мнению Елены КУЧИНОЙ, координатора благотворительного фонда «Возьмёмся за руки», расширение возможностей для использования маткапитала, конечно, плюс. Однако есть масса вопросов, на которые пока чиновники не дали ответа.
— Очень важный момент: мы пока не знаем, какие именно средства технической реабилитации окажутся в новом перечне, — высказывает своё мнение общественница. — От этого зависит, будет ли он востребован у родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Комментарий эксперта
Елена КУЧИНА, координатор благотворительного фонда «Возьмёмся за руки»:
— Было бы правильно, если бы родители получили право выбора: потратить деньги на лечение ребёнка или приобрести необходимые ортопедические принадлежности. Возьмём детей, имеющих проблемы со зрением. Операции для них проводятся в Санкт-Петербурге бесплатно, но расходные материалы ещё несколько лет назад стоили около 200 тысяч рублей. Мамы самостоятельно собирают эти деньги, обращаются в благотворительные фонды, ищут спонсоров. Если бы они смогли взять эти средства из маткапитала, их жизнь существенно облегчилась. У нас есть близнецы, которые имеют проблемы со зрением — 400 тысяч рублей материнского капитала хватило бы на всё необходимое для операции.
Но, видимо, чиновники, объявляя о том, что отечественная медицина бесплатная, забывают о таких несущественных «мелочах», как 200 тыс. руб., без которых операция просто не состоится. А может быть, просто не вникают.
Заложники бесплатной медицины
В Саратовской губернии проживают более 155 тыс. инвалидов, шесть тысяч из них — дети. Причём численность последних практически не меняется уже несколько лет, несмотря на то, что врачи уверяют: детей с отклонениями в здоровье рождается всё больше. Общественники объясняют эти чудеса статистики просто: получить группу тяжелобольным детям очень сложно, а в последние три года с них активно снимают инвалидность. Надо полагать, в целях экономии социальных выплат и улучшения медицинских показателей.
В объединение родителей детей с заболеванием ДЦП «Радость движения», созданное при Саратовском региональном отделении Российского детского фонда, входит более 200 семей со всей области. Руководитель объединения Гульмира АНЕНКОВА воспитывает троих детей, один из которых страдает ДЦП.
Комментарий эксперта
Гульмира АНЕНКОВА, руководитель объединения «Радость движения»:
— Для многих мам, воспитывающих детей с диагнозом ДЦП, материнский капитал стал бы хорошей помощью, ведь реабилитация и лечение альтернативными методами стоят немалых денег. В отношении товаров, которые помогут детям быстрее адаптироваться к окружающей среде, скажу следующее: довольно часто мы ждём средства реабилитации по нескольку лет. Возьмём бесплатные ходунки. То, что нам выдают, порой не подходит ребёнку, приходиться покупать ходунки за собственные деньги. Конечно, нам потом компенсируют их стоимость, однако сумма компенсации до смешного мала. Многофункциональные, модульные опоры-ходунки для развития навыков ходьбы у детей стоят около 90 тысяч рублей, но компенсируют только 1600 рублей, поскольку это цена, по которой наша область закупала их три года назад. Конечно, это копейки. Если ходунки включат в перечень товаров, которые мы сможем приобрести на средства маткапитала, то это будет хорошим подспорьем. Но опять же возникает вопрос: каким будет перечень? Если он будет дублировать список минсоцразвития, то в этом случае всё бессмысленно: мы сможем приобрести лишь ту модель коляски или ортезов, которая будет указана в списке.
Гульмира Аненкова рассказала, что список средств технической реабилитации для детишек, страдающих ДТП, довольно обширен. К примеру, есть такой чудо-аппарат — иппотренажёр, который имитирует движения, совершаемые при езде на лошади. Занятия на иппотренажёре увеличивают объём пассивных движений ребёнка, улучшают координацию, чувство равновесия и осанку. Но устройство стоит 40 тыс. руб. и в перечне средств реабилитации, которые выдаются за государственный счёт, его нет.
— Конечно, если бы такая возможность была, мы приобрели бы его на средства материнского капитала, — говорит руководитель объединения «Радость движения». — Сейчас нам остаётся только дожидаться перечня и надеяться, что благая государственная инициатива не окажется пустым выхлопом.
Саратовчанка Ольга КОМАРОВА воспитывает сына, у которого диагноз — ДЦП. Три года назад она родила дочку, здоровенькую и крепкую, но все силы и средства семьи уходят на лечение и реабилитацию старшего ребёнка. Ольга не может понять, почему чиновники запретили использовать материнский капитал на реабилитацию.
— Мамы детей-инвалидов из российских регионов неоднократно писали обращения президенту Путину с просьбой разрешить использовать материнский капитал на реабилитацию, — рассказывает Ольга. — В интернете собирали подписи, обращались в Общественную палату. Но им ответили, что реабилитация, так же как и лечение, в России бесплатная. Тот факт, что от бесплатной помощи фактически нет никакого толку, никого не интересует. Приходится тратить 75 тысяч рублей за один курс, а потом снова искать деньги, если хочешь облегчить жизнь своему ребёнку. Теперь получается, что возможности использования маткапитала расширились, но по факту ничего не изменилось. Вместо дешёвых китайских товаров, которые закупают наши чиновники для детишек-инвалидов, мы получим возможность потратить средства на те же товары, только более качественные. Конечно, и за это спасибо, поскольку лично у меня маткапитал лежит мёртвым грузом: на жильё этих денег не хватает, образование пока неактуально.
Вероятно, именно на это и рассчитывают власть имущие, сделав широкий жест в сторону детей-инвалидов: родители, которые до сих пор не потратили материнский капитал, будут рады любой новой возможности его использовать. Пусть даже на технические средства реабилитации, которые по закону должны выдаваться бесплатно. Те же мамы и папы, чьим малышам требуется операция или дорогостоящая реабилитация, будут годами ждать квот и обивать пороги благотворительных фондов. А «материнские» деньги так и останутся «виртуальными».
Ирина Лихоман